Ренессансные истоки театра XVII века. На исходе Возрождения великая традиция драматического искусства
складывается в двух странах – в Испании и в Англии. Золотой век драмы,
продлится с середины XVI по середину XVII столетия. Он в равной мере
принадлежит двум эпохам – уходящей и наступающей. Драматическое
искусство ещё не полностью отделилось от народного действа на городской
площади. Лишь к концу этого периода театр отгородится от неё стенами
дворцов или специально возведённых зданий. Память о прошлом живёт в
сочетании с чертами нового искусства. Наиболее отчётливы они в Испании.
Испанское влияние распространяется по всей Европе, пока к началу второй
половины XVII столетия центр европейской культуры окончательно не
переместится в Париж. Это географическое перемещение будет
сопровождаться сменой главенствующего стиля – от барокко к классицизму.
Испания – образец первого, Франция – второго. В Англии, где ни тот, ни
другой стиль не восторжествовал безусловно, ощутимее всего общность
ренессансной основы. Оба стиля зарождаются в одном литературном кругу –
младших современников и соратников Шекспира.
В 1603 году после сорокапятилетнего правления умирает английская
королева Елизавета. Начало нового царствования ожидалось с надеждой,
хотя и не без боязни, поскольку трон переходил к представителю новой
династии Стюартов – королю Шотландии Якову VI, сыну казнённой Елизаветой
Марии Стюарт. Его восшествие на английский престол под именем короля
Якова I, вопреки тревогам, оказалось мирным, его проезд из Шотландии
через всю страну в Лондон – почти триумфальным. Первые годы были
попыткой осуществления широких преобразований, но трудности, с которыми
Яков столкнулся, оказались ему не по силам. Он быстро разочаровался и
разочаровал своих подданных. Управление страной перешло в руки министров
и фаворитов.
Однако именно Яков I для прекращения разногласий по вопросам веры
созывает всеобщее собрание представителей Церкви (1604). Из их среды
создаётся комиссия для редактирования текста Библии, который и выходит в
свет в 1611 году, известный с тех пор как Библия короля Якова (King
James Bible, или The Authorized Version). Её язык – язык классической
английской литературы. Сам Яков пишет стихи, сочинения философского и
политического характера. Внешнее великолепие своего двора он не
представляет без участия художников, архитекторов, музыкантов и поэтов.
Особое место было отведено театру. В коронационной процессии Якова 25
июля 1603 года шли актёры шекспировского театра «Глобус», с этих пор
начавшие именоваться "слугами короля" и фактически сделавшиеся
придворной труппой. Театрализация стала частью придворной жизни. Двор,
включая самого монарха, принимал участие в постановке аллегорических
придворных спектаклей – масок. До этого времени главными авторами их
были композитор и художник, но с приходом ко двору Бена Джонсона
(1573–1637) гораздо большую роль начинает играть текст.
Сегодня из наследия Бена Джонсона наиболее известны стихи памяти друга –
Уильяма Шекспира, открывающие посмертное Первое Фолио. Именно там среди
высокой хвалы были произнесены знаменитые слова о том, что Шекспир
"немного знал латынь и ещё менее греческий" (had small Latin and less
Greek). Упрёк? В контексте стихотворения – скорее ещё одна хвала:
несмотря на то что классическая образованность Шекспира была не слишком
основательной, он превзошёл всех. Джонсон имел право судить о чужих
познаниях, ибо сам был величайшим эрудитом, хотя, как и Шекспир, не
получил университетского образования. В ином отношении к античности
стоит и его творчество.
Джонсон был поэтом, создавшим собственную школу, писал комедии и
трагедии. Трагедий было всего две, обе на сюжеты из истории Древнего
Рима («Падение Сеяна» и «Заговор Катилины»), и обе провалились. Бен
Джонсон посмеивался над тем, насколько неточным в словах и фактах бывал
Шекспир. Сам он перепроверял факты по историческим источникам, цитатами
из которых, переложенными в стихи, изъясняются его трагические герои. Не
в этом ли и причина неуспеха "учёных" трагедий?
С комедиями Джонсону повезло куда больше. Его репутация комедиографа не
уступает шекспировской, а иногда и превосходит её. Впрочем, они писали
разные комедии. Джонсон и в жизни, и в творчестве был человеком едкого
ума, остроумцем. Неудивительно, что с него начинается новый тип комедии –
сатирический. Меняется тип смеха. У Шекспира он в традиции народной
культуры — карнавальный, праздничный, идущий от полноты ощущения жизни.
Теперь он скорее нравоучительный, направленный на пороки, а не на
радости. Не нужно думать, что ощущения радости вовсе не осталось. Бен
Джонсон – личность ещё вполне ренессансная, отнюдь не книжный червь.
Чаще всего его можно встретить в таверне «Сирена», где он возглавлял
кружок лондонской богемы. Кипели споры, и там, где кончались аргументы, в
ход шли кулаки. Джонсон был человеком огромной физической силы и
неукротимого темперамента. Однажды, поссорившись, он убил на дуэли
актёра своего театра, за что был отправлен в тюрьму и спасся от смерти
лишь благодаря древнему закону: человек, который умел прочесть Библию
по-латыни, мог быть приравнен к священнику и прощён. Учёность выручила.
Осталось лишь клеймо на руке.
В комедиях Джонсона его природное остроумие удачно сочетается с опытом
античных драматургов. В названиях двух первых комедий – новая программа.
Если дословно передать эти параллельные названия, то они будут звучать
как «Человек в своём гуморе» («Every man in his humour») и «Человек вне
своего гумора» («Every man out of his humour»; 1598). Ключевое слово —
"гумор". На русский язык его в данном случае передают несколько
необычным образом, чтобы подчеркнуть, что речь идёт не о "юморе" в
современном значении слова, а об изначальном смысле понятия. Оно связано
с античной медицинской теорией и означает одну из четырёх жидкостей,
которые, как тогда полагали, содержатся в человеческом теле и определяют
характер. Если преобладает флегма, то человек флегматик; кровь –
сангвиник; жёлтая желчь – холерик; чёрная желчь – меланхолик. В эпоху
Возрождения всё это ещё было научным знанием.
На его основе Джонсон создаёт новую теорию комического характера.
Разумеется, он не предполагал с точностью медицинского анализа расписать
всех своих персонажей по четырём категориям. Он заимствовал принцип,
который в драматической теории стал основой для одного из трёх единств —
единства характера (им порой подменяли единство действия). Именно так
этот принцип звучит в прологе к самой прославленной комедии Джонсона
«Вольпоне, или Лис» (1606).
Джонсон не всегда следовал правилу трёх единств, но иногда вводил его.
Это было новым. Новым был и способ давать имена своим персонажам.
Поскольку действие «Вольпоне» он поместил в Венеции, имена – итальянские
и говорящие. Это видно уже из названия: Вольпоне – имя главного героя –
по-итальянски означает лис. Имя его приживала – Моска (муха).
Предполагаемые наследники Вольпоне, слетающиеся к его богатству, названы
именами хищных птиц: Корбаччо, Корвино, Вольторе. Есть персонажи
отрицательные, а есть положительные (чего у Шекспира не было, поскольку
не было однозначности нравственных оценок): Боннарио (от слова
"хороший"), Челия – "небесная". У характера появляется основная черта –
доминанта. Человеческое многообразие сменяется единством характера. О
чём это свидетельствует?
О многом: об изменившейся природе жанра, творчества, об ином отношении к
человеку. Показать человека теперь означает установить его "гумор".
Драматург, подобно врачу, должен поставить диагноз и выписать… нет, не
лекарство, а нравственное средство для исправления порока. Комедиограф
видит себя проповедником, учителем жизни. Совершенно новая роль,
предполагающая куда большую образованность, рациональный подход к своему
делу, ставящая назидательную задачу.
Пойдёт ли зритель смотреть такую комедию? Пойдёт, если в ней, по рецепту
Горация, учение будет соединено с удовольствием, если порок будет
обличён остроумно. В «Вольпоне» не только автор остроумен, но весь мир
пьесы – карнавальный спектакль. Таким его поставил для себя Вольпоне. Он
богат, отошёл от дел, чтобы не было скучно, он заставляет окружающих
развлекать его. Для этого он придумал замечательный ход. С помощью Моски
он распускает слух о своей близкой смерти (хотя он вполне здоров и
жизнелюбив). Детей у него нет. Тот, кто лучше послужит ему при жизни,
получит всё его золото после его смерти. Вот и слетаются наследники,
несут подарки – всё равно, думает каждый, это будет принадлежать ему.
Как будто бы всё ещё царит ренессансное веселие, но нет. Карнавал
бескорыстен, его участники для себя ничего, кроме радости, не ожидают.
Здесь же карнавален лишь сам Вольпоне, да и то слишком уж он жесток в
своих играх, бесчеловечен. Слишком и сам он привязан к золоту, хвалой
которому (пародируя церковное богослужение) он открывает действие:
Volpone. Good morning to the day; and next my gold! —
Open the shrine, that I may see my saint. —
(Mosca withdraws the curtain.)
Hail the world’s soul and mine! More glad than is
The teeming earth to see the longed-for sun
Peep through the horns of the celestial ram.
Am I, to view thy splendour darkening his;
That lying here amogst my other hoards,
Show’st like a flame by night, or like the day
Struck out of chaos, when all darkness fled
Unto the centre. O thou son of Sol,
But brighter than thy father, let me kiss,
With adoration thee and every relic
Of sacred treasure in this blessйd room.
Вот как этот монолог звучит в переводе П.Мелковой:
Вольпоне. День, здравствуй! Здравствуй, золото моё!
(Моске.)
Сними покров, открой мою святыню.
(Моска отдёргивает занавес.)
Душа вселенной и моя! Земля
Не радуется так восходу солнца
Из-за рогов небесного Барана,
Как я, узрев твой блеск, затмивший солнце,
Тот блеск, который средь других сокровищ
Сверкает как огонь в ночи иль день,
Что вырвался из хаоса внезапно,
Рассеяв тьму. О, порожденье солнца,
Ты ярче, чем оно! Дай приложиться
К тебе, ко всем следам твоим священным,
Сокрытым здесь в стенах благословенных.
Высокая, героическая речь обращена к предмету и прежде желанному, но всё
же не героическому. Таков герой нового века! На право считаться им
претендует и Моска. Он делает это вполне сознательно. Моска представляет
собой тип сознательного актёра. Ещё сохраняет силу ренессансное
убеждение: мир – театр, но теперь играют не ради удовольствия, а на
выигрыш. Моска сначала переигрывает наследников, потом и самого
Вольпоне. Из приживала он мечтает стать хозяином, однако не рассчитал
своих сил и был обличён правосудием, наказавшим порок во всех его
проявлениях.
Претендуя на новое достоинство в искусстве, является тема золота. Именно
теперь она входит в мировую литературу в своём будущем значении. Золото
осознаётся как сила, правящая миром, создающая и разрушающая величие,
заставляющая человека поступать даже против своей природы, идти
наперекор своему гумору. Об этом и создаётся комедия сатирическая,
каковой она стала в начале XVII века, каковой и останется с этих пор.
От Бена Джонсона открывается прямой путь к классицизму, но сам он лишь
наметил его как одну из возможностей. Иногда он пишет комедию
дидактическую, соблюдая правила, иногда легко отступает от них. О
правилах по-прежнему не задумываются многие драматурги, как о них не
думал Шекспир. Впрочем, его младшие современники порой допускают ещё
больше свободы, в особенности те из них, кто познакомился с итальянским и
испанским театром. Это в первую очередь популярнейшие у зрителя Джон
Флетчер (1579–1625) и Френсис Бомонт (1584–1616). Многие пьесы они
написали вместе, заслужив славу развлекателей джентри, то есть
дворянства. Наличие социального адреса также новая черта: Шекспир писал
для всех; теперь же появились свои любимцы у лондонских ремесленников,
свои – у дворян. И в сфере искусства происходит размежевание вкусов.
Рецепт развлекательности ищут не у античных авторов. Его находят в
Италии, где впервые в конце XVI столетия возникает жанр трагикомедии. Из
названия ясно, что этот жанр – сочетание комического и трагического.
Разве его нет в трагедиях Шекспира? Есть, но оно происходит иначе.
Трагикомедия скорее напоминает поздние шекспировские комедии, где
меняется природа конфликта. Зло глубже входит в него, а потому уже
перестаёт казаться, будто всё хорошо, что хорошо кончается. Счастливый
финал как неожиданность венчает запутанную интригу, но не снимает
ощущения того, что мир перестал быть счастливым и гармоничным.
В предисловии к одной из своих пьес («Верная пастушка») Флетчер дал
определение жанра: "Трагикомедия получила таковое прозвание не потому,
что в ней есть и радость, и убийство, а потому, что в ней нет смерти,
чего достаточно, чтобы ей не считаться трагедией, однако смерть в ней
оказывается столь близкой, что этого достаточно, чтобы ей не считаться
комедией, которая представляет простых людей с их затруднениями, не
противоречащими обычной жизни. Так что в трагикомедии явление божества
так же законно, как в трагедии, а простых людей, как в комедии".
В Англии трагикомедия сосуществует с сатирической комедией характеров.
Дидактическая задача не отменяет возможности безудержной
развлекательности; смешанность и хаотичность нового жанра не отменяет
стремления к упорядоченности. Обе тенденции возникают на основе
ренессансного театра и мироощущения. Ренессансное наследие сильно и в
Испании, но характер вносимых изменений там более последовательный,
связанный с одним направлением и одним именем – Лопе де Вега.
Вопросы
Как меняется природа смеха в комедии характеров?
Почему теперь становится возможным говорить о "положительных" и "отрицательных" героях?
Почему тема золота в её новой трактовке подрывает карнавальную основу ренессансной комедии?
Что нового вносит принцип единства характера, как он себя реализует?
Плащ и шпага
Лопе Феликс де Вега Карпио (1562—1635) — пример ещё одной ренессансной
личности. Его отец, золотошвей, любитель поэзии, дал сыну хорошее
образование: кроме университетских знаний, мастерство танцора, владение
шпагой и стихом. Впрочем, в поэзии у Лопе был импровизационный дар, без
которого он просто не успел бы создать более двух тысяч пьес
(сохранилось около пятисот), не считая сонетов, поэм и романов в стихах.
С юности им владела жажда подвига, заставившая вместе с "Непобедимой
армадой" в 1588 году отправиться покорять Англию. Судьба испанского
флота была печальной. Лопе де Вега, к счастью, спасся. Он вернулся,
чтобы завоевать сцену. В Испании театр — народное зрелище. Это тот
последний бастион свободы, который не смогли сломить ни суровые
испанские монархи, ни угрозы инквизиции: запреты возобновлялись, но
театр жил. Труппы продолжали играть в гостиничных дворах — корралях (так
назывались и театры) и на столичных сценах. Спектакль невозможно
представить без музыки, танца, переодеваний, как невозможно представить
испанскую драму закованной в жёсткие правила. Она родилась и продолжала
оставаться частью карнавального действа.
Тем не менее в расцвете творчества Лопе де Вега пишет трактат «Новое
искусство сочинять комедии в наше время» (1609). Это не столько свод
правил, сколько оправдание свободы испанского театра с его пристрастием к
запутанно-непредсказуемой интриге, яркости страстей. Всё это вполне ещё
близко и Ренессансу, об идеалах которого не раз будет напоминать Лопе
де Вега, приступающий к трактату с целью "...позолотить // Народные хочу
я заблужденья". Однако не нужно забывать и об Аристотеле, который
справедливо учил, что "предмет искусства — Правдоподобие..." От Горация
унаследован общий принцип искусства — учить, развлекая.
В Испании драматическое действо делится не на пять актов, а на три части
– хорнады (от слова день), а потому в каждой хорнаде не должно
вмещаться более суток. Первая хорнада — завязка, вторая — осложнения,
третья — развязка. Это даёт развитию интриги последовательность и
стремительность. Нужно ли соблюдать единства? Обязательно лишь одно —
единство действия, а в остальном:
Нет нужды соблюдать границы суток,
Хоть Аристотель их блюсти велит,
Но мы уже нарушили законы,
Перемешав трагическую речь
С комической и повседневной речью.
(Пер. О.Румера)
Различие между комедией и трагедией сохраняется в выборе материала:
"...трагедию история питает, // Комедию же вымысел..." Достоинство
исторических персонажей выше, чем современных, этим определяется и
достоинство каждого из жанров. Среди множества пьес, написанных Лопе де
Вегой, немало таких, которые выдержаны в достаточно строгих жанровых
пределах, но более всего запомнились другие — смешивающие высоких
персонажей с низкими, историю и современность. Лопе называл их
комедиями. Позже, исходя из названия трактата, о них будут говорить как о
"новой комедии", хотя уже вошедший в европейские языки термин
"трагикомедия" был бы вполне уместен.
Жанр, сложившийся в Испании, известен также как "комедия плаща и шпаги".
У этого термина театральное происхождение — по необходимым предметам
реквизита для исполнения этих пьес, где большинство персонажей были
дворянами, то есть имели право на ношение плаща и шпаги. Впрочем, в
наиболее известных пьесах Лопе интрига как раз и строится вокруг того,
кто имеет это право, а вместе с ним обладает дворянской честью.
«Cобака на сене» (публ. 1618; точное время создания большинства пьес
Лопе де Веги неизвестно) — лучшее произведение этого жанра, по сей день
не сходящее со сцен всего мира. Остроумие, игра страстей, карнавал,
тайные свидания — в их совокупности плетётся характерная для этого рода
комедии интрига. Теодоро должен решить, кого он любит — свою госпожу (он
её секретарь) Диану де Бельфлор, молодую вдову, или её служанку
Марселлу. Журавль в небе или синица в руках? Пьеса, однако, названа по
другой пословице, определяющей выбор госпожи, которая не знает, чем ей
поступиться — любовью или честью, связав себя со своим секретарём,
человеком неблагородного происхождения. А пока она ревнует его к
Марселле, не отпускает от себя и не допускает к себе.
Любовь торжествует, прибегнув к карнавальным приёмам — переодеванию и
подмене. Слуга Теодоро Тристан, шут по своей театральной родословной,
находит старика графа, у которого много лет назад пропал сын, является к
нему в виде заморского купца, а затем представляет якобы
обнаружившегося в качестве сына Теодоро. Тот, кто обладает человеческим
достоинством, достоин обладать и честью, — такова поэтическая
справедливость этого финала. Здесь она достигнута путём хитроумной
интриги, но в других случаях требует поистине героического усилия.
Наряду с комедиями Лопе де Вега создавал драмы. Исходя из их пафоса,
жанр нередко называют героической драмой. Её наиболее памятный образец у
Лопе — «Овечий источник», или (по испанскому названию местечка, в
котором происходит действие) «Фуэнте Овехуна» (публ. 1619). Пьеса также
являет пример трагикомического смешения. Её материал, как у трагедии, —
история: действие отнесено к событиям Реконкисты (освобождению Испании
от мавров) в 1476 году. Основные герои — крестьяне, то есть персонажи,
уместные в низком жанре — в комедии.
Командор ордена Калатравы (одного из духовно-светских рыцарских орденов,
созданных в ходе Реконкисты) Фернандо Гомес де Гусман встречает
сопротивление приглянувшейся ему девушки Лауренсии из перешедшего под
его власть местечка Фуэнте Овехуна. На её стороне все крестьяне, один из
которых бросает командору: "Мы жить хотим, как до сих пор, // Чтя вашу
честь и нашу честь" (пер. М.Лозинского). Командору речь о чести из уст
крестьянина непонятна. Он упорно преследует свою цель, всё более
гневаясь, и наконец является во главе вооружённого отряда, побуждая
крестьян к восстанию. Командор убит. Расследование ведёт король, но на
вопрос: "Кто убил?" — даже под пыткой крестьяне твердят: "Фуэнте
Овехуна".
Пьеса, завершающаяся готовностью людей из народа отстаивать своё
достоинство вплоть до вооружённого восстания, начинается с того, что
одна из них — Лауренсия — в ответ на признание в любви молодого
крестьянина Фрондосо, смеясь, отвечала, что любит лишь свою честь.
Связаны ли эти разномасштабные события? Безусловно. Между первоначальной
любовью к себе (ибо любить честь — любить себя) и финальной сценой
происходит становление личности героини. Она полюбила Фрондосо, и их
любви сопутствовала не тишина пасторали, а угроза, исходящая от сильных
мира сего. На этом грозном фоне в своём прежнем ренессансном качестве
возникает чувство любви как путь к достоинству, не в смысле социальной
привилегии, а как неотъемлемое свойство человечности.
Совершается возвращение к ренессансным ценностям, от которых не уходил
Лопе де Вега, но которые покидают современный ему мир, сменяясь новыми,
лишёнными общечеловеческого смысла. Они рассчитаны на отдельного
человека, к тому же не на каждого, а лишь на того, кто может подтвердить
своё право дворянской грамотой. Прежнее достоинство достижимо лишь как
результат героического поступка.
Лопе де Вега явился не только завершителем определённой традиции
испанской драмы, но и человеком, напоминающим о высоте ренессансного
идеала, который в новых условиях подвергается новым опасностям и
искушениям. Переосмысляются прежние ценности, порой искажаясь, как это
происходит с любовью. Один из тех, кого причисляют к "школе Лопе", –
Тирсо де Молина (1583?–1648) ввёл в мировую литературу из испанской
легенды образ Дон Жуана («Севильский озорник, или Каменный гость»). Этот
образ — как будто бы одна из проекций ренессансной идеи свободного,
любящего человека. Однако любовь теперь, как явствует из названия, —
озорство, а свобода — своеволие. История об озорнике сразу же
превратится в один из вечных (архетипических) образов мировой культуры и
ещё в XVII столетии получит философское истолкование (см. Мольер).
Испанская драма живёт напряжённым исследованием страстей, земных и
небесных. Народ, преданный театру, был в то же время одним из самых
набожных в Европе. Между Церковью и театром отношения складывались
непросто, но почти каждый значительный испанский драматург XVII века
искал покровительства у Церкви, нередко формально принимал сан и писал
ауто — пьесы о страстях Господних. Дух веры всё более овладевал и
светским театром. Именно так было с величайшим испанским драматургом,
вышедшим из "школы Лопе", — Кальдероном (1600–1684). Время его
европейской славы наступит позже — его откроют романтики в начале XIX
века, изумятся его величию, сравнят с Шекспиром, иногда и вовсе отдавая
ему первенство.
В своём же столетии Кальдерон представляет религиозное барокко. Фигуры
его персонажей, как на полотнах его соотечественника и старшего
современника Эль Греко, устремлены к небу не только в духовном, но как
будто бы в физическом порыве. Там они ожидают пробуждения, веруя,
согласно названию самой прославленной из пьес Кальдерона, что «Жизнь
есть сон».
Время её создания — 1635–1636 годы. Иными словами, шедевр испанского
барокко одновременен первому значительному произведению французского
классицизма — трагедии Пьера Корнеля «Сид». В искусстве религиозного
барокко человек пытается в небесной иерархии обрести смысл и порядок,
которого в его глазах лишена земная жизнь. В традиции классицизма —
стремление здесь, на земле, установить иерархию упорядоченного,
осмысленного бытия.
Источник: Игорь Шайтанов. Искусство европейской комедии в XVII веке. Данная статья была опубликована в № 20/2001 электронной версии газеты "Литература" Издательского дома "Первое сентября".
Уникальная технология для вывода компьютерных 3d данных позволит создавать физические макеты быстро и качественно. 3d принтеры нового поколения предоставляют самый быстрый и дешевый способ для прототипирования. Вы получите полноцветные модели сразу с 3D принтера!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Искусство европейской комедии в XVII веке. Часть 1"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.