С 1826 по 1855 г. на сцепах императорских театров поставлены 17 опер российских авторов и 50 - иностранпых. Причем после опер Глинки «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842) русский репертуар составляли отнюдь не только шедевры: А. Н. Верстовский - «Тоска по родине» (1839), «Чурова долина" (1841); Ф. П. Толстой - «Доктор в хлопотах» (1836), «Светлаиаь (1846); Д. Ю. Струйский - «Параша сибирячка»: М. И. Берпард - «Ольга, дочь изгнанника" (1845); Н. А. Львов - «Ундина» (1848), «Русский мужичок, или Староста»: Даргомыжский - "Эсмеральда" (1847 и 1851); Ю. К. Арнольд - «За Богом молитва» (1851); А. Г. Рубинштейн - «Куликовская битва» (1852), «Фомка дурачок» (1853); А. П. Вяземский - "Чародейка" (1855); Л. В. Маурер - «Лекарь самоучка» (1856) и др.
Из сочинений зарубежных авторов шли оперы Ж. Лесюэра, Д. Обера (7 опер!), Бертона, Э. Мегюля, Ф. Герольда, Ж. Галеви, А. Адана, Ф. Буальдье, В. Моцарта, Г. Маршпера, Ф. фон Флотова, Д. Россини, В. Беллини и некоторых других. Показательно, что во второй половине 50-х П. решили вернуться к сочинениям Кавоса, - о вкусах тогдашней публики свидетельствует неизменный интерес к «Лесте - днепровской русалке», «Ивану Сусанину» и «Любовной почте», В Москве репертуар был приблизительно тот же, что и в Петербурге. "Эсмеральда" Даргомыжского поставлена была прежде в Москве, чем на петербургской сцене, по это произошло случайно. Зачастую в Москву отсылались те оперы, которые по каким-то причи- нам не хотели ставить в Петербурге.
Во второй четверти XIX в. наиболее видными артистами петер- бургской труппы были Н. С. Семенова, Е. И. Иванова, С. В. Биркина, М. М. Степанова, Э. А. Лилеева, А. И. Латышева (сопрано); Н. С. Строганова, М. Ф. Шелехова-Монриа, А. Я. Воробьева, Е. П. Соловьева- Вертейль, Д М. Леонова (меццо-сопрано и контральто); В. М. Самойлов, В. А. Шемаев, П. М. Михайлов, Ф. Конти, П. П. Булахов (тенора); Ефремов, Н. О.Дюр, П. и. Гимбин, С. С.Артемовский (баритоны); О. А. Петров, Д А. Смирнов, Този (басы). В ряду артистов московской труппы - Н. В. Репина, Филис-Андрие, Е. А. Семенова, Гобинова, Леонова (сопрано); А. И. Петрова (меццо-сопрано); П. А. Булахов, А. О. Бантышее. Сахаров, Климовский (тенора); Божановский (баритон); И. В. Лавров, Д. В. Куров, Рязанцев (басы).
Наибольшей популярностью у публики вплоть до 1830-х гг. пользовались комические оперы, и серьезный репертуар непросто прививался к русской оперной сцене. С 1827 г. в Петербурге существо- вала итальянская опера, замененная в 1833 г. немецкой. Эти труппы содержались на казенный счет и располагали хорошими голосами. Однако мода на них была "волнообразность", то усиливаясь, то спадая. Закрытие итальянской оперы было связано именно с угасанием к ней интереса и отсутствию необходимых сборов. В 1844 г. в Петербурге вновь открылся итальянский театр, просуществовавший успешно несколько лет и представивший российской публике выдающиеся произведения и солистов. Жалованье русских артистов было сравнительно невелико, итальянцам платили значительно больше. Даже у выдающихся русских солистов оно не превышало 75 рублей в месяц.
Знаменитый бас О. А. Петров в 1849 г. в расцвете своего дарования получал 1142 рубля 85 копеек серебром в год - 28 рублей за разовое участие, тогда как ведущий солист итальянской труппы Рибини получал за вечер 571 рубль. Артисты оркестра русской оперы зарабатывали 12-15 рублей в месяц, хора - и того меньше, и постоянно нуждались, что не способствовало, конечно, повышению их мастерства. Помимо императорских театров Петербурга и Москвы в 1860-е гг. заметную роль начинают играть оперные театры в Тифлисе, Одессе, Варшаве, Вильно, Харькове, Казани, Саратове. Хорош был Киевский оперный театр, содержавшийся с помощью городских властей и обладавший высоким исполнительским уровнем. Однако нельзя не отметить и частные музыкальные театры, имевшие сильные труппы и интересный репертуар.
В их числе - Оперные театры С. И. Зимина и С. И. Мамонтова, антреприза И. П. Прянишникова. Мамонтов ставил оперы Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, прикладывая активные усилия к распространению известности этих композиторов. Хотя мощный взлет русской симфонии выводит ее па международную арену, опера продолжала оставаться центральным жанром русской музыки XIX века. В последнюю треть столетия создан ряд великих оперных шедевров, кардинально изменивших весь облик русского искусства: «Борис Годунов» (1869) и "Хованщина" (1883) и др.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Русский музыкальный театр 19 века"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.