Древнейшими
письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и
«Одиссея», приписывающиеся Гомеру. Эти большие эпопеи с развитым
искусством - повествования, с установившимися уже приемами эпического
стиля должны рассматриваться как результат длительного развития,
предшествующие стадии которого не оставили письменных следов и, быть
может, вообще еще не находили письменного закрепления.
Античные ученые
(например Аристотель в «Поэтике») не сомневались в том, что «до Гомера»
были поэты, но исторических сведений об этом периоде не было уже в
самой древности. Об этом времени ходили только рассказы мифологического
характера: образчиком их может служить оказание о фракийском певце
Орфее, сыне Музы Каллиопы, пение которого зачаровывало диких зверей,
останавливало текучие воды и заставляло леса двигаться вслед за певцом.
«Илиада»
и «Одиссея» оформились уже на последнем этапе развития родового
общества, в конце «высшей ступени варварства» и на рубеже эпохи
«цивилизации» (по терминологии Моргана, принятой Энгельсом в
«Происхождении семьи»). Характер словесного творчества, свойственного
более ранним стадиям доклассового общества, хорошо известен по
этнографическим наблюдениям над первобытными народами и по пережиткам
этого творчества в фольклоре цивилизованных народов. От греческого
фольклора сохранилось очень немного текстов и притом в сравнительно
поздних записях: однако и этот незначительный материал показывает, что
в основе греческой литературы лежат те же виды устной словесности,
какие обычно имеют место на стадии родового общества: мифы и сказки,
заклинания, песни, пословицы, загадки и т. д.
ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
На
этих более ранних ступенях стиховое слово выступает не самостоятельно,
а в сочетании с пением и с ритмическими телодвижениями. Ритм трудовых
операций сопровождается музыкальным словом, песней в такт
производственному процессу. Рабочая песенка трудового коллектива,
занятого в порядке простой кооперации выполнением одного и того же
трудового действия, представляет собой один из наиболее простых видов
песенного творчества. Античные источники сообщают о песнях,
исполнявшихся при жатве, выжимании винограда, размалывании зерна,
печении хлеба, при пряже и тканье, черпанье воды, гребле. Дошедшие до
нас тексты относятся уже м сравнительно позднему времени. В комедии
Аристофана «Мир» приводится (вероятно, в литературной обработке) песня
грузчиков, которые должны вытащить на канате из глубокой ямы богиню
мира; она содержит призывы к одновременному напряжению сил и
сопровождается междометием «эйя», в виде припева. «О эйя, эйя, эйя,
вот! О эйя, эйя, эйя все!» (ср. бурлацкое «ухнем»). Сохранился и
подлинный образец рабочей песенки, песня мукомолок, сложенная в начале
VI в. на о Лесбосе: «Мели, мельница, мели. Ведь и Питтак молол,
властвуя в великой Митилене».
Это
«мели, мельница, мели» поется в Греции и поныне, но в современном
греческом фольклоре о «Питтаке» уже не упоминается, и вместо него
введен более новый социальный материал.
Песня
сопровождает и ту обрядовую игру, которая совершается перед каждым
важным актом в жизни первобытного коллектива. Зависимость человека
этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его
бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических,
мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на
нее. Одним из наиболее верных средств достигнуть успеха в каком-либо
действии служит, по первобытным представлениям, волшебство (магия),
состоящее в том, чтобы предварительно разыграть это действие с
желательным результатом. Охотничьи коллективы перед отправлением на
охоту, рыбную ловлю, войну и т. д. воспроизводят в подражательной
пляске те моменты, которые считаются необходимыми для успешного
завершения предпринятого дела. Земледельческие племена создают сложную
систему обрядов, чтобы обеспечить урожай.
Материалом
для игрового воспроизведения служат при этом и мифологические
представления, связанные с изображаемым процессом: так, при наступлении
теплого времени разыгрывают с целью его «закрепления» борьбу лета и
зимы, оканчивающуюся, разумеется, победой лета, и «умерщвляют» зиму, т.
е. топят или сжигают чучело, изображающее зиму. Обрядовая игра
воспроизводит в этом случае природный процесс, смену времен года, но
воспроизводит его в мифологическом осмыслении, как борьбу двух
враждебных сил, представляющихся самостоятельными существами. Переход
из одного состояния в другое часто представляется в образах «смести» и
нового «рождения» (или «воскресения»). Сюда относятся, например, широко
распространенные в первобытном обществе обряды «посвящения юношей». Еще
на очень ранней, дородовой стадии установилось разделение общества на
группы по признакам пола и возраста («половозрастная коммуна»), и
переход из «возрастного класса» юношей в «класс» взрослых обычно
состоит в церемонии, при которой юноша «умирает», а затем
«возрождается» как взрослый (церемония этого типа сохранилась в
христианском обряде пострижения в монахи). Смерть и воскресение бога
плодородия играют огромную роль в религии многих древних
средиземноморских народов — египтян, вавилонян, греков. Место «смерти»
и «воскресения» могут занимать другие образы: «исчезновение» и
«появление», «похищение» и «нахождение». Так, в греческом мифе бог
подземного царства «похищает» Кору (Персефону), дочь Деметры, богини
земледелия; однако Кора проводит под землей только треть года, холодное
время; весной она «является» на землю, и вместе с ней появляется первая
весенняя растительность. Не менее важным моментом в аграрной обрядности
является «оплодотворение»: в Афинах ежегодно разыгрывался священный
«брак» бога Диониса с женой архонта-царя, религиозного главы города. Из
сочетания подобных обрядов создается обрядовое действо, «драма»,
предтеча литературной драмы.
Обрядовая
игра сопровождается песней, и песня имеет при этом то же значение, что
и обрядовая пляска, рассматривается как средство воздействия на
природу, как помощь тому процессу, ради которого совершается обряд.
Поскольку в обряде принимает участие община в составе своих различных
групп, обрядовая песня, как и трудовая, исполняется коллективно, хором.
Хор по своему составу отражает при этом половозрастное расслоение
первобытного общества; так, греческий обрядовый хор состоит обычно из
лиц одного пола и одинакового возрастного деления; хоры девушек,
женщин, мальчиков, мужей, старцев и т. п. участвуют в обрядах,
раздельно или совместно, но как самостоятельные хоровые единицы, иногда
вступающие меж собою в борьбу, «состязание» (по-гречески — «агон»).
На спартанских праздниках плясали три хора. Хор старцев начинал:
Мы были молодцами прежде сильными.
Хор мужчин средних лет продолжал:
А мы теперь: кто хочет, пусть попробует.
Хор мальчиков отвечал:
А мы гораздо крепче станем в будущем.
Некоторые из сохранившихся образцов обрядовых песен связаны с земледельческим календарем.
На о. Родосе дети ходили из дома в дом, возвещая прилет ласточки,
которая «приносит хорошее время года и хороший год», и просили «открыть
дверь ласточке» и подать что-либо — сластей, вина, сыру. В других
местах после жатвы дети носили «иресионы», обвитые шерстью масличные
или лавровые ветки, на которых висели различные плоды; вешая эти ветки
у дверей дома, детский хор сулил хозяевам обилие запасов и всяческое
благополучие и просил что-либо подать. Характер весенних поисков первых
цветов имеет, по-видимому, пляска, исполнявшаяся, вероятно, двумя
хорами:
Где же розы, где же фиалки, где же красавица петрушка?
Вот где розы, вот где фиалки, вот где красавица петрушка.
Разгульный характер имели весенние празднества плодородия.
Изображая победу светлых сил жизни над темными силами смерти,
земледельцы рассчитывали на богатый урожай, на плодородие скота. На
праздниках этого типа за трауром, постом, воздержанием следовало
воспроизведение животворящих сил в форме разгула, обжорства, половой
разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись
средствами, магически обеспечивающими победу жизни, и обычные с течение
года правила приличия снимались на время этих праздников. Там звучали
насмешливые и позорящие песни, «ямбы»,
направленные против отдельных лиц или целых групп (ср. стр. 75). Эти
песни могли быть средством обличения, общественного порицания;
впоследствии, в эпоху классового расслоения, обрядовая вольность
позорящей песни стала одним из орудий классовой борьбы и политической
агитации (афинская политическая комедия V в.).
На
свадьбе раздавались песни, сопровождавшиеся возгласом «о Гименей»
(брачное божество). Свадебная процессия описывается в «Илиаде»:
Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске,
Брачных песней при кликах, по стогнам градским провожают,
Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются
Лир и свирелей веселые звуки.
«Илиада», кн. 18, ст. 492 — 495.
Из свадебной обрядовой песни впоследствии развился особый жанр греческой лирики (а позже и ораторской свадебной речи), гименей или эпиталамий,
сохранивший ряд фольклорных мотивов, вроде прощания с девичеством или
величания жениха и невесты. Таков, например, отрывок из эпиталамия
поэтессы Сапфо (около 600 г.).
Эй, потолок поднимайте, —
о, Гименей!
Выше, плотники, выше!
о, Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей.
Или:
— Невинность моя, невинность моя,
куда от меня уходишь?
— «Теперь никогда, теперь никогда
к тебе не вернусь обратно».
Другим видом обрядовой песни является плач
(threnos), причитание над умершим. В «Илиаде» изображается картина
плача, при котором запевалами являются специалисты-певцы, а в ответ им
плачут хором женщины:
... На пышно устроенном ложе
Тело они положили; певцов, начинателей плача
Подле него поместили, которые с голосом мрачным
Песни плачевные пели; а жены им вторили стоном.
«Илиада», кн. 24, ст. 719 — 722.
После
этого выступают с 'причитаниями вдова, мать и невестка умершего. В той
же «Илиаде» мы находим еще одну стилизацию причитания вдовы: она плачет
о своей несчастной доле, о горестях, ожидающих сироту-сына.
Труд беспрерывный его, бесконечное горе в грядущем
С днем сиротства сирота и товарищей детства теряет;
Бродит один, с головою пониклой, с заплаканным взором.
«Илиада», кн. 22, ст. 488 — 491.
В
контексте «Илиады» этот плач казался позднейшей античной критике
неуместным, так как сирота, о котором идет речь, царский внук. Эта
мнимая неуместность объясняется тем, что «Илиада» еще близка к народной
поэзии и сохранила мотивы традиционного обрядового причитания. «Плач»
был по преимуществу женским делом: существовали даже профессиональные
«плакальщицы», приглашавшиеся на похоронный обряд за плату.
Не обходился без песни и пир,
совместная трапеза мужчин. На ранних стадиях греческого общества пир
также имел обрядовый характер, и пирующие обычно были связаны между
собой участием в каком-либо родовом или возрастном объединении.
Тематика и способ исполнения застольных песен были разнообразны. Песни
бывали любовные, шутливые, сатирические, но также и серьезного
содержания — сентенции или эпические песни на мифологические и
исторические темы. В Афинах V в. до н. э. мы встречаемся с обычаем
поочередного исполнения и даже импровизирования песен участниками пира,
которые передавали при этом друг другу в определенном «кривом» порядке
миртовую ветку (песня так и называлась: «сколий», т. е. «кривое»). В
«Одиссее», где изображаются пиры родовой знати, необходимой
принадлежностью пира является а э д, т. е. певец-профессионал,
услаждающий собравшихся своими песнями о деяниях мужей и богов. Такие
эпические песни уже не были прикреплены к определенному обряду: герой
«Илиады» Ахилл в бездействии сам себя «услаждает лирою звонкой»,
воспевая «славу мужей».
КУЛЬТОВАЯ ПЕСНЯ
К
долитературному периоду относится, наконец, возникновение различных
видов культовой песни, гимнов, молитв и т. п. Эти песни получали в
древности разные наименования в зависимости от того, к какому божеству
они были обращены (например пеан и ном в культе Аполлона, дифирамб в
культе Диониса), от состава хора (например парфений — песня хора
девушек), способа исполнения (процессия, пляска и т. г ), но общим
термином для всех культовых песен было слово «гимн». Греческий гимн
представляет собой обычно молитву, обращенную к тому или иному богу, но
в своей структуре сохраняет пережитки более ранней стадии развития
религии, когда человек стремился связать волшебной силой ритмического
слова того демона, помощь которого казалась нужной, заставить демона
исполнить человеческую волю. Типическим образцом может служить молитва
жреца Хриса к богу Аполлону в «Илиаде»:
Бог сребролукий, внемли мне, о ты, что, хранящий, обходишь
Хризу, священную Киллу и мощно царишь в Тенедосе, —
Сминфей! Если когда я храм твой священный украсил,
Если когда пред тобой возжигал я тучные бедра
Коз и тельцов, — услышь и исполни одно мне желанье:
Слезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими.
«Илиада», кн. 1, ст. 37 — 42.
В
этой короткой молитве соблюдены все правила античного обращения к
божеству. Бог назван по имени (Сминфей — одно из ритуальных прозвищ
Аполлона), вместе с эпитетом «сребролукий», — после чего он обязан
явиться на зов. Указывается его мощь, — это делается для того, чтобы
бог ре мог отговориться, будто он не в силах исполнить просьбу
молящего. Затем упоминается о почестях, которые были оказаны богу и
наложили на него обязательство отплатить услугой за услугу, и
излагается содержание просьбы. Такая структура гимна будет много раз
встречаться в античной литературе.
ИСТОЧНИК: ТРОНСКИЙ И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. - Л, 1946. - C. 17 - 22. (печатается в сокращении).
Кондиционеры Daikin - отличное решение для вашего офиса и дома. Летом они спасут вас от зноя и овеют приятной прохладой.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.