Своеобразие ситуации,
сложившейся в музыкальной жизни страны, заключалось в том, что между
народно-песенным творчеством и высокими профессиональными жанрами - оперой,
культовым пением, инструментальной культурой (орган, клавесин, гамба, лютня,
скрипка) - пролегала, по крайней мере с начала XVII века, обширная жанровая
область, соединявшая эти сферы между собою и способствовавшая их плодотворному
интонационному взаимодействию.
Это жанр airs de cour - «куртуазных арий» -
жанр, в течение первой половины столетия распространившийся с огромной
быстротой и, вопреки своему «сословному» наименованию, завоевавший горячие
симпатии во всех классах тогдашнего французского общества. Их пели везде и по
всякому поводу. Вокруг airs de cour возникали литературные дебаты, журнальная
полемика. В одной из дискуссий (она посвящена была арии «Ты хочешь смерти мне,
жестокая любовь!») принимали участие величайшие умы эпохи - Декарт, Гюйгенс, Мерсенн.
Это случилось в 1638 году. Только за двадцать пять лет - с 1575 по 1600 - было
написано не менее пятисот сочинений этого жанра. Недаром кто-то шутил в
сохранившемся анонимном каламбуре:
Вступая в песенный розарий,
Пью аромат куртуазных арий
И сочиняю каламбур
О знаменитых airs de cour.
Любители сих сладких арий –
Принцесса, шут, купец,
викарий...
Поют все птицы airs de cour
За исключеньем, впрочем, кур. *
(* Перевод автора).
Что же представляла собою airs
de cour? To была обычно бытовая песня с кантабильной, четко метризованной,
ритмически оживленной мелодией и куплетным строением. Склад песни - гомофонный,
с basso continuo в лютневом или клавирном изложении и с отчетливым
силлабическим выпеванием текста. Иногда арии исполнялись и без аккомпанемента.
Песни сочинялись сольные, песни-диалоги, наконец, песни хоровые (на две, три и
четыре партии). Бывали и сольные песни с хором. При повторении куплетов (строф)
мелодии обычно варьировались, украшались мелизматическим рисунком (doubles).
Вскоре возникли жанровые
разновидности airs: застольные (airs a boire), элегические (airs serieux), любовные
(airs amoureux), духовные (псалмы и кантаты). Всякая жанровая разновидность
обладала своими стилистическими особенностями. Так, застольные, часто связанные
с праздничным весельем, отличались оживленной, подчас виртуозной
фигуративностью певческого голоса.
Увы, друзья, вкруг нас в греховном мире этом
Мятеж свершился первоэлементов.
Бушует ураган, страшны его порывы,
Морские волны на берег, подняв седые гривы,
Как звери дикие, рыча, устремлены.
Ничтожен человек!.. Но выпить мы должны,
Укрывшись в погребах под сень
окороков, солений, -
Таков единственно реальный путь
к спасенью.
Не будем рыть могил, чтоб не
измять сорочки,
Но шпагами пронзим отважно...
наши бочки!
(Перевод автора).
Большой популярностью
пользовались так называемые «брюнетты» - пасторальные арии в ритме гавота,
получившие свое наименование по поводу некоей девушки, вскружившей голову
пастушку, - темноволосой и кокетливой:
Тирсис, пастух младой,
Над сонною водой
Мечтает и поет,
В Луару слезы льет.
Гудит упрямый бас:
Ах, эта - не для вас.
Ее зовут Аннет,
А нет - то значит: нет...
Ни шелковый камзол
Не защитит от зол,
Напудренный парик
Не скроет от интриг.
И в чаще fleurs de lys *
Все плачет наш Тирсис,
Мечтами заплетен
В темноволосый сон,
А в блеске карих глаз
Звенит девичий глас:
Сулит мой нежный взор
Вам смертный приговор... **
(*
Цветы лилий (франц.))
(**
Эквиритмический перевод автора).
Слова
песни-пасторали наивны и лукавы, местами простоваты до банальности, однако с
несколько жеманным нюансом. Музыка же производит двойственное впечатление; она,
очевидно, так именно и задумана. С одной стороны, минорный лад, преобладающее в
мелодии плавно нисходящее движение, задумчиво-меланхоличные кадансы с несколько
аффектированно звучащими предъемами - все говорит о пасторальной элегичности
образа (ведь гавот - по происхождению своему сельский танец, его много плясали
крестьяне в провинции Дофине). С другой стороны, степенная мерность и грация
гавотного ритмометра, изящество, с каким очерчено всякое построение - мотивы,
фразы - и мелодический рисунок в целом, «учтивая» многозначительность цезур
ассоциируются с куртуазным жанром. Ария опубликована Байяром в 1661 году и
пользовалась как в «верхах», так и в «низах» огромным успехом. «Брюнетта» из
темы или сюжетного мотива переросла в категорию жанра.
Арии выходили
сборниками у издателей, которые уже упоминались выше. Вместе с оригинальными
произведениями в этих сборниках печатались и так называемые «пародии» * (* В XVII веке это понятие не имело тогда
критического и сатирического смысла, какой оно приобрело позже) -
подтекстовки куртуазными стихами оперных, балетных мелодий, а также мелодий,
заимствованных из чисто инструментальных сочинений. Так образы музыкального
театра проникали в airs de cour. В то же время, наоборот, особенно со времени
Люлли, лучшие airs de cour своим складом и стилем оказали воздействие на оперу,
способствуя демократизации ее музыкального языка.
Куртуазные арии не возникли на
невозделанной почве: им предшествовали в музыкальной жизни XVI столетия бойкие
уличные напевы - «водевили» * (* Voix de
ville (франц.) - городские голоса), некоторые ноэли, в частности на стихи
Мэтра Миту, балетные recits * (* Выходы
артистов с рассказом (recit) - пояснением предстоящего хореографического
номера, положенным на музыку), бытовые chansons a luth * (* Песни с лютней или под лютню),
духовные псалмы, а отчасти и французские подтекстовки популярных итальянских вилланелл
и канцонетт, мода на которые во Франции возникла еще при мизантропичном щеголе
и меломане Людовике XIII и его могущественном премьер-министре герцоге Ришелье
- больших любителях, как ни странно, этих демократических жанров. Людовик XIII
сам сочинил несколько airs de cour. Новый прилив симпатий к этому жанру дал
знать о себе как реакция на италоманию в годы регентства Анны Австрийской.
Почему все эти разноликие и многоцветные ручейки влились в одно общее русло -
airs de cour? Главной причиной были распространение и утвердившийся повсюду
властный авторитет классицизма с его нормативами, опиравшимися на влияние
господствующего класса, его государства, а главное - «тон эпохи»,
художественный вкус» выразивший дух новой тогда, национально консолидированной
и централизованной Франции. Или, как говорит Жан Франсуа Пайяр: «Принципы
классицизма: стройный порядок, ясность, величие - не были лишь символами
режима: они воплощали мышление нации». Отсюда - стремление и бытовую песенность
«привести к одному знаменателю».
Нам остается назвать композиторов
airs de cour. В ранний период истории жанра это были Пьер Гедрон (1565-1621),
Жан Батист Безар, Габриель Батайль. Второй, кульминационный период связан с
именами автора многих airs a boire Антуана Боэссе (1586-1643), знаменитого
Мишеля Ламбера (тестя Люлли), Франсуа Бувара (1670-1757), Этьена Мулинье и
лучших в свое время певцов - исполнителей airs de cour - Пьера де Ньера, кастрата
Берто и певицы Анны Делябарр (airs de cour предназначались главным образом для
мужских голосов). В поздний период (с конца века) на первый план выходят
«пародии», timbres. Три величайших французских композитора - Люлли, Франсуа
Куперен-младший и Рамо писали airs de cour и даже считали для себя честью представлять
свои инструментальные пьесы для подобной адаптации, особенно с тех пор, как
словесные тексты стали заказывать лучшим поэтам. Подтекстованы были и некоторые
рондо Куперена, в том числе его широко известная клавесинная пьеса «Зефир
нежнейший в сих местах царит» - пьеса, отличающаяся исключительно тонкой и
нарядной орнаментикой мелодических голосов.
С началом XVIII века жанр air de
cour вступает в полосу поразительно быстрого увядания и вполне синхронно с
ранним классицизмом сходит на нет. Его вытесняют романсы * (* Не смешивать с испанскими народными романсами, которые и в XVII
столетии представляли одно из совершеннейших выражений национального гения),
тематически разнообразные, интонационно схематически-однотипные и обильно
насыщенные той чувствительностью, которая вскоре нашла законченное выражение в
«Утешениях» Жан-Жака Руссо.
Источник:К. К. Розеншильд Музыка во Франции XVII - начала XVIII века. - М.: "Музыка", 1979.
Вы
собираетесь устраить юбилей, свадьбу или корпоративную вечеринку? Уже и
помещение подобрано, правда нет в нем удобного гардероба. Не спешите
искать новое. Ведь можно организовать вместительный гардероб аренда его недорогая, а эффективность высокая. Ведь в нем легко поместится одежда всех ваших гостей.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Airs de cour. Куртуазные арии"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.