Интенсивные изменения музыкального языка потребовали трансформации выразительных средств, и это в полной мере отразилось
на музыкальных инструментах, чертах и традициях исполнительских стилей. Без понимания изменений в инструментальной сфере вряд ли можно ясно очертить эволюцию музыкальной культуры XIX в. С описания инструментов мы и начнем,
полагая их важнейшими средствами и материальным свидетельством поисков того, без чего нет музыки: нового выразительного звучания.
Любой музыкальный музей мира включает в экспозицию музыкальные инструменты. По ним можно проследить отнюдь не только менявшуюся технологию изготовления. Они заключают в себе неизъяснимое обаяние времени, которому принадлежат, несут ощущение жизни ушедших эпох.
Рояль Шопена или молоточковое фортепиано Бетховена - не анахронизмы чопорных музейных залов.
Они - свидетели и хранители тайны, которая открывается знатокам, подлинным любителям и ценителям музыки.
Оркестр XVIII в. был, как правило, невелик. За исключением некоторых придворных и театральных коллективов, он включал небольшую струнную группу и в большинстве случаев две-три пары
духовых инструментов. Число симфонических сочинений для большого или даже полного состава в XVIII в. сравнительно невелико.
Инструменты того времени звучали мягко, деликатно, и даже на
трубах принято было играть негромко. Ведь музыка XVIII в. должна была прежде всего услаждать слух, быть приятной и элегантной.
В XIX в. ситуация меняется: большие концертные залы, привлечение широкой и разнородной публики, яркая драматургическая конфликтность сочинений - все это требовало иных красок, динамической насыщенности, расширения экспрессивных возможностей
инструментов. Поэтому уже в начале века исполнители и музыкальные мастера ищут пути их совершенствования, создают новые
конструкции, модели, а кроме того, и принципиально новые инструменты, которых ранее не существовало. В особенности это коснулось духовых, В семействе которых трансформации были наиболее
радикальны.
В итоге - обновленные и новые духовые стали артистичными и самобытными партнерами плотной и обширной струн-
ной группы романтического оркестра.
Здесь важно заметить, что новые инструменты не стали лучше
своих предков из прошлых столетий, - они стали другими, предназначенными для иных художественных задач. Каковы были эти задачи? Для деревянных духовых и струнных инструментов - более
плотное, яркое, темброво-насыщенное звучание. Для медных духовых - полный звукоряд, пластичный и яркий звук. И для всех -
расширение виртуозных свойств, беглости и, конечно, возможностей чистого интонирования.
Большинство композиторов 19 столетия не испытывали нужды в полном составе оркестра, применяя его чаще в опере, чем в симфонии.
В XIX в. полный состав оркестра становится нормой, более того - с течением времени он расширяется и дополняется. На деле это
выглядело так: струпная группа не менее 35-40 исполнителей, причем виолончели и контрабасы стали исполнять разные партии, что
внесло и новые краски, и новую выразительность.
Духовая группа отныне включала две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две-четыре валторны, две трубы, три тромбона.
Добавим сюда ударные - литавры, большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, тамбурин, колокольчики - и получим полнозвучный, многокрасочный, бесконечно разнообразный оркестр, которому доступны шелест и гром, тончайшая лирика и мрачная трагедия, сказка и эпос.
Но и этим не ограничились музыканты XIX в. В группе флейт получает постоянное гражданство малая флейта (пикколо ), в группе
гобоев - английский рожок, в группе кларнетов - малый кларнет и
бас-кларнет. Некоторым композиторам не хватило и четырех вал-
торн - Рихард Вагнер искусно применял шесть и даже восемь инструментов в оперных партитурах. К традиционной паре труб часто
прибавляются еще две. К тромбонам присоединяется инструмент,
способный играть самую низкую, басовую партию, - офиклеид.
Уже во втором десятилетии XIX в. происходит интенсивная ре-
конструкция инструментов. Выдающийся немецкий флейтист Теобальд Бём создает принципиально новую модель флейты, которая
стала звучать ярко, красочно и виртуозно. У совершенствования Бёма
прививаются и к гобою, кларнету, английскому рожку. В 1830-е гг.
входят в практику хроматические (вентильные) валторны и трубы.
Раньше они ограничивались рядом натуральных звуков, теперь на
них стало возможно исполнять все, чего требовала композиторская
фантазия.
В 1808 г. Себастьян Эр ар в Париже вдохнул новую жизнь в арфу,
которая отцыпе приобрела свой современный вид. Конечно, музы-
канты по природе своей консервативны, и еще несколько десятилетий старые инструменты соседствовали с новыми. Однако обновленные инструменты несказанно расширили рамки оркестровой
выразительности, позволили обогатить колористическую палит-
ру оркестра и ансамбля неведомыми ранее тембрами, техническим
блеском и мощной роскошью звучности. А в сольных пьесах, концертах, фантазиях они могли поражать слушателя небывалой, под-
час акробатической виртуозностью и утрированной чувственностыо, придавая исполнителям-концертантам черты демонические
и властные.
В любом музыкальном музее можно видеть десятки моделей труб,
рожков, кларнетов, флейт и прочих представителей музыкального
мира, появившихся на свет именно в XIX в. Многие из них так и
оставались курьезами, подчас гениальными (как, например, изобре-
тения бельгийского мастера Адольфа Сакса: многие его детища не
только вызывали восхищение современников, но получали награды
на Всемирных выставках, так и не войдя в практику).
Некоторые
архаичные и неуклюжие инструменты даже после активных усовершенствований не сумели пережить своего времени (серпент, ба-
совый рог, геккельфон, саррюзофон), запечатлев в себе устремления к обостренной тембровой «чувствительности эпохи. Но родились и совершенно новые персонажи, которым тогда уже была
предсказана долгая и насыщенная творческая биография.
Главные
в их числе - корнет (1828), басовая туба
(1835) и саксофон (1840) (звучание и mp3 музыку этих инструментов можно послушать в Интернете на музыкальных порталах).
Эпоха романтизма открыла свежую, неизведанную область тембровых оттенков и сочетаний, которая обрела смысл важнейшего принципа музыкального мышления. Композиторы-романтики тесно связывали тембр с характером музыки.
П. И. Чайковский писал: " Я никогда не сочиняю отвлеченно, то есть никогда музыкальная
мысль не является мне иначе, как в соответствующей ей внешней
форме. Таким образом, я изобретаю самую музыкальную мысль
в одно время с инструментовкой».
Мы можем наблюдать, как инструментальное начало весьма тесно сближается с вокальным, выразительное пение на инструменте
становится первейшей задачей всякого виртуоза.
В неоконченном
автобиографическом романе замечательного художника тембровой
живописи К. М. Вебера есть сказочный эпизод - сновидение собрания оживших инструментов. Председательствует гобой, а спор идет
о мере «певучести» каждого:
«Первый гобой. Ну, здесь-то уж вряд ли кто сможет сравниться со
мной.
Первый кларнет. Позвольте, месье, также отметить и наши талан-
ты ...
Первая флейта. о да, особенно в маршах и на свадьбах.
Первый фагот. Кто более меня приближается к божественному
тенору?
Первая валторна. Не воображаете ли вы, что вы соединяете в себе
такую нежность и такую силу, как я?»
Конечно, подобное отношение к музыкальным инструментам и их
свойствам, особое внимание к тончайшим выразительным нюансам
повлекло за собою их подробные и обширные описания. В 1844 г. в
Париже опубликован удивительный документ эпохи - труд Гектора Берлиоза «Большой трактат о современной инструментовке и
оркестровке», где помимо точных сведений даны художественные
характеристики инструментов в манере столько же романтической,
сколько и утонченно-литературной. Вот некоторые их фрагменты.
Тромбону «в высшей степени свойственно благородство и величие;
он обладает всеми серьезными и сильными интонациями высокой
музыкальной поэзии - от звучаний религиозных, торжественных,
полных покоя до исступленных оргических воплей».
Кларнет - «голос героической любви; и если массы медных инструментов ... будят мысль о множестве воинов, покрытых сверкающими доспехами,
шагающих навстречу славе или смерти, то звучащие в это же время
многочисленные унисоны кларнетов как бы представляют любимых
жен, возлюбленных с гордым взором и глубокой страстью, воодушевленных звоном оружия, которые поют в пылу битвы, увенчивают
победителей или умирают вместе с побежденными».
«Звукам гобоя
свойственны простодушие, наивная грация, тихая радость или печаль слабого существа ... Известная степень возбужденности еще
доступна ему, но нужно остерегаться доводить его до крика страсти, до бурной вспышки гнева, до угрозы или героического порыва - его небольшой голос, терпкий и нежный в то же время, становится тогда бессильным ... ». «Валторна - инструмент благородный
и меланхоличиый.
Нетрудно заметить, что музыкальные инструменты в описаниях
Берлиоза подобны персонажам театрального действа, их характеры
концентрируют круг экспрессивно-образных свойств, чрезвычайно индивидуализированных и совершенно разных по характеру.
И в этом - также яркая черта романтического инструментализма:
наиболее ценно то, что составляет индивидуальность каждого голоса, выделяет его из общей ткани, позволяя воссоздавать необходимую эмоциональную сферу.
В то же время за многими инструментами закрепляется довольно
устойчивый круг образных характеристик
Особенно рельефно это
можно проследить в симфонических сочинениях Чайковского.
Вспомним рассказ Франчески из симфонической фантазии «Франческа да Римини» - печальный, трепетный монолог кларнета; грустное и нежное повествование гобоя в медленной части IV симфонии;
знаменитое элегически-возвышенное соло валторны в V симфонии ... Складывается узнаваемый экспрессивный тип инструмента,
который в большей или меньшей степени, но с очевидным постоянством прослеживается вплоть до начала ХХ в.
Конечно, на протяжении XIX в. меняется и облик клавишных инструментов. Рояль и орган конца столетия весьма существенно отличались от своих предшественников начала века. Бетховен, Вебер,
Шуберт не знали столь яркой и мощной фортепианной звучности,
которую мы слышим сейчас при исполнении их произведений. Фортепиано интенсивно приспосабливалось к новым требованиям, и уже
к середине столетия великие виртуозы Ф. Лист, А. Рубинштейн,
г. Бюлов приводили в трепет слушателей энергией, силой звука и
страстной выразительностью обновленного рояля. Романтический
орган к середине XIX в. оснащается новыми регистрами, обретает
масштабность и мощь уже не только как церковный, но как концертный инструмент, предназначенный для больших залов.
Периодически он включается в состав симфонического оркестра, усиливая
грандиозность и могущество стихии романтических красок Вели-
колепный образец романтического органа можно слышать в Большом зале Московской консерватории, где установлен инструмент
знаменитого французского мастера Кавайе-Коля.
Новые инструменты также появляются в романтическом семействе клавишных: фисгармония и челеста.
Фисгармония - небольшой органчик для домашнего музицирования, запатентованный в 1842 г. Она имела до двадцати регистров-
тембров, имитирующих разные инструменты, и потому позволяла
играть не только органную музыку, но и переложения популярных
оркестровых пьес.
Челеста же получила прописку исключительно в оркестре, поскольку
ее голос очень напоминает нежные и мягкие колокольчики. Изобретенная в Париже в 1886 Г., она получила название от французского
слова celeste - небесная. И действительно, ее небесное звучание
как нельзя лучше подходило к сказочным и волшебным музыкальным сценам. Одним из первых челесту применил П. И. Чайковский
в балете "Щелкунчик», в танце феи Драже.
Роскошное богатство красок, заключенных в обновленных и новых инструментах, во всем великолепии засверкало в оркестровых
полотнах XIX в., поражая бесконечным разнообразием тембров и
звучностей. А солисты-виртуозы, подобные Николо Паганини и Ференцу Листу, получили в свое распоряжение небывалые возможности воздействия на публику, становясь подлинными кумирами тысячных залов.
Источник:Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. - Спб., 2008.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальные инструменты - свидетели эпохи Романтизма"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.