МУЗЫКА XIX ВЕКА

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА XIX ВЕКА » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Музыкальная культура Украины XIX века

Просмотров: 25171 | Рейтинг: 3.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

На протяжении XIX века в развитии украинской музыкальной культуры произошли значительные сдвиги. Народное творчество обогащается новой тематикой. В бурлацких, рекрутских и чумацких песнях в связи с ростом крестьянского революционного движения углубляются антикрепостнические настроения, усиливается тема социального протеста. Появляются новые виды городской песенной лирики. В области профессиональной музыки идет процесс накопления сил, который приводит к созданию во второй половине столетия национальной композиторской музыкальной школы.

Основной предпосылкой ее возникновения было формирование украинского народа в нацию. Национальная композиторская музыкальная школа опиралась на многовековое развитие народного творчества и на молодое, но быстро растущее профессиональное музыкальное искусство Украины. Ее становлению и развитию содействовали тесные взаимосвязи с русской музыкальной культурой. Огромное значение для украинской культуры передового направления имело соприкосновение с идеями русских революционеров-демократов Н. Чернышевского и Н. Добролюбова.

Под их воздействием на Украине формируется демократическая идеология, ярко проявляющаяся в литературе и искусстве. Ее представители выступали против политики национального угнетения, проводимой царским самодержавием. Это смыкалось с освободительной борьбой русского и других народов России. В тесном единении с русскими революционными демократами гневно обличал царизм и крепостничество великий поэт Украины Т. Шевченко. Его произведения сыграли огромную роль в развитии национального и социального самосознания украинского народа, что в свою очередь способствовало. пробуждению глубокого интереса к музыкальному фольклору. Богатство народного творчества, которое раньше являлось достоянием лишь самого народа, теперь привлекает внимание передовых музыкальных деятелей. В XIX веке украинские народные песни любовно записываются и внимательно изучаются.

Если  в XVIII веке было опубликовано лишь несколько украинских песен в сборниках В. Трутовского (1776) и И. Прача (1790), то первая половина XIX столетия ознаменована изданием самостоятельного сборника украинских песен А. Алябьева и М. Максимовича (1834). Особенно большое значение в собирании и изучении украинскою народного творчества имела деятельность Н. Лысенко, посвятившего этому благородному делу всю свою жизнь. Им было собрано, обработано и издано огромное количество песен самых различных жанров. Наряду со сборниками Лысенк о надо отметить ценнейшие сборники П. Сокальского, К. Квитки и Ф. Колессы, которые издавались на протяжении второй половины XIX и начала ХХ века.

Народная музыка становится основой творчества украинских композиторов - стоит вспомнить хотя бы оперу «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского или произведения Н. Лысенко. На родное украинское искусство глубоко интересовало и русских музыкантов. Украинские мелодии звучат, например, в таких произведениях, как «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, Вторая симфония и Первый фортепианный концерт П. Чайковского. Внимательно изучал 'народную песню Украины А. Серов, посвятивший ей статью «Музыка южно-русских песен». Большую роль в формировании национальной музыкальной школы играли передовая украинская литература и театр. Еще в старинных театральных жанрах (школьных драмах, вертепах) музыка принимала обязательное участие. Эта традиция укоренилась в украинском театре последующих времен.

Известно, что в пьесы выдающихся украинских драматургов первой половины XIX в И. Котляревского и Г. Квитки-Основьяненко обязательно включались музыкальные номера. Чаще всего это были обработки народных песен. В одной же из самых популярных пьес Котляревского - «Наталка Полтавка» - наряду с народными звучит и песня Сковороды («Всякому городу нрав и права»). Ранние образцы украинской оперы вырастают на основе традиций украинского бытового театра, близко соприкасаясь с театральными жанрами по содержанию, . форме (диалогические оперы) и по характеру музыки. Особенно же большое значение для развития музыкальной культуры имела. деятельность профессионально-украинского драматического театра.

В 1880-х годах возник ряд трупп, во главе которых стояли такие выдающиеся театральные деятели, как М. Кропивницкий. М. Старицкий, П. Саксаганский, Н. Садовский. Обращение к острым проблемам современности, демократическая и реалистическая направленность деятельности театра оказывали глубокое воздействие на формирование эстетических взглядов украинских музыкантов, а неразрывная связь театральных представлений с музыкой привлекала к работе в театральных жанрах вешающихся композиторов того времени. Тесно был связан с театром Лысенко, который на протяжении всей своей жизни писал музыку к пьесам, начиная от водевиля Гоголя-отца «Простак» и кончая пьесой Старицкого «Последняя ночь».

С театром был связан и другой музыкальный деятель Украины - Н. Нищинский, чья музыка к пьесе Шевченко «Назар Стодоля» под названием «Вечорницi» и сейчас пользуется любовью публики. Первые. оперы украинских .композиторов - «Черноморцы» и «Рождественская ночь» Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Гуляка- Артемовского и другие - ставились силами драматических групп, так как национального оперного театра на Украине в то время не было. Немаловажное значение для формирования украинской оперы имели традиции русской бытовой комической оперы, а 'В дальнейшем - великие достижения русской оперной классики.

Событием большой важности было открытие в Киеве Русского оперного театра (1867). Во 'второй половине XIX века значительно активизировалась концертно-музыкальная жизнь. Во многих городах Украины были основаны отделения Русского музыкального общества (РМО): в 1863 году открылось Киевское отделение, в 1871 - Харьковское, в 1884- Одесское. В концертах, программы которых были достаточно разнообразны, 'Принимали участие выдающиеся украинские и русские музыканты, как, например, А. Рубинштейн и Н. Лысенко. В 70-х годах в Киеве стараниями Лысенко был создан камерный инструментальный ансамбль, исполнявший разнообразные произведения зарубежной и русской камерной музыки Баха до Чайковокого. Большое развитие получило хоровое исполнительство. Особенной любовью и известностью во всей Украине пользовались хоровые коллективы, во главе которых стоял неутомимый пропагандист народный музыки Лысенко.


Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Музыкальная культура Украины XIX века" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!




По материалам: Е. Бокщанина История музыки народов СССР. - М., 1978.
2012-01-02


Теги: украинская музыка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz