Добавить компанию




МУЗЫКА XIX ВЕКА

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА XIX ВЕКА » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Развитие оперы в 19 веке. Оперные жанры

Просмотров: 24467 | Рейтинг: 4.0/3 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Основные оперные жанры сложились преимущественно к концу ХУIII столетия. Параллелыю серьезной опере (оnере-сериа) существовали и развивались незатейливые, весьма демократичные жанры оперы-буффа (в Италии), комической оперы или комедии с ариеттами (во Франции), зингшпиля (в Германии). Со временем они начали ощутимо влиять на оперу-сериа, ее более свободное строение и гибкую трактовку сюжетов. В итоге уже в конце эпохи классицизма черты итальянской и французской опер во многом слились, образовали новое стилистическое единство, которое способствовало более органичному слиянию слова и музыки, естественному развертыванию драматургии с живыми человеческими характерами и эмоциями.

К началу XIX в. даже серьезная опера перестала быть искусством для избранной публики, сделавшись достоянием различных социальных кругов. На волне этого процесса демократизации сложился в начале века жанр оперы спасения, ярко представленный, например, операми Л. Керубини и  "Фиделио" Бетховена. Опера спасения как жанр сложил ась после Великой французской революции 1789- 1794 гг. Обычно в ее сюжете герою или героине грозит гибель от руки злодея или стихийного бедствия. Спасение наступает в послед- нее мгновение благодаря героическому поступку. В первой четверти XIX в. во Франции расцветает большая (или большая лирическая) опера с ее захватывающими сюжетами, колоритным оркестром и развернутыми хоровыми сценами.

Обычно это масштабное произведение из 4-5 актов, в которых драмы человеческих страстей разворачиваются на фоне крупных исторических событий. Сюжеты большой оперы требовали красочного сценического оформления, часто в спектакль включались балетные сцены. Изначально большая опера была связана с Парижской оперой, для которой между 1820 и 1860 гг, созданы такие выдающиеся сочинения, как «Немая из Портичи» Д. Ф. Обера (1828), «Вильгельм Телль» Д. Россини (1829), «Еврейка» Ж. Галеви (1835), «Сицилийская вечеря» (1855) и «Дон Карлос» (1867) Дж. Верди и др. Однако жанровые черты большой оперы присутствуют и в сочинениях, не связанных с Парижской оперой, как, например, «Риении» Р. Вагнера, "Аида" Д. Верди.

В Германии особой популярностью пользовалась опера на сказочные и фантастические сюжеты. Ярчайшие образцы подобных сочинений представлены в наследии К. Вебера ("Вольный стрелок", «Оберон», отличающиеся особой изысканностью и колоритом оркестра. В итальянских серьезных операх первой трети XIX в. сохраняются некоторые условности классицистской оперы XVIII столетия. Это, прежде всего, четкое разделение на речитативы, в которых разворачивается действие, и вокальные номера (арии, дуэты и т.п.), где выражаются эмоции персонажей; увлечение бельканто в ущерб сценическому действию. Однако некоторые оперы-сериа Д. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини были чрезвычайно популярны у современников. Впоследствии в наследии Россини и Доницетти большее признание получили оперы-буффа, которые представляются более живыми, естественными, динамичными и яркими.

Опера-буффа (по-итальянски - смешная опера), имеющая в основе комический сюжет, знала блестящие воплощения в творчестве мастеров XVIII В. Непременный атрибут оперы-буффа и веселой драмы - имброльо, большая ансамблевая сцена всеобщего возбуждения и замешательства, обычно завершающая первый (из двух) или второй (из трех-четырех) акт. Признанные мастера оперы-буффа в XIX в. - Россини ("Севильский цирюльник», «Золушка» Доницетти). Крупнейший итальянский оперный композитор Джузеппе Верди существенно изменил форму и содержание оперного спектакля. Его произведения насыщены волнующими мелодиями, рельефно очерчивают драматическое действие, особенно трагические и героические моменты. Его оперы, как правило, основаны на динамично развивающихся сюжетах с трагическим апофеозом. Энергичные на- родные и бытовые сцены и мощные ансамблевые финалы сообщают сочинениям масштабность и глубину.

Композитор стремился к тонкой обрисовке характеров, органичной связности действия. В последних сочинениях «Отелло» и «Фальстаф» он отказывается от разделения оперы на отдельные номера, создает целостную и органичную драматургическую концепцию. Великий немецкий реформатор оперы Рихард Вагнер называл свои грандиозные произведения музыкальными драмами. В музыкальных драмах реализованы идеи композитора о полном синтезе музыки, слова и сценического оформления, об их подчинении единой драматургической задаче. Характерные черты вагнеровской музыкальной драмы - бесконечная мелодия и система лейтмотивов. Бесконечная мелодия - протяженный, не расчленяемый заверениями и остановками процесс развертывания музыкальной ткани, которая соединяет отдельные сцены в целостные, крупные разделы оперы. С особым мастерством используется бесконечная мелодия в музыкальных драмах Вагнера «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга», «Парсифаль», Бесконечная мелодия стала новым принципом организации формы, позволившим отказаться от традиционного «но- мерного» строения оперы.

Система лейтмотивов, которую он ввел в свои произведения, заключена в том, что определенные темы сопутствуют определенным персонажам, развивая музыкальную драматургию в оркестре параллельно развитию сценического действия. В конце XIX в. в Италии формируется оригинальное ответвление искусства, получившее название «веризм» (от итальянского vero - правдивый, истинный). Эстетика веризма была обращена к по- вседневной жизни простых людей в ее подлинном виде. Классические образцы оперного веризма - «Сельская честь» П. Масканьи (1890), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892), «Богема» Д. Пуччини (1896). Героями веристских опер являются представители низших слоев общества, бедные люди, на сцене демонстрируются тяжелые стороны жизни, жестокие страсти. Сюжеты мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии, часто песенного склада, эмоциональные и лирически-проникновенные.

Наконец, последняя треть XIX в. отмечена созданием великолепных творений французских композиторов - «Кармен» Ж. Бизе (1875), «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1893-1902), «Вертер», «Таис» Ж. Массне (1892, 1894), отличающихся своеобразием и новизной сти- ля, психологически утонченной эмоциональностью и смелой оригинальностью музыкального языка. Конечно, опера XIX в. бесконечно разнообразна. Приведенное краткое описание лишь обозначает контуры этого явления художественной жизни. Распространение, значимость и влияние оперы на жизнь общества в этот период были чрезвычайно велики и значительны. Опера была во многих случаях важным знаком общественной жизни, в ней находили отражение отнюдь не только эстетические представления автора, но часто - политические тенденции, национальные устремления народов, актуальные исторические события.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Развитие оперы в 19 веке. Оперные жанры" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. - Спб., 2008.
2012-01-09



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0