Из всех цивилизаций древнего мира римская известна нам
лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее
проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не
перестают нас восхищать. Но, как это ни парадоксально, труднее всего найти
ответ на вопрос: «Что представляет собой искусство Древнего Рима?» Римский
гений, столь явно распознаваемый в любой другой области человеческой
деятельности, становится удивительно неуловимым, стоит нам задуматься над
тем, существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий именно Древнему Риму.
В чем тут причина?
Наиболее очевидное объяснение кроется в том, что римляне
преклонялись перед греческим искусством всех эпох и направлений. Они тысячами
вывозили из Греции созданные там оригиналы и копировали их в еще большем
количестве. Вдобавок то, что создавалось в самом Риме, было явным подражанием
греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, начиная с
времен республики и заканчивая эпохой крушения империи, были греческого
происхождения. Однако если отвлечься от различий в тематике, то остается
непреложным тот факт, что все произведения искусства, созданные в подражание
греческим, ощутимо отличаются от последних, обладая явно выраженными
«негреческими» чертами, предполагающими совершенно иные цели и задачи.
Поэтому было бы правомерно оценивать искусство Древнего Рима в соответствии с
критериями, применимыми для Древней Греции. Римская империя была в высшей
степени сложным, неоднородным и открытым обществом, впитывавшим и
переплавлявшим национальное и региональное в общеримское, являющееся
одновременно и разнородным и единообразным. Черты римского искусства,
свойственные именно Риму, скорее могут быть обнаружены в этом разностороннем
его характере, нежели в единстве и последовательности художественной формы.
АРХИТЕКТУРА
Если скульптуру и живопись Древнего Рима действительно не
без оснований подозревают во вторичности, то римская архитектура представляет
собой поистине творческий подвиг, не дающий повода для подобного рода
сомнений. Более того, с самого начала ее развитие отражало свойственный
только Риму характер общественной и личной жизни, так что любые элементы,
заимствованные у этрусков или у греков, очень скоро приобретали неизгладимый
отпечаток римского стиля. Сооружения эпохи империи должны были вмещать такое
количество людей, какое не смогли бы вместить постройки греческого образца,
несмотря на всеобщее восхищение ими. Когда же возникла потребность обеспечить
римских граждан всем необходимым, начиная с воды и заканчивая
крупномасштабными зрелищами, пришлось выработать радикально новые формы с
применением более дешевых материалов и более быстрых методов строительства.
С самого начала развития Рима как столичного города
ведение в нем строительных работ предполагало использование арки и
развившихся на ее основе трех типов сводов: бочарного (полуцилиндрического),
крестового (представляющего собой пересечение под прямым углом двух бочарных)
и, наконец, купольного. В равной степени необходимым оказался и бетон — смесь
известнякового раствора и гравия с бутом, то есть кирпичной и каменной
крошкой. Техника строительства из бетона была изобретена тысячелетием раньше
на Ближнем Востоке, но римляне расширили область его применения и сделали
основным методом строительства. Преимущества очевидны: прочный, дешевый и
пластичный, именно он дал возможность создать грандиозные архитектурные
сооружения, которые до наших дней остаются памятниками «былого величия Рима».
Римляне умели спрятать непритязательную поверхность бетона под облицовкой —
кирпичной или каменной кладкой, мраморными плитами или гладким слоем
штукатурки. В наше время остатки римских построек по большей части лишились
этого декоративного покрова, и обнажившийся бетон лишил римские развалины той
привлекательности, которую имеют греческие. Руины Древнего Рима впечатляют
иным: размерами, массивностью, смелостью замысла.
Святилище Фортуны Перворожденной (Примигении).
Старейшим из архитектурных памятников, где эти качества проявились в полной
мере, является святилище Фортуны Перворожденной в Палестрине, в отрогах
Апеннинских гор, к востоку от Рима. Здесь, в имевшей некогда большое значение
цитадели этрусков, с древнейших времен существовал необычный культ Фортуны
(богини судьбы) как изначального божества — в сочетании с
находившимся тут же
знаменитым оракулом.
Построенное римлянами святилище относится к началу первого
века до нашей эры. Система пандусов и террас (видны на илл. 84) ведет на
огромный украшенный колоннадой двор, откуда мы по широкой лестнице, ступени
которой напоминают расположение мест в древнегреческом театре, поднимаемся к
полукруглой колоннаде, завершающей все это сооружение. Перекрытые арками
проходы, обрамленные полуколоннами и антаблементами, а также ниши в форме
полукруга играют важную роль. За исключением колонн и архитравов все открытые
сегодня нашим глазам поверхности являются бетонными; действительно, трудно
представить, какая еще строительная техника позволила бы создать комплекс
такой протяженности.
Не только масштабность делает святилище в Палестрине таким
впечатляющим, но и то, как прекрасно оно вписывается в ландшафт. Весь склон
холма, который господствует над прилегающей местностью и тем напоминает
афинский Акрополь, был преображен так, что кажется, будто архитектурные формы
являются продолжением скал, словно люди завершили постройку, начатую самой
природой. Такая обработка открытых про-, странств была невозможна в странах
классической греческой культуры — да к этому и не стремились (нечто подобное
можно найти лишь в Древнем Египте). Это противоречило и духу Рима эпохи
республики. Знаменательно, что святилище в Палестрине относится ко временам
диктатуры Суллы (82—79 г. до н. э.), когда наметился переход от
республиканской формы правления к единоличному правлению Юлия Цезаря и
стоявших после него во главе римской империи принцепсов.
Колизей. Арка и свод, с которыми мы встретились в
Палестрине и которые служат существенным и неотъемлемым элементом римской
монументальной архитектуры, свидетельствуют не только о высокой технике
строительства в Древнем Риме, но также о свойственном римлянам чувстве
упорядоченности и постоянства, вдохновлявшем их на создание подобных
сооружений. Эти качества вновь впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре,
построенном в центре Рима для боев гладиаторов (илл. 85). Его сооружение было
завершено в 80 г. н. э. Это одно из самых массивных когда-либо созданных
руками человека отдельно стоящих зданий; до того как Колизей был частично
разрушен, он вмещал свыше 50 тысяч зрителей. Это настоящий шедевр инженерной
мысли. Его бетонная плоть прорезана многокилометровыми сводчатыми коридорами
и лестницами, облегчающими проход огромного количества людей к арене и от
нее. Его внешний декор — благородный и монументальный — повторяет скрытые под
ним особенности конструкции, но как бы «одевает» их резным камнем и
акцентирует находящиеся в замечательном равновесии вертикальные и
горизонтальные элементы, представленные полуколоннами и антаблементами,
содержащими бесконечные ряды арок. Колонны всех трех классических ордеров
размещены одни над другими в соответствии с присущим им «весом». Колонны
дорического, самого древнего и строгого ордера, размещены на нервом этаже,
затем следуют колонны ионического и коринфского ордеров. Возрастание легкости
пропорций едва уловимо; все эти ордера в их римской интерпретации смотрятся
почти одинаково. Ценность колонн как несущих элементов конструкции стала
призрачной, однако эстетическая функция сохранена, ибо благодаря им огромная
протяженность фасада соотносится с возможностями человеческого восприятия.
Арки, своды и бетон
впервые в истории архитектуры позволили
римлянам создать обширные внутренние
пространства. Вначале они применялись
главным образом в термах — огромных банях, которые
ко временам империи
стали важными центрами общественной жизни. Опыт, накопленный при
их строительстве, был использован при сооружении других, более
традиционных для римской архитектуры зданий, и
это подчас приводило к поистине революционным
результатам.
Пантеон. Наиболее удивительным примером такого рода может
служить знаменитый Пантеон в Риме, огромный круглый храм, построенный в
начале П в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает
лучше всего сохранившимся, а также наиболее впечатляющим интерьером (илл.
86). Круглые храмы существовали задолго до Пантеона, но столь сильно
отличались от него по форме, что он не может быть поставлен в один ряд с
ними. Снаружи здание выглядит как лишенный украшений барабан цилиндрической
формы, над которым возвышается купол, покрытый неброской резьбой. Вход в храм
выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов. Соединение
этих двух элементов кажется несколько нарочитым, но следует помнить, что в
настоящее время мы не можем видеть здание так,
как предполагалось изначально: теперь уровень прилегающих
улиц значительно выше, чем в древности.
То, что создание опоры для огромной полусферы купола не
является трудноразрешимой технической задачей для строителей, видно из
тяжеловесной незамысловатости поддерживающей его стены. Ничто во внешнем
облике храма не предполагает даже в малейшей степени изящества и воздушной
легкости интерьера; их не удается воссоздать средствами фотографии, и даже
(илл. 87) которую мы здесь приводим, не может в полной мере передать
соответствующего впечатления. Высота от пола до отверстия в своде (его
называют «окулус», что значит «глаз») в точности соответствует диаметру
основания купола; таким образом, храм удивительно пропорционален. Вес купола
распределен по восьми составляющим монолит секциям стены (илл. 88). Между
ними архитектор смело разместил прикрытие колоннами ниши — углубления в
массивной бетонной стене; они не сквозные, но обеспечивают иллюзию открытого
пространства позади опор, создавая впечатление, что стены не столь толсты, а
купол гораздо легче, нежели в действительности. Многоцветные мраморные панели
отделки, а также каменные плиты пола по-прежнему находятся на своих местах,
но купол первоначально был вызолочен, чтобы напоминать «золотой свод небес».
Как и подсказывает его название, Пантеон был посвящен всем
богам или, точнее, семи из них, чьи имена соответствуют названиям планет (в
храме имеется семь ниш). Таким образом, предположение, что золотой потолок
символизирует небесный свод, представляется обоснованным. Стоит отметить, что
у этой торжественной и величественной постройки были довольно скромные
предшественники. Римский архитектор Витрувий, живший более чем за сто лет до
сооружения Пантеона, описывает парное помещение в банях, имеющее (разумеется
при гораздо меньших размерах) те же основные отличительные признаки, что и
Пантеон: свод в форме полусферы, пропорциональное отношение высоты к ширине и
круглое отверстие в центре свода, (которое могло закрываться подвешенной на
цепях бронзовой заслонкой в целях регулирования температуры в парном
помещении).
Базилика Константина. У построенной в начале IV в. н. э.
базилики Константина тоже были предшественники. Первые такие здания появились
в Греции периода эллинизма. Это были предназначенные для различных целей
общественные сооружения с довольно длинным прямоугольным залом внутри. При
римском владычестве такие постройки стали типичными для каждого крупного
города; они использовались преимущественно для проведения судебных заседаний
— суды, отправлявшие правосудие от имени императора, должны были размещаться
в достойном их помещении. Однако здание, построенное Константином, отличается
от других базилик, напоминая по форме главные помещения терм Каракаллы и
Диоклетиана — так звали правивших ранее императоров, при которых они были
возведены. Только размеры базилики больше. Пожалуй, это было самое большое из
крытых помещений во всем Древнем Риме. До сегодняшнего дня дошел только
северный боковой неф — три огромные секции, перекрытых бочарными сводами
(илл. 89). В верхней части центрального нефа находился ряд больших окон, так
что несмотря на огромные размеры в базилике было достаточно света и воздуха
(илл. 90). Подобное архитектурное решение впоследствии будет часто
встречаться в самых различных зданиях — от церквей до вокзалов.
СКУЛЬПТУРА
Спор по поводу того, существует ли такое понятие как
«римский стиль», по вполне понятной причине в основном касается именно
скульптуры. Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих
оригиналов, репутация римских мастеров как имитаторов представляется
оправданной, так как большое число работ, скорее всего являются переделками и
вариантами греческих образцов всех периодов развития скульптуры. Спрос на
скульптуру в Риме был огромным, и это отчасти диктовалось любовью римлян к
старине, отчасти желанием как можно пышнее украсить интерьеры. Вместе с тем,
без сомнения, некоторым видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и
серьезные функции. Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие
в римском искусстве. Самыми интересными и примечательными из них стали
скульптурный портрет и повествующий рельеф,— жанры, имеющие глубокие корни в
жизни римского общества.
Скульптурный портрет
Из литературных источников Древнего Рима мы знаем, что со
времен ранней республики наиболее прославленных политических и военных
деятелей увековечивали, воздвигая им статуи в общественных местах. Эта
традиция продолжалась около тысячи лет, до конца существования Римской
империи. К сожалению, первые четыреста лет являются для нас закрытой книгой:
на сегодняшний день не известно ни одного скульптурного портрета, который
можно было бы датировать более ранним временем, чем I в. до н. э. Вполне
возможно, что монументальный и ярко выраженный римский стиль скульптурного
портрета сложился только со времен Суллы, к которым относится также и
становление римской архитектуры (см. стр. 94). Скульптурный портрет произошел
от очень древнего патриархального римского обычая: после смерти главы семьи с
его лица снималась восковая маска, хранившаяся затем в особом шкафу,- своего
рода семейном алтаре. Эти маски предков несли во время похоронной процессии.
Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества (см. илл.
23). В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно
придерживаться этих же традиций. Возможно, стремление патрициев воспроизвести
недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для
всеобщего обозрения объясняется желанием обратить внимание на древность рода
и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе.
Скульптурные портреты предков
В силу таких намерений и была создана статуя, которую мы
видим на илл. 91- Она изображает неизвестного римлянина, держащего два бюста
предков, предположительно отца и деда. Эти изваяния отличающиеся достаточной
выразительностью, являются копиями с утраченных оригиналов. Различия в стиле
их исполнения и форме показывают, что оригинал, с которого был выполнен бюст
слева, примерно на тридцать лет старше бюста справа. Эту скульптуру в целом
нельзя
Вместе с тем, имело значение лишь лицо изображенного
человека, а не творческий почерк мастера. Поэтому наиболее характерными
чертами римских портретов стали холодная и прозрачная «фотографичность». Так
и хочется сказать, что в этих работах отсутствует вдохновение — не в
осуждение, а чтобы отметить основное отличие римского мастера по сравнению с
греческими или даже этрусскими портретистами. Такая серьезность была
намеренной и считалась достоинством. Подтверждение этому мы находим при
сравнении правого бюста предка с прекрасным эллинистическим портретом с
острова Делос на иллюстрации 75. Вряд ли можно себе представить более
убедительный контраст. Оба с удивительной точностью передают портретное
сходство, но эти две работы принадлежат различным мирам. Если эллинистический
портрет впечатляет тонким психологизмом проникновения скульптора во
внутренний мир модели, то римский с первого взгляда поражает отсутствием чего
бы то ни было кроме тщательного воспроизведения черт лица; по существу,
характер изображенного человека проступает непреднамеренно. Но это только
кажется: черты лица действительно переданы достоверно, но скульптор придал им
свойства, типичные для личности истинного римлянина: жестокость,
грубоватость, железная воля и чувство долга. Этот бюст создает впечатление
пугающей властности, и черты тщательно проработанного портретного сходства
подобны конкретным фактам биографии.
Статуя Августа из Примапорты. По мере приближения к эпохе
принципата Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в древнеримских
скульптурных портретах все более явно прослеживается новое направление. Его
отличительные черты наиболее полно проявились в великолепной статуе Августа
из Примапорты (илл. 92). При беглом взгляде на нее нельзя сказать с
уверенностью, бог это или человек. И это понятно: скульптор явно хотел
одновременно изобразить и того и другого. Здесь, в Древнем Риме, мы вновь
встречаемся с существовавшей еще в древности в Египте и на Ближнем Востоке, концепцией
обожествленного правителя. Она проникла в греческую культуру в IV в. до н.
э.; таким обожествленным правителем стал Александр Македонский, а затем его
последователи. От них эта традиция перешла к Юлию Цезарю и другим римским
императорам.
Идея привнести в облик императора сверхчеловеческие черты
и посредством этого повысить его авторитет прижилась и стала официальной
политикой. Правда, при Августе она еще не знала таких крайностей, как при
последующих императорах, и все же в статуе из Примапорты очевидно желание
придать облику Августа божественный вид. Однако, несмотря на то, что статуя
изображает идеализированного героя, в ней безошибочно угадывается римское
происхождение. Одежда— в том числе нагрудный доспех с изображенной на нем
аллегорической сценой — реалистично воспроизводит текстуру поверхности,
удивительно точно передавая впечатление ткани, кожи, металла. Черты лица тоже
подверглись идеализации или, лучше сказать, «эллинизации». Незначительные
физиономические подробности притушеваны, внимание сосредоточено на глазах,
что делает взгляд «вдохновенным». Вместе с тем, имеет место явное портретное
сходство, возвышенное не подавляет индивидуального. Это становится особенно
очевидным при сравнении с другими бесчисленными скульптурными портретами Августа.
Возможно, эта статуя, найденная на вилле жены Августа, создавалась в
соответствии с его личными указаниями. Она отличается высоким художественным
уровнем исполнения, редко встречающимся в портретах правителей, которые
создавались в условиях массового производства.
Древний Рим дал огромное количество скульптурных портретов
самых различных типов и стилей; их разнообразие отражает сложный и
многогранный характер римского общества. Если считать одним полюсом этого
многообразия восходящую к временам республики традицию изображений предков, а
другим — вдохновленную эллинистическим искусством статую Августа из
Примапор-ты, мы сможем найти между ними бесчисленные варианты их сочетания и
взаимопроникновения. Так, Август соблюдал древний римский обычай и был всегда
чисто выбрит. Впоследствии же римские императоры восприняли греческую моду и
стали носить бороду, выражая тем самым свое преклонение перед
эллинистическими традициями. Таким образом, когда в скульптуре второго века
нашей эры мы встречаем сильное стремление приблизиться к классическим
образцам, часто носящее холодный, формальный характер, то это нас не
удивляет. Это направление особенно усиливается во времена правления Адриана и
Марка Аврелия, которые в качестве частных лиц проявляли глубокий интерес к греческой
философии.
Конные статуи
Такая тенденция ощутима в статуе, изображающей Марка
Аврелия на коне (илл. 93), которая примечательна не только как единственный
из дошедших до нас конных памятников императорам, но и как одна из немногих
древнеримских статуй, остававшихся доступными для всеобщего обозрения на
протяжении всего средневековья. Традиция придавать восседавшему на коне
императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия
Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлианском
форуме. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным — под правым передним
копытом его коня когда-то находилась скорчившаяся фигурка варварского вождя.
В высшей степени одухотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но
сама фигура императора, лишенная доспехов и вооружения, выражает стоическую
отрешенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Таким и был
взгляд этого императора на самого себя и на свое правление (161—
180 . до . .).
Портретные бюсты
Правление Марка Аврелия было затишьем, случающимся перед
бурей. Третий век застал Римскую империю в состоянии почти постоянного
кризиса, продлившегося целое столетие. Варвары угрожали ее широко
раздвинувшимся границам, а внутренние проблемы и конфликты подрывали
авторитет императорской власти. Удержать ее стало возможно только при помощи
откровенной силы, приобретение императорского титула посредством убийства
вошло в привычку. Так называемые «солдатские императоры» — наемники из
дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке
расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие
промежутки времени. Бюсты некоторых из них, такие как портрет Филиппа
Аравитянина (илл. 94), правившего с 244 по 249 г., принадлежат к наиболее
сильным произведениям в этом жанре искусства. Реализм в духе портретов эпохи
республики, с которым они воспроизводят черты изображаемого человека, не
знает компромиссов, но скульптор ставит перед собой задачу более сложную, чем
просто передать портретное сходство: все темные страсти человеческой души —
страх, подозрительность, жестокость — внезапно находят здесь свое воплощение
с почти невероятною прямотой. В чертах Филиппа отразилась вся жестокость его
времени, но каким-то странным образом он вызывает в нас жалость: в его облике
присутствует какая-то психологическая обнаженность, в результате чего перед
нами предстает существо жестокое, но загнанное в угол и обреченное. Результат
напоминает нам о бюсте с острова Делос (см. илл. 75). Отметим, однако,
новизну пластических средств, с помощью которых достигается столь сильное
воздействие этого римского портрета на зрителя. Прежде всего нас поражает
выразительность глаз. Создается впечатление, что взор прикован к чему-то не
видимому нами, но представляющему угрозу. Вырезанные очертания радужной
оболочки глаз и обозначенные углублениями зрачки — приемы, не применявшиеся в
более ранних портретах — позволяют показать направление взгляда. Волосы тоже
переданы средствами, противоречащими классическим канонам, и напоминают плотно
прилегающий к голове чепец с поверхностью, передающей их текстуру. Лицу
специально придан небритый вид: его поверхность в области нижней челюсти и
вокруг губ сделана шероховатой с помощью коротких следов резца.
Как мы видим, агония древнеримского мира носила и
духовный, и физический характер. По тем же двум направлениям должно было идти
и возвеличивание его новой славы согласно замыслу Константина Великого (илл.
95), обновителя империи, ее первого правителя-христианина. То, что мы видим,
не просто бюст, это один из нескольких сохранившихся фрагментов гигантской
(только голова имеет в высоту 2,44 м) статуи, которая когда-то находилась в
огромной базилике Константина (см. илл. 89). В этой голове все настолько
нарушает обычные пропорции, что она подавляет зрителя своей
величественностью. Задачей скульптора было создать впечатление некоей
превосходящей все мыслимые масштабы мощи, что подчеркивается массивными,
неподвижными чертами лица; особенно впечатляет пристальный гипнотический
взгляд огромных лучистых глаз. Это изображение в сущности говорит не столько
о том, как выглядел Константин на самом деле, сколько о том, как он
воспринимал себя сам и каким был для его восторженных подданных.
Рельефные изображения
Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось
портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью
рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми
украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны. Подобные
изображения знакомы нам по древним культурам Ближнего Востока (см. илл. 28,
45 и 46), но не Древней Греции. Исторические события — то есть события,
произошедшие в определенном месте и в определенное время,— не интересовали
скульпторов Греции классического периода. Если требовалось увековечить победу
над персами, это делалось не напрямую, а изображалась битва лапифов с
кентаврами либо греков и амазонок — мифологическое событие без
пространственно-временных связей с реальностью. Даже в эллинистическую эпоху
эта тенденция была преобладающей, хотя уже не абсолютно. Когда цари Пергама
хотели увековечить свои победы над гал-латами, последние были изображены как
таковые, но в типичных позах, означающих поражение и не характерных для
настоящей битвы (см. илл. 76).
Греческим художникам, однако все же случалось, создавать
произведения, посвященные историческим событиям. Мозаичная картина из Помпеи,
изображающая «Битву при Иссе» (см. илл. 59), по-видимому, воспроизводит
созданную около 315 г. до н. э. знаменитую работу греческого мастера, изображающую
победу Александра Македонского над персидским царем Дарием. Начиная с Ш в. до
н. э. и в Риме начали создаваться картины, отражающие его историю.
Выполненные на дереве, они играли роль своего рода плакатов, пропагандирующих
триумфы того или иного героя. Однако уже в последние годы республики такие
недолговечные средства отображения происходивших событий стали уступать место
более «солидным» и монументальным формам: вырезанные из камня рельефы
украшали сооружения, которые должны были просуществовать целую вечность.
Таким образом, они являлись подходящим средством прославления императоров, и
те стремились использовать его как можно шире.
Арка Тита. Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме
являются две большие панели, повествующие о деяниях императора Тита и
украшающие триумфальную арку, воздвигнутую в 81 г. н. э., чтобы увековечить
его победы. На одной из них (илл. 96) показана часть триумфальной процессии в
честь завоевания Иерусалима. В число изображенных трофеев входят семисвечник
и другие священные предметы. Несмотря на большой объем работы скульптору с
удивительным успехом удалось передать движение многолюдной толпы. В правом
углу рельефа процессия поворачивает и, удаляясь от нас, проходит через
триумфальную арку. Она как бы исчезает в ней: арка размещена под углом, так
что мы видим только ближнюю ее часть с входом — радикальный, но эффективный
прием.
Колонна Траяна. Задачи, стоявшие перед изобразительным
искусством эпохи империи, зачастую были несовместимы с реалистической
трактовкой пространства. Воздвигнутая в 106—113 гг. н. э. в память
победоносных походов императора против даков, населявших в древности
территорию Румынии, колонна Траяна (илл. 97) обвита сплошной лентой рельефа,
образующего фриз, композиция которого с точки зрения количества фигур и «плотности»
повествования превосходит все созданное к тому времени. При этом большая
часть труда резчиков оказывается «напрасной», ибо зрители — согласно удачному
высказыванию одного из ученых— «должны бегать кругами наподобие цирковой
лошади», чтобы следовать разворачивающемуся повествованию, и едва ли могут
что-нибудь рассмотреть выше четвертого или пятого витка без бинокля.
Спиральный фриз был новой и ко многому обязывающей формой исторического
повествования, требовавшей от скульптора решения многих трудных задач. Ввиду
отсутствия поясняющих надписей изображению следовало быть самодостаточным, то
есть максимально понятным; это значит, пространственное оформление каждого
эпизода тщательно продумывалось. Внешняя непрерывность изображения должна
была сочетаться с внутренней целостностью отдельных сцен. При этом глубину
собственно резьбы требовалось уменьшить по сравнению с такими рельефами, как
те, что украшали арку Гита, ибо в таком случае тени, отбрасываемые
выступающими деталями, сделали бы изображение «нечитаемым» для находящегося
внизу зрителя. Скульптору удалось блестяще решить все эти задачи, однако за
счет того, что он почти полностью пожертвовал впечатлением глубины
пространства. Ему пришлось свести пейзаж и архитектуру к упрощенным
декорациям и увеличить угол наклона поверхности, на которой стоят фигуры, как
бы приподняв ее. Те сцены, которые видны на иллюстрации, служат прекрасным
примером изображения исторических событий на колонне. Сражения среди более
чем ста пятидесяти отдельных эпизодов показаны редко; вместе с тем большое
внимание уделено политическим и географическим аспектам войны с даками и
тыловому обеспечению войск. Это сближает содержание фриза со знаменитыми
«Записками о Галльской войне» Юлия Цезаря.
ЖИВОПИСЬ
По сравнению с тем, что известно о древнеримских
скульптуре и архитектуре, наши знания о живописи Древнего Рима бесконечно
малы. Почти все дошедшие до нас произведения принадлежат к жанру настенной
росписи, причем подавляющее большинство их обнаружено либо при раскопках
Помпеи, Геркуланума и других поселений, погибших при извержении Везувия в 79
г. н. э., либо найдены в Риме и его окрестностях. Они принадлежат к узкому
промежутку времени, продолжительностью менее двух столетий. Никто не станет
отрицать, что это был период, когда копировались греческие образцы, ввозились
греческие работы и приезжали греческие мастера. Но «Битва при Иссе» (см. илл.
59) является одним из немногих тому свидетельств.
Римский иллюзионизм
Примером преобладавшего в те времена стиля служит роспись
украшающая один из углов «комнаты Иксиона» в раскопанной в Помпее «доме
Веттиев» (илл. 98)— Здесь все иллюзорно: и стены, раскрашенные под мраморные
плиты, и окантованные, как бы заключенные в рамы, мифологические сцены,
создающие впечатление вставленных в стену картин, написанных на деревянных
досках, и открывающийся за нарисованными окнами вид на фантастические
архитектурные сооружения — все это напоминает несколько нестройное слияние
тем, исполняемых разными музыкальными инструментами. Архитектурные фрагменты
тоже отличаются какой-то странной и нереальной живописностью,
воспроизводящей, по-видимому, театральные задники того времени. Искусная
имитация различных материалов и отдаленных пейзажей создает иллюзию реального
трехмерного пространства, но при первой же попытке проанализировать, как
соотносятся элементы этой «трехмерной» картины, мы начинаем понимать, что
римский художник не имел отчетливого представления о том, как передать
глубину пространства, что выстраиваемая им перспектива бессистемна и
внутренне противоречива. По сути, он никогда не приглашает нас «войти» в
создаваемое им пространство. Подобно некоей обетованной земле, оно всегда
остается недосягаемым, лежащим по другую сторону от нашего мира.
Когда место архитектурных композиций занимает пейзаж,
неукоснительное соблюдение законов перспективы становится не столь важным, и
достоинства, свойственные методу, применяемому римскими художниками, начинают
перевешивать его недостатки. Это особенно хорошо заметно в знаменитых «пейзажах
с Одиссеем» — длинной ленте пейзажа, поделенной пилястрами на восемь
отрезков. На каждом из них изображен эпизод из странствий Одиссея (Улисса).
На илл. 99 показана сцена с лестригонами. Воздушные, голубоватые тона создают
чудесное чувство залитого светом пространства. Оно как бы обволакивает и
связывает воедино все, что существует в этой теплой, волшебной
средиземноморской стране, где фигуры людей кажутся не более чем случайностью.
Лишь при более пристальном рассмотрении мы понимаем, насколько хрупка эта
гармония даже в столь совершенном произведении: обратив внимание на детали
пейзажа, мы найдем его таким же претенциозным, как и упоминавшиеся выше
архитектурные фантазии. Его единство проистекает не из композиции, а из
поэтического настроения.
Вилла мистерий. Существует все же один уникальный для
древнеримской живописи памятник, который поражает нас великолепием замысла и
единством стиля: это огромный фриз в одном из помещений «Виллы мистерий»
поблизости от Помпеи (илл. 100). Художник разместил изображенные им фигуры на
узком зеленом основании. Фоном для них служат повторяющиеся красные панели,
разделенные черными полосами — что-то вроде кадров диафильма, где
разыгрывается какое-то странное и торжественно-скорбное обрядовое действо.
Кто они, в чем состоит смысл этого цикла? Многое остается загадкой, но
очевидно, что здесь изображены различные ритуалы из дионисийских мистерий —
древнего полутайного культа, завезенного в Италию из Греции. Две реальности—
действительная и мифологическая — как бы сливаются здесь воедино. Их
взаимопроникновение мы ощущаем во всех фигурах, в которых действительно
чувствуется нечто общее — благородство осанки и выразительность поз,
изумительное мастерство, с которым выписаны тела и драпировки, а также
увлеченность, с которой они участвуют в разыгрываемой мистерии. Многие позы и
жесты позаимствованы из греческого изобразительного искусства классического
периода, но в них нет вторичности— следствия углубленного изучения
предшествующих образцов — и связанной с этим некоторой неестественности,
которая свойственна тому, что мы зовем классицизмом. Исключительный дар
проникновения в суть художественного образа позволил художнику наполнить
прежние формы новой жизненной силой. Вне зависимости от того, каким образом
его творчество связано с не дошедшими до нас работами знаменитых греческих
художников, он является их законным наследником, подобно тому как писавшие на
латинском языке выдающиеся древнеримские поэты эпохи принципата Августа —
такие как Вергилий, Гораций, Овидий и другие — являются истинными
продолжателями греческой поэтической традиции.
Живописные портреты
Согласно сообщению Плиния, живописный портрет был широко
распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного
такого произведения до нас не дошло. Зато в распоряжении искусствоведов
имеется достаточно полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем
Египте. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может
быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего
к его завернутому в ткань мумифицированному телу. Удивительная свежесть их
красок объясняется тем, что они выполнены в отличающейся чрезвычайной
долговечностью технике энкаустики, в соответствии с которой краситель
разводится в жидком воске. Такую краску можно сделать матовой и густой, как
масляная, и наоборот — заставить ложиться тонким, прозрачным слоем. Лучшие из
этих портретов, такие как тот, что показан на илл. 101, отличаются
непревзойденными смелостью, непосредственностью и уверенностью мазка.
Изображенный на нем темноволосый мальчик кажется живым — столь осязаемо
воплотили правду жизни лучистые краски художника. Особо выделены глаза. В
какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, но к счастью, в данном
случае это не сказалось на качестве портрета, а лишь подчеркивает детскую
привлекательность безвозвратно утраченного родителями ребенка.
Хотите одевать модно и дешево? В нашем онлайн-бутике вы найдете огромное количество модной и качественной одежды. Специальное предложение - турецкий трикотаж оптом. В наших нарядах вы будете выглядеть, как настоящая королева!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Искусство древнего Рима"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.