Цели. Показать многообразие мира музыки,
возникшее на основе семи нот и пяти линеек, связь чисел и звуков.
Ход урока
Дети сидят полукругом перед учителем, у всех
диатонические металлофоны и ксилофоны.
Учитель. Ребята, я предлагаю послушать три
музыкальных произведения: одно из них – старинная музыка, второе – детская
песня, третье – современная эстрадная песня (пьеса).
Дети слушают музыку.
– Ответьте на вопрос: какая мелодия старинная,
современная, детская?
Ответы детей.
– А почему вы решили, что это детская песня?
Что придает этой мелодии характер старинной музыки? О чем рассказала пьеса
современного автора?
Ответы детей.
– А где может звучать та или иная
музыка?
Дети. На улице, на концерте, в машине, на
дискотеке...
У. Что общего и что различного у этих
произведений?
Предложите детям обосновать ответы, отметьте
правильные, подчеркните музыкальные и художественные особенности, средство
музыкальной выразительности произведений.
– Видите, как интересно: всего три примера
музыкальных произведений, а сколько вопросов. А в мире за столько лет их созданы
тысячи и тысячи, и все это написано благодаря комбинациям всего из семи нот и
пяти линеек. Вспомните названия нот...
Ответы детей.
– Их запись придумал итальянец Гвидо д’Ариза
Моноре, руководивший детским хором. Именно он придумал нотный стан (пять
линеек), на котором сначала буквами обозначались ноты.
Но что здесь самое удивительное – это число
семь! Как много в мире связано с этим числом!
Семь цветов радуги, семь дней в неделе, Ноты
волшебные – их тоже семь, Семь чудес света – значит, наверное, Будет
сегодня так весело всем!
А вы знаете пословицы, поговорки и сказки, где
упоминается это число?
Д. Семь раз отмерь – один
отрежь.
– Белоснежка и семь гномов.
У. Гармония чисел и звуков возникла давно,
еще во времена Пифагора. В его школу принимались юноши и девушки, не просто
обладающие математическими способностями, но и умеющие играть на каких-либо
музыкальных инструментах.
Вот и мы с вами соединим волшебные семь нот с
игрой на музыкальных инструментах.
Возьмите молоточки, металлофоны и ксилофоны;
исполним наши упражнения.
Дети выполняют ряд заданий.
1. Гамма до мажор (играют и поют; движение
вверх и вниз) (см. приложение 1). 2. Гамма до мажор (вверх и вниз с удвоением
каждого звука) (см. приложение 2). 3. Музыкальная песенка "Вот иду я вверх"
(см. приложение 3). 4. Игра и пропевание вводных ступеней и звуков
тонического трезвучия в песнях "Снегопад", "Дружба" (см. приложение
4). 5. Пение и игра со словами и сольфеджио следующих песен-попевок: "Жучка",
"Василек", "Веселый музыкант" Филиппенко, "Are you sleeping" (английская
песенка) (см. приложение 5).
У. Ну вот и отлично! А теперь я хочу
предложить вам посмотреть американский фильм "Звуки музыки". В этом фильме к
детям (а это семь братьев и сестер), оставшимся без мамы со строгим и любящим
отцом в довольно обеспеченной семье, приходит гувернантка Мария. Она очень
музыкальна и через музыку находит путь к детским сердцам. Мы посмотрим фрагмент
фильма, где Мария на прогулке объясняет детям, что такое ноты.
Дети смотрят видео.
– Понравилась вам эта музыка?
Ответы детей.
– Действительно, все очень просто и красиво.
Именно за музыку этот фильм получил премию "Оскар". Автор музыки – композитор
Роджерс. Давайте попробуем спеть музыкальные фразы из этого фильма (см.
приложение 6).
Дети поют вслед за учителем.
– А теперь попробуем сыграть это на наших
музыкальных инструментах.
Идет групповая и индивидуальная работа с
детскими инструментами.
– Это произведение мы будем разучивать и
дальше, а сегодня продолжим работу над пьесой Моцарта "Турецкое
рондо".
Идет групповая и индивидуальная работа в
детском оркестре. Оркестровка может быть сделана по выбору педагога. В оркестре
принимают участие все дети, они играют на металлофонах, ксилофонах, бубнах,
тамбуринах, кастаньетах, колокольчиках.
– Замечательный оркестр у нас получился. Думаю,
настало время послушать настоящий оркестр. Он исполнит "Маленькую ночную
серенаду" Моцарта.
Дети слушают "Маленькую ночную серенаду" или
"Юпитер" Моцарта – запись на кассете.
– Этот шедевр австрийского композитора тоже
создан всего из семи нот.
На этом наш урок заканчивается. Пусть
прекрасная музыка, созданная всего из семи звуков, как можно дольше звучит в
ваших сердцах.
Марина ЗУБКОВА, учитель музыки
УВК № 1661 г. Москвы
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ВОЛШЕБНЫЕ СЕМЬ НОТ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.