Воздействие
Гомера на мировую культуру огромно. Он был авторитетом для античных
философов и остается источником для изучения мировоззрения древних
греков. По его текстам изучается историками "гомеровская Греция", т.е.
быт и нравы, социальная организация и материальная культура
доклассической Эллады. Его словесная живопись помогает понять
"геометрический стиль"древнеэллинской вазовой росписи. Он вдохновляет
античных скульпторов (Фидия, Поликлета, Лисиппа и др.) на создание
образов, служащих каноном красоты и совершенства человеческого тела.
Гомеровско-вергилиевскими сюжетами, образами, мотивами полна
европейская живопись начиная с эпохи Возрождения: это полотна
Боттичелли, Рубенса, Рембрандта ("Гомер"), Пуссена, Давида, Делакруа,
В. Серова, Пикассо и мн. др. художников, изображающих прекрасную Елену,
Ахилла, Гектора и его Андромаху, Приама и Гекубу, олимпийских богов,
Энея (играя заметную роль в "Илиаде", он становится заглавным
персонажем "Энеиды" Вергилия) и др. В музыке гомеровское начало
значительно менее ощутимо, тем более что античное музыкальное наследие
не сохранилось. Но можно отметить оперную дилогию Г. Берлиоза "Троянцы"
(50-е гг. XIX в.), вдохновленную "Энеидой" и частично гомеровским
эпосом, оперетту Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена" (1864), в которой
по-своему преломляется гомеровский "божественный" юмор, ирония над
богами и героями.
Больше
всего влияние Гомера сказывается в поэзии. Гекзаметр стал каноническим
размером для всей античной эпической традиции. За Гомером открыто
следовал великий Вергилий в своей "Энеиде", гомеровские образы
варьировали Катулл, Гораций, Овидий. Авторы средневековых рыцарских
романов и поэм, не зная подлинного Гомера, вдохновлялись книгами его
пересказчиков Дареса и Диктиса и создавали свои варианты сказаний о
Троянской войне. Это "Роман о Трое" Бенуа де Сент-Мора, роман "О
разрушении Трои" Гвидо де Колумна, "Троянская война" Конрада
Вюрцбургского и др. (XII - XIII вв.).
Начиная с эпохи Возрождения Гомер
вдохновляет выдающихся творцов национальных эпосов. Особенно это
влияние заметно в "Освобожденном Иерусалиме" Т. Тассо (1575), в
"Лузиадах" (1569) Л. де Камоэнса. И Гомера и Вергилия берет многие
мотивы и образы Э. Спенсер для своей "Королевы фей" (1596).
Позднее
прямое воздействие Гомера на писателей слабеет, но оно никогда не
прекращается полностью, древний поэт остается для них одним из главных
ориентиров в мире гуманистических ценностей. Сохраняется значение эпоса
Гомера и для прозы. Г. Флобер пишет в 1852 г.: "Я и думаю, что роман
только нарождается, он ждет своего Гомера" (Г. Флобер о литературе. -
М., 1984. - Т. 1. - С. 237). Гоголь вдохновляется в "Тарасе Бульбе"
эпическими сценами воинских поединков из "Илиады", Л. Толстой явно
учитывает опыт Гомера, создавая "Казаков", "Войну и мир". В XX в.
наиболее оригинальной попыткой создать современный вариант "Одиссеи"
является роман "Улисс" (1921) Дж. Джойса.
ИСТОЧНИК:Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 201-207.
У вас есть музыкальная студия, а вы не забыли позаботиться об уборка территории? Избавьте себя от этой головной боли и воспользуйтесь услугами клининговой компании. Профессиональные клинеры быстро и качественно избавят ваш офис от мусора и пыли.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГОМЕР И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.