Романтическое музыкальное
искусство – явление масштабное, сложное и противоречивое. Оно объединило в себе
и реакционные, и прогрессивные, сближающиеся с реализмом направления, множество
различных по своим эстетическим, стилистическим, жанровым и интонационным
установкам национальных школ и индивидуальных стилей.
Заявив о себе на рубеже XVIII -
XIX веков, романтизм – в том числе и музыкальный – прошёл длительный путь
развития вплоть до конца XIX века, нередко сочетая в
себе во многом противоположные эстетические взгляды.
Романтическое видение мира в
искусстве было подготовлено множеством обстоятельств. Важнейшая его
общественно-историческая предпосылка – реакция на результаты французской
буржуазной революции, разочарование в идеалах братства и единения народов, в
идеалах всеобщего, всечеловеческого счастья. Рациональные, ясные, логичные и
оптимистические установки Просвещения уже не соответствовали атмосфере
сумрачности и подавленности, ознаменовавшей собой рубеж XVIII - XIX вв.
Ранее всего романтические веяния
возникли в литературных школах Германии (иенская школа) и Англии в конце XVIII
в. В живописи на рубеже веков романтические тенденции окрашивают творчество
французских живописцев – Жерико и Делакруа и немецких мастеров – Ф. О.
Рунге, К. Д. Фридриха. В литературе и живописи романтическое
направление к середине XIX в. в основном себя исчерпало. В музыке же романтизму
была уготована гораздо более продолжительная жизнь.
В 20-х г. XIX в. романтические
установки начинают складываться в творчестве Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Ф.
Шуберта.
30-е – 50-е гг. – пора творческой
зрелости музыкального романтизма, отмеченная творчеством Р. Шумана, Ф. Шопена,
Г. Берлиоза, Ф. Листа. Наиболее сложным и неоднозначным был поздний этап
развития романтической музыки, связанный с именами Р. Вагнера, И. Брамса, Ф.
Листа, А. Брукнера, Г. Малера и представляющий
собой синтез реалистических, классических и романтических черт. 90-е г. стали
вершиной романтического музыкального искусства в Финляндии, Норвегии – в
творчестве Я. Сибелиуса, и Э. Грига. Исключительно своеобразный облик имел
итальянский романтизм, неразрывно связанный с реалистическими установками в
творчестве Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи.
При всём богатстве и
неповторимости индивидуальных и национальных стилей и направлений,
романтическое музыкальное искусство внутри себя содержало достаточно чёткую
эстетическую и образную систему.
Хронологическая связь с эпохой
Просвещения и в то же время осознание музыкального романтизма как реакции на
неё сформировали совершенно особое, неоднозначное к ней отношение. В других
видах искусства также складывалась подобная ситуация. Поэты «озёрной» школы
Англии – Вордсворт, Колридж – резко критиковали идеи Просвещения и
классицистскую эстетику и образность, Шелли и Байрон – поддерживали традицию
революционности, гражданственной направленности искусства.
Своего рода связующим
звеном между классицизмом и романтизмом в Германии стало движение «Бури и
натиска», творчество Грильпарцера, Фр. Гельдерлинга. Немецкое музыкальное
романтическое искусство особо прочно было связано с классическим наследием.
Однако своеобразием связи с
предшествующей художественной традицией специфика музыкального романтизма
отнюдь не исчерпывается.
Исключительно своеобразна картина
мира в представлении романтиков и место человека в ней. На смену цельному,
оптимистическому миропониманию, на смену единой всечеловеческой идее приходит
мир, расколотый на две противоположные друг другу сферы. Одна из них –
жестокий, грубый, непонимающий и отвергающий человека мир. Вторая – мир сказки,
грёзы, волшебной фанатастики, воплощение идеализированной мечты.
Резкая дифференциация ранее
единой картины мира была обусловлена – с одной стороны, - и повлекла за собой –
с другой стороны – возникновение абсолютно новой трактовки образа человека.
Герой, борец за счастье всего человечества, титан, в своей борьбе претерпевает
жесточайшее поражение. Его сменяет маленький человек – один из многих,
вынужденный жить в мире реальном, но грезящий об идеальном мире. Принцип
двоемирия обусловливает специфику мировоззрения романтических музыкантов и во
многом их музыкальный язык. В то же время в романтическом музыкальном искусстве
формируется и иной тип героя – исключительная личность, глубоко и трагично
воспринимающая мир. В творчестве многих романтиков нашли отражение и
революционные идеи эпохи, связанные с процессами национально-освободительного
движения в странах Европы (творчество Шопена, Листа, Берлиоза).
Исключительное внимание
романтиков к субъективному началу, к лирической образности, к полноте раскрытия
человеческой индивидуальности (по сравнению с господствующей объективностью
классицизма) стало причиной радикальных изменений в трактовке жанров, тематике
и музыкальном языке. Сущностной составляющей образного мира романтиков была
природа – в её многообразии и величии.
Как антитеза чистой
инструментальной музыке в творчестве романтиков возникает стремление к синтезу
искусств. Формируются новые музыкальные жанры, опирающиеся на теснейшую связь
музыки и литературы. Это – поэма, баллада, листок из альбома. В сферу
музыкального творчества проникают литературные приёмы изложения, сюжетность.
Следствием синтезирования музыки
и поэзии явилась такая специфическая черта музыкального романтизма как
программность Она нашла отражение в литературных программах музыкальных
произведений – подзаголовках, а также в создании самими композиторами
литературных сценариев произведений. Тем самым нередко музыкальные творения
романтиков имели двойственную сущность – собственно музыкальную и вербальную,
два плана функционирования произведения. Подобные литературные программы были
нередко необходимы и для пояснения столь необычных романтических музыкальных
образов.
Внимание романтиков к жанрам
вокальной музыки также являет собой одно из проявлений связи литературы и
музыки в романтическом искусстве. Вокальное звучание идеально соответствовало
субъективной направленности романтизма. Интонационной основой музыки романтиков
становятся глубоко лирические песенные интонации, обусловливающие специфику
вокальной лирики, и проникающие и в симфоническую, и в фортепианную музыку. В
связи с этим формируются так называемый песенный симфонизм Шуберта, новый
фортепианный жанр в творчестве Ф.
Мендельсона-Бартольди – песня без слов.
Песенность, вокальность
романтической музыки была связана и с глубоким интересом романтиков к
исторической – легендарно-сказочной тематике и к фольклору, но в
идеализированно – патриархальном преломлении. Это можно расценивать и как
попытку обрести жизненный идеал в прошлом, не найдя его в настоящем. Фольклор в
романтической музыке нередко обретал и поэтизированный облик. Впервые в истории
мирового музыкального искусства народные танцы – полонез, краковяк, мазурка,
камаринская – в творчестве Шопена, Глинки, соединяясь с интонациями народных
песен, становятся основой музыкальных произведений.
Одно из основополагающих качеств
музыкального романтизма – исключительная индивидуализированность музыкальных
стилей. Это повлекло за собой множественность индивидуальных трактовок жанров,
в том числе и тех, которые ранее были почти каноническими – симфонии и сонаты.
4-х частный симфонический цикл, в опоре на песенную мелодику и
импровизационность выражения и изложения музыкальных – лирических – образов,
переосмысливается в масштабное симфоническое произведение с количеством частей,
зависящим от конкретного замысла автора – от 2-х в «Неоконченной» симфонии
Шуберта до 5-ти в «Фантастической» симфонии Берлиоза. Сонатный жанр
опирается на свободное, фантазийное изложение музыкального тематизма и
трансформируется в жанр сонаты-фантазии (в творчестве Ф. Листа). Однако
классический вариант и сонатного, и симфонического жанров в романтической
музыке сохраняется (симфоническое творчество И. Брамса). Формируется и
совершенно новый жанр симфонической музыки – одночастная симфоническая
программная поэма.
Индивидуализированное, личностное
видение мира повлекло за собой возникновение новых музыкальных жанров. В
единении с тенденцией развития домашнего музицирования, камерного
исполнительства, не рассчитанного на массовую аудиторию и совершенную
исполнительскую технику, это вызвало к жизни появление жанра фортепианной
миниатюры – экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, прелюдии, множество
танцевальных жанров, ранее не фигурировавших в профессиональной музыке.
Достоянием музыкального языка романтизма, наряду с песенностью, стало огромное
внимание к красочности, колористичности (что повлекло за собой изменения в
трактовке аккорда и тональных соотношений).
Источник:А.В. Сердюк, О.В.Уманец Пути развития украинского и зарубежного музыкального
искусства. - Х.: Основа, 2001.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Романтизм в музыке ХIХ века"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.