На протяжении XIX века в развитии украинской музыкальной культуры произошли значительные сдвиги. Народное творчество обогащается новой тематикой. В бурлацких, рекрутских и чумацких песнях в связи с ростом крестьянского революционного движения углубляются антикрепостнические настроения, усиливается тема социального протеста. Появляются новые виды городской песенной лирики. В области профессиональной музыки идет процесс накопления сил, который приводит к созданию во второй половине столетия национальной композиторской музыкальной школы.
Основной предпосылкой ее возникновения было формирование украинского народа в нацию. Национальная композиторская музыкальная школа опиралась на многовековое развитие народного творчества и на молодое, но быстро растущее профессиональное музыкальное искусство Украины. Ее становлению и развитию содействовали тесные взаимосвязи с русской музыкальной культурой. Огромное значение для украинской культуры передового направления имело соприкосновение с идеями русских революционеров-демократов Н. Чернышевского и Н. Добролюбова.
Под их воздействием на Украине формируется демократическая идеология, ярко проявляющаяся в литературе и искусстве. Ее представители выступали против политики национального угнетения, проводимой царским самодержавием. Это смыкалось с освободительной борьбой русского и других народов России. В тесном единении с русскими революционными демократами гневно обличал царизм и крепостничество великий поэт Украины Т. Шевченко. Его произведения сыграли огромную роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа, что в свою очередь способствовало. пробуждению глубокого интереса к музыкальному фольклору. Богатство народного творчества, которое раньше являлось достоянием лишь самого народа, теперь привлекает внимание передовых музыкальных деятелей. В XIX веке украинские народные песни любовно записываются и внимательно изучаются.
Если в XVIII веке было опубликовано лишь несколько украинских песен в сборниках В. Трутовского (1776) и И. Прача (1790), то первая половина XIX столетия ознаменована изданием самостоятельного сборника украинских песен А. Алябьева и М. Максимовича (1834). Особенно большое значение в собирании и изучении украинскою народного творчества имела деятельность Н. Лысенко, посвятившего этому благородному делу всю свою жизнь. Им было собрано, обработано и издано огромное количество песен самых различных жанров. Наряду со сборниками Лысенк о надо отметить ценнейшие сборники П. Сокальского, К. Квитки и Ф. Колессы, которые издавались на протяжении второй половины XIX и начала ХХ века.
Народная музыка становится основой творчества украинских композиторов - стоит вспомнить хотя бы оперу «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского или произведения Н. Лысенко. На родное украинское искусство глубоко интересовало и русских музыкантов. Украинские мелодии звучат, например, в таких произведениях, как «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, Вторая симфония и Первый фортепианный концерт П. Чайковского. Внимательно изучал 'народную песню Украины А. Серов, посвятивший ей статью «Музыка южно-русских песен». Большую роль в формировании национальной музыкальной школы играли передовая украинская литература и театр. Еще в старинных театральных жанрах (школьных драмах, вертепах) музыка принимала обязательное участие. Эта традиция укоренилась в украинском театре последующих времен.
Известно, что в пьесы выдающихся украинских драматургов первой половины XIX в И. Котляревского и Г. Квитки-Основьяненко обязательно включались музыкальные номера. Чаще всего это были обработки народных песен. В одной же из самых популярных пьес Котляревского - «Наталка Полтавка» - наряду с народными звучит и песня Сковороды («Всякому городу нрав и права»). Ранние образцы украинской оперы вырастают на основе традиций украинского бытового театра, близко соприкасаясь с театральными жанрами по содержанию, . форме (диалогические оперы) и по характеру музыки. Особенно же большое значение для развития музыкальной культуры имела. деятельность профессионально-украинского драматического театра.
В 1880-х годах возник ряд трупп, во главе которых стояли такие выдающиеся театральные деятели, как М. Кропивницкий. М. Старицкий, П. Саксаганский, Н. Садовский. Обращение к острым проблемам современности, демократическая и реалистическая направленность деятельности театра оказывали глубокое воздействие на формирование эстетических взглядов украинских музыкантов, а неразрывная связь театральных представлений с музыкой привлекала к работе в театральных жанрах вешающихся композиторов того времени. Тесно был связан с театром Лысенко, который на протяжении всей своей жизни писал музыку к пьесам, начиная от водевиля Гоголя-отца «Простак» и кончая пьесой Старицкого «Последняя ночь».
С театром был связан и другой музыкальный деятель Украины - Н. Нищинский, чья музыка к пьесе Шевченко «Назар Стодоля» под названием «Вечорницi» и сейчас пользуется любовью публики. Первые. оперы украинских .композиторов - «Черноморцы» и «Рождественская ночь» Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Гуляка- Артемовского и другие - ставились силами драматических групп, так как национального оперного театра на Украине в то время не было. Немаловажное значение для формирования украинской оперы имели традиции русской бытовой комической оперы, а 'В дальнейшем - великие достижения русской оперной классики.
Событием большой важности было открытие в Киеве Русского оперного театра (1867). Во 'второй половине XIX века значительно активизировалась концертно-музыкальная жизнь. Во многих городах Украины были основаны отделения Русского музыкального общества (РМО): в 1863 году открылось Киевское отделение, в 1871 - Харьковское, в 1884- Одесское. В концертах, программы которых были достаточно разнообразны, 'Принимали участие выдающиеся украинские и русские музыканты, как, например, А. Рубинштейн и Н. Лысенко. В 70-х годах в Киеве стараниями Лысенко был создан камерный инструментальный ансамбль, исполнявший разнообразные произведения зарубежной и русской камерной музыки Баха до Чайковокого. Большое развитие получило хоровое исполнительство. Особенной любовью и известностью во всей Украине пользовались хоровые коллективы, во главе которых стоял неутомимый пропагандист народный музыки Лысенко.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальная культура Украины XIX века"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.