Предшественницей древнегреческого литературного эпоса былафольклорная эпическая песня. Указания на такие песни и на профессионалов эпического пения, аэдов, имеются уже в
гомеровском эпосе. «Илиада» почти не упоминает об аэдах, Ахилл сам поет
и играет на лире; образ дружинного певца, известный из средневековой
эпики, у Гомера отсутствует: зато в «Одиссее», где развернута «картина
мирного и более позднего быта, о певцах говорится очень часто.
Лира
певца — «подруга пиров», певец Фемий услаждает женихов Пенелопы,
пирующих в доме Одиссея, на пиру Алкиноя звучат песни слепого Демодока,
в котором античное предание усматривало автопортрет «Гомера». Наравне с
гадателем, врачом и зодчим, аэд принадлежит к категории «демиургов», т.
е. ремесленников, находящихся на службе у общины и получающих плату за
свои услуги; он зачастую является странствующим чужеземцем.
Аэд
исполняет песни небольшого размера, выбирая темы из сказаний о богах и
героях, и время от времени аккомпанирует себе на лире; поет он по
«божественному вдохновению», т. е. скорее импровизирует, чем исполняет
готовые песни с закрепленным текстом.
«Я — самоучка, — говорит Фемий, — и божество вложило мне в грудь всевозможные ходы песен».
Импровизационная
стадия эпического песнопения известна в фольклоре многих народов. Певец
не повторяет готовой песни, а творит ее, имея в своем распоряжении
богатый запас «типических мест», т. е. традиционных ситуаций, описаний,
сравнений, эпитетов и т. п., всего того, что в «Одиссее» названо
«ходами».
В
«Одиссее» говорится, что слушатели больше всего любят «новейшую» песню,
т. е. песню на свежую тему: новое и интересное событие немедленно
получает эпическое оформление. Но и в том случае, когда певец исполняет
сложенную уже песню, исполнение не перестает быть творческим, так как
он запоминает лишь общий ход сюжета и по своему оформляет его. Так,
русский сказитель, дважды исполняя одну и ту же былину, не повторяет ее
механически, а у разных сказителей она звучит уже совершенно
по-разному, в зависимости от индивидуальности исполнителя. Такую
полуимпровизируемую песню небольшого размера можно с большой
вероятностью считать этапом, предшествующим гомеровскому эпосу.
Содержанием песни аэда служат «деяния мужей и богов», т. е. мифологические оказания о богах и героях, которые представляютьсяне
вымыслом певца, а истиной, действительной историей (стр. 23; ср.
русское: «сказка — складка, а песня — быль»). Мифологическое прошлое —
прообраз для настоящего (ср. стр. 23), и певец, «чаруя» слушателей,
одновременно является их воспитателем. Дар песнопения понимается как
«знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Аэд начинает свою
песню обращением к Музе с просьбой вещать его устами.
Так
изображает аэдов «Одиссея», вводя их в героическую обстановку; но самые
гомеровские поэмы исполнялись уже иначе. Место импровизатора аэда занял
декламатор рапсод
(согласно античному объяснению термина — «сшиватель песен»),
странствующий певец, исполнявший перед незнакомой ему аудиторией более
или менее закрепленный текст. На рапсодичеокой стадии исполнение уже
отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть
одновременно и поэтами.
«Гомера»
в античности представляли себе рапсодом. Гомеровские поэмы
декламировались на празднествах; исполнение их принимало иногда форму
состязания рапсодов: так, в VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат
учредил на панафинейском («всеафинском») празднестве состязание
рапсодов, выступавших с декламацией отдельных частей «Илиады» и
«Одиссеи» в порядке последовательности текста. Исполнение эпоса на
празднествах обставлялось весьма торжественно. Роскошно разодетый
артист, с золотым или лавровым венком на голове, держал в руке жезл,
символ магической власти и права слова на собрании.
Старинная
лира была уже не нужна: рапсод декламировал, сопровождая свое чтение
оживленной жестикуляцией. Исполнение, однако, всегда сохраняло
некоторый характер напевности. «Илиада» и «Одиссея» рассчитаны на
рапсодическое исполнение и предполагают закрепленный текст. Некоторые
части их (например речи действующих лиц) имеют сложное и искусное
построение, которое немедленно распалось бы, если бы поэмы были
предоставлены на произвол устной импровизации.
И. Тронский
ИСТОЧНИК: ТРОНСКИЙ И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. – Л., 1946.- C. 43.
Профессиональный таможенный брокер в Москве окажет таможенные услуги и осуществит процедуры,
связанных с таможенным оформлением товаров и
услуги по их перевозке и хранению.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЭДЫ И РАПСОДЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.