Основные оперные жанры сложились преимущественно к концу ХУIII столетия. Параллелыю серьезной опере (оnере-сериа) существовали и развивались незатейливые, весьма демократичные жанры оперы-буффа (в Италии), комической оперы или комедии с ариеттами (во Франции), зингшпиля (в Германии). Со временем они начали ощутимо влиять на оперу-сериа, ее более свободное строение и гибкую трактовку сюжетов. В итоге уже в конце эпохи классицизма черты итальянской и французской опер во многом слились, образовали новое стилистическое единство, которое способствовало более органичному слиянию слова и музыки, естественному развертыванию драматургии с живыми человеческими характерами и эмоциями.
К началу XIX в. даже серьезная опера перестала быть искусством для избранной публики, сделавшись достоянием различных социальных кругов. На волне этого процесса демократизации сложился в начале века жанр оперы спасения, ярко представленный, например, операми Л. Керубини и "Фиделио" Бетховена. Опера спасения как жанр сложил ась после Великой французской революции 1789- 1794 гг. Обычно в ее сюжете герою или героине грозит гибель от руки злодея или стихийного бедствия. Спасение наступает в послед- нее мгновение благодаря героическому поступку. В первой четверти XIX в. во Франции расцветает большая (или большая лирическая) опера с ее захватывающими сюжетами, колоритным оркестром и развернутыми хоровыми сценами.
Обычно это масштабное произведение из 4-5 актов, в которых драмы человеческих страстей разворачиваются на фоне крупных исторических событий. Сюжеты большой оперы требовали красочного сценического оформления, часто в спектакль включались балетные сцены. Изначально большая опера была связана с Парижской оперой, для которой между 1820 и 1860 гг, созданы такие выдающиеся сочинения, как «Немая из Портичи» Д. Ф. Обера (1828), «Вильгельм Телль» Д. Россини (1829), «Еврейка» Ж. Галеви (1835), «Сицилийская вечеря» (1855) и «Дон Карлос» (1867) Дж. Верди и др. Однако жанровые черты большой оперы присутствуют и в сочинениях, не связанных с Парижской оперой, как, например, «Риении» Р. Вагнера, "Аида" Д. Верди.
В Германии особой популярностью пользовалась опера на сказочные и фантастические сюжеты. Ярчайшие образцы подобных сочинений представлены в наследии К. Вебера ("Вольный стрелок", «Оберон», отличающиеся особой изысканностью и колоритом оркестра. В итальянских серьезных операх первой трети XIX в. сохраняются некоторые условности классицистской оперы XVIII столетия. Это, прежде всего, четкое разделение на речитативы, в которых разворачивается действие, и вокальные номера (арии, дуэты и т.п.), где выражаются эмоции персонажей; увлечение бельканто в ущерб сценическому действию. Однако некоторые оперы-сериа Д. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини были чрезвычайно популярны у современников. Впоследствии в наследии Россини и Доницетти большее признание получили оперы-буффа, которые представляются более живыми, естественными, динамичными и яркими.
Опера-буффа (по-итальянски - смешная опера), имеющая в основе комический сюжет, знала блестящие воплощения в творчестве мастеров XVIII В. Непременный атрибут оперы-буффа и веселой драмы - имброльо, большая ансамблевая сцена всеобщего возбуждения и замешательства, обычно завершающая первый (из двух) или второй (из трех-четырех) акт. Признанные мастера оперы-буффа в XIX в. - Россини ("Севильский цирюльник», «Золушка» Доницетти). Крупнейший итальянский оперный композитор Джузеппе Верди существенно изменил форму и содержание оперного спектакля. Его произведения насыщены волнующими мелодиями, рельефно очерчивают драматическое действие, особенно трагические и героические моменты. Его оперы, как правило, основаны на динамично развивающихся сюжетах с трагическим апофеозом. Энергичные на- родные и бытовые сцены и мощные ансамблевые финалы сообщают сочинениям масштабность и глубину.
Композитор стремился к тонкой обрисовке характеров, органичной связности действия. В последних сочинениях «Отелло» и «Фальстаф» он отказывается от разделения оперы на отдельные номера, создает целостную и органичную драматургическую концепцию. Великий немецкий реформатор оперы Рихард Вагнер называл свои грандиозные произведения музыкальными драмами. В музыкальных драмах реализованы идеи композитора о полном синтезе музыки, слова и сценического оформления, об их подчинении единой драматургической задаче. Характерные черты вагнеровской музыкальной драмы - бесконечная мелодия и система лейтмотивов. Бесконечная мелодия - протяженный, не расчленяемый заверениями и остановками процесс развертывания музыкальной ткани, которая соединяет отдельные сцены в целостные, крупные разделы оперы. С особым мастерством используется бесконечная мелодия в музыкальных драмах Вагнера «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга», «Парсифаль», Бесконечная мелодия стала новым принципом организации формы, позволившим отказаться от традиционного «но- мерного» строения оперы.
Система лейтмотивов, которую он ввел в свои произведения, заключена в том, что определенные темы сопутствуют определенным персонажам, развивая музыкальную драматургию в оркестре параллельно развитию сценического действия. В конце XIX в. в Италии формируется оригинальное ответвление искусства, получившее название «веризм» (от итальянского vero - правдивый, истинный). Эстетика веризма была обращена к по- вседневной жизни простых людей в ее подлинном виде. Классические образцы оперного веризма - «Сельская честь» П. Масканьи (1890), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892), «Богема» Д. Пуччини (1896). Героями веристских опер являются представители низших слоев общества, бедные люди, на сцене демонстрируются тяжелые стороны жизни, жестокие страсти. Сюжеты мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии, часто песенного склада, эмоциональные и лирически-проникновенные.
Наконец, последняя треть XIX в. отмечена созданием великолепных творений французских композиторов - «Кармен» Ж. Бизе (1875), «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1893-1902), «Вертер», «Таис» Ж. Массне (1892, 1894), отличающихся своеобразием и новизной сти- ля, психологически утонченной эмоциональностью и смелой оригинальностью музыкального языка. Конечно, опера XIX в. бесконечно разнообразна. Приведенное краткое описание лишь обозначает контуры этого явления художественной жизни. Распространение, значимость и влияние оперы на жизнь общества в этот период были чрезвычайно велики и значительны. Опера была во многих случаях важным знаком общественной жизни, в ней находили отражение отнюдь не только эстетические представления автора, но часто - политические тенденции, национальные устремления народов, актуальные исторические события.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Развитие оперы в 19 веке. Оперные жанры"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.