«Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры», —
писал Даниил Андреев, и эту мысль разделяли некоторые писатели и
критики. По мнению Василия Васильевича Розанова, эта миссия заключалась в
том, чтобы быть вождем народа, это если бы он продолжал жить и
развиваться:
«Мне как-то он представляется духовным вождем народа. Чем-то,
чем был Дамаскин на Востоке: чем были „пустынники Фиваиды". Да уж решусь
сказать дерзость — он ушел бы „в путь Серафима Саровского". Не в _тот именно, но в какой-то около этого пути лежащий путь_.
Словом:
Звезда.
Пустыня.
Мечта.
Зов».
Он же, Розанов, как, впрочем, и многие, считал, что вслед за
Пушкиным «Лермонтов поднимался неизмеримо более сильною птицею». «Спор»,
«Три пальмы», «Ветка Палестины», «Я матерь Божия», «В минуту жизни
трудную» и некоторые другие стихотворения Лермонтова, считал Василий
Васильевич, составляют «золотое наше Евангельице». Замечательный поэт и
критик Георгий Адамович так разделяет направления Пушкина и Лермонтова:
«Пушкин был лишен ощущения (или, может быть, правильнее сказать:
свободен от ощущения) греха и воздаяния, падения и искупления, рая и
ада, если угодно — Бога и дьявола. Гётевское или шекспировское начало в
нем было неизмеримо сильнее дантовского… Пушкина часто сравнивают с
ангелом, с небесным явлением, но в том-то и „небесность" его, что он к
нему равнодушен… Один лермонтовский „вздох" уводит нас отсюда за
тридевять земель…» Адамович считает, что при всей любви Лермонтова к
Пушкину, своим творчеством он «возражал» тому, а «тревожным
психологизмом своей прозы расщепил пушкинского безмятежно-цельного
человека пополам».
Одним словом, если говорить несколько упрощенно, Пушкина и до сих пор
многие воспринимают не религиозным поэтом, а Лермонтова — религиозным.
Но при этом критики оговариваются — об особом складе лермонтовской
религиозности. Даниил Андреев пишет о полярности души поэта. В ней две
противоположные тенденции: первая — богоборческая, вторая — «струя
светлой, задушевной, теплой веры». И при этом Д. Андреев настаивает, что
образ Демона — это не литературный прием, не средство эпатировать
аристократию или буржуазию, а попытка выразить художественно некий
глубочайший, с незапамятного времени несомый опыт души, что это идет из
глубинной памяти поэта. Демонизм — это часть самого поэта. Этим и
объясняются некоторые факты его биографии: кутежи, бретерство, его
юношеский разврат — какой-то особо угрюмый, тяжкий, его холодный и
горький скепсис, пессимистические раздумья. Правда, с возрастом это
стало уходить.
«Струя светлой, задушевной, теплой веры» с годами все глубже
проникала в душу Лермонтова. Д. Андреев считал, что Ангел, несший душу
поэта на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей
скучные песни земли», есть не литературный прием, а ФАКТ. Можно сказать,
что Лермонтов единственный на нашей планете человек, который при
рождении слышал пение Ангела и не забыл его потом, а помнил, или время
от времени вспоминал, а мы все забыли навсегда. Отсюда вообще
необыкновенная гениальность поэта, отсюда разрывающие его противоречия и
отсюда же его богатырские силы, которые он не знал, куда здесь, на
земле, приложить.
Д. Андреев говорил, что если бы не гибель поэта под Пятигорском,
то Лермонтов-старец достиг бы тех вершин, где соединяются этика, религия
и искусство в одно, где все блуждания и падения преодолены, осмыслены и
послужили к обогащению духа, и где мудрость, прозорливость и
просветленное величие таковы, что все человечество взирает на человека,
достигшего тех вершин, с благоговением, любовью и трепетом.
Но это — если бы… Однако Лермонтов погиб от руки Мартынова. Погиб
поэт… Невольник чести? Точнее было бы сказать — невольник глубочайших
противоречий своей души. Это даже дает возможность некоторым критикам
часть вины за дуэль возложить и на поэта.
Противоречия души Лермонтова проявились даже в таком, казалось бы
ясном, стихотворении, ставшем по сути народной песней, как «Выхожу один
я на дорогу…».
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
[1841]
Лермонтов видит Божий мир, с верой в душе воспринимает его, но
вместе с тем он хотел бы, чтобы мир был устроен несколько по-другому,
чтобы одновременно как бы быть в двух мирах — и здесь, и там. А так —
нет для поэта гармонии, нет той глубины свободы и покоя, которые ему
грезятся.
Михаил Юрьевич родился в дворянской семье 3 (15) октября 1814
года в одном из домов на Садовой в Москве, напротив Красных ворот —
сейчас на этом месте стоит памятник поэту, а метро «Лермонтовская», к
сожалению, переименовали в «Красные ворота». Одиннадцатого числа мальчик
был крещен и, по настоянию бабушки, которая стала его крестной матерью,
наречен Михаилом в честь ее покойного супруга Михаила Васильевича
Арсеньева.
Род Лермонтовых берет начало в Шотландии, он запечатлен в
легендах о Томасе Лермонте, авторе древнейшего варианта «Тристана и
Изольды».
Детство поэта прошло в имении бабушки в Тарханах, в Пензенской
губернии. В 1828 году Лермонтов был определен в Благородный пансион при
Московском университете, потом стал студентом этого университета, но
закончить его поэту не пришлось: повздоривши с профессорами, он ушел из
университета и поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров. В 1834 году, по окончании этой школы, был
назначен в лейб-гвардии гусарский полк. За стихи на смерть Пушкина поэта
сослали на Кавказ. По возвращении из ссылки поэт стрелялся на дуэли с
сыном французского посланника Барантом, кстати, — на Черной речке, где
стрелялся и Пушкин. После этой дуэли его опять отправили на Кавказ, в
Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявил незаурядную
храбрость, но царь постоянно вычеркивал имя поэта из наградных листов.
Хлопоты друзей Лермонтова о переводе его в Петербург терпели неудачу.
Ссора поэта с Мартыновым — считается, что произошла она не без интриг
жандармских чинов — закончилась дуэлью 15 июля 1841 года. Похороны поэта
состоялись 17 июля. «Были похороны при стечении всего Пятигорска, —
пишет современник тех событий. — Тело поэта принял Машук, по склонам
которого он взбирался некогда мальчиком…»
Эта могила оказалась временной. Е. А. Арсеньева, бабушка, выхлопотала
разрешение перевезти прах внука в Тарханы. 27 марта 1842 года свинцовый
гроб был поставлен на дроги и двинулся в путь. Теперь гроб поэта
находится в фамильном склепе Арсеньевых.
Мартынов в наказание за убийство на дуэли был на три месяца
посажен в Киевскую крепость на гауптвахту и предан церковному покаянию:
церковные власти назначили ему 15 лет покаяния (он должен был жить при
монастыре, посещать церковные службы и ежедневно являться к своему
духовнику), но, по просьбам Мартынова, срок этот сначала сбавили до 10
лет, а потом, в 1846 году, его освободили совсем.
Говоря о творчестве Лермонтова, надо отметить, что поэт начал
писать необыкновенно рано, и не достигши еще двадцати лет, писал уже
такие зрелые, прекрасные стихи, как никто в русской поэзии. Например,
знаменитый «Парус» «Белеет парус одинокий…» написан в семнадцать лет, а
ведь это шедевр.
В каком бы жанре Лермонтов ни выступал — в поэзии, в прозе, в
драматургии — на все ложится печать его гения. Поэмы «Демон», «Мцыри»,
«Песня про купца Калашникова…», множество лирических стихотворений,
роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти
произведения стали шедеврами русского искусства. Считается, что
творчество Лермонтова знаменует собой вершину романтизма XIX века, с
одной стороны, и качественно новый скачок в развитии русского
критического реализма — с другой. В Пушкине Лев Толстой, например,
особенно ценил идеал прекрасного, а в Лермонтове — необычайную глубину
нравственного чувства, дух поиска истины. «Какие были силы у этого
человека! — говорил Толстой о Лермонтове. — Что бы сделать он мог! Он
начал сразу как власть имущий… Каждое его слово было словом человека,
власть имущего».
Вы ищете репетитора по русскому языку? А вы уже пробовали брать уроки по русскому языку онлайн? Это удобно и практично и к тому же не дорого! Занятия с опытными преподавателями подготовят вас к сдаче ЕГЭ и помогут повысить грамотность.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.