Андрей Платонов был человеком неразговорчивым и
грустным. Однажды литератор, имя которого забыто, настолько яростно
убеждал его, будто сам он пишет не хуже, если не лучше, что ангельское
терпение Платонова лопнуло: «Давайте условимся раз и навсегда, —
воскликнул он: — вы пишете лучше. Лучше. Но только чернилами. А я пишу
кровью».
Андрей Платонов, начавшийся как писатель в 1919
году, возвращался к русскому читателю в два этапа: во время хрущевской
«оттепели» и в период перестройки. И в том, и в другом случае фигура его
была подсвечена искажающими облик политическими юпитерами. На нашей
памяти энтузиасты перестройки именем Платонова побивали советскую власть
и делали из него едва ли не диссидента, что абсолютно противоречит
положению вещей.
Проза Платонова — это Слово «проросших в мироздание
корней». Диссидентом по своему душевному устройству он никак быть не
мог. По рождению принадлежащий к самому «революционному классу» —
пролетариату, он и сам пережил революционный экстаз. «То, что буржуазия
нам враг, — известно много лет. Но что она враг страшнейший,
могущественнейший, обладающий безумным упорством в сопротивлении, что
она действительный властелин социальной вселенной, а пролетариат только
возможный властелин… — это нам стало известно из собственного опыта», —
писал Платонов в 1921 году («Всероссийская колымага»).
Как художник, он сумел показать из недр
революционную стихию, эту кипящую человеческую магму, из которой
вываривалось что-то новое, а как мыслитель сумел придать ей философскую
притчевость. «Плоть от плоти», он был тем не менее европейски
образованным человеком. Юрий Нагибин (с его отчимом писателем Рыкачевым
Платонов близко общался) свидетельствует: «С ним было всегда
гипнотически интересно. Он прекрасно знал все, что делается в мире
литературы, в мире искусства, в мире точных наук. Неудивительно, что он
все знал про паровозы да и про технику вообще, но он был „у себя дома",
когда речь заходила о фрейдизме, о разных космогонических теориях или о
нашумевшей книге Шпенглера „Закат Европы". Помню его спор с моим отчимом
о знаменитом и несчастном Вейнингере, пришедшем к самоубийству
теоретическим путем. Я слушал его с открытым ртом… В области литературы у
него тоже не было белых пятен. Он чувствовал себя одинаково легко в
мире Луция Аннея Сенеки и Федора Достоевского, в мире Вольтера и
Пушкина, в мире Ларошфуко и Стендаля, Вергилия и Лоренса Стерна, Грина и
Хемингуэя. Его нельзя было обескуражить каким-то именем или теорией,
новым учением или модным течением в живописи. Он знал все на свете! И
все это, как у большинства настоящих людей, было золотыми плодами
самообразования».
В своем великом романе «Чевенгур» (1929) Платонов
показал стронувшийся, перевернувшийся после семнадцатого года мир, где
все сорвалось с мест и понеслось, где каждый захотел взять чужую, более
значительную роль — «Кто был ничем, тот станет всем!»: деревенская
повариха называет себя «заведующей коммунальным питанием», конюх —
«начальник живой тяги»… Есть у Платонова и «надзиратель мертвого
инвентаря», и Иван Мошонков переименовавшийся в Федора Достоевского, и
Степан Копенкин, который вместо иконки Божией Матери зашивает в шапку
портрет Розы Люксембург… Все начальники, все при должностях, сменили
богов, бросили привычные занятия. А что? Буржуи расстреляны, плохих
людей больше нет, остались только хорошие — все ждут немедленного
коммунизма… «Ты что за гнида такая, — возмущается Копенкин, — сказано
тебе от губисполкома закончить к лету социализм!»
«Переход в социализм и, значит, в полный атеизм
совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно „в баню сходили и
окатились новой водой". Это — совершенно точно, это действительность, а
не дикий кошмар», — писал Василий Розанов в ноябре 1917 года
(«Апокалипсис нашего времени»).
Андрей Платонов никак не мог быть диссидентом, он
был летописцем новейшей истории — времени «строительства коммунизма в
одной отдельно взятой стране». Подчинив себя языку эпохи, он
художественно закрепил языковую стихию новой реальности: лексику
лозунгов, митингов, декретов, канцелярий — авангардную лексику. Когда
авангард (а авангард — это то, что в первый раз) проникает во все сферы
жизни и становится нормой — это ад. И Платонов нам это светопреставление
убедительно показал.
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия
Климентов) родился в Ямской Слободе на окраине Воронежа 20 августа (1
сентября) 1899 года. Его отец, машинист паровоза, был довольно известным
в городе лицом, о нем как о талантливом изобретателе-самоучке не раз
писали местные газеты. Мать, простая, глубоко верующая женщина, сумела
передать сыну христианское мироощущение. Андрей был старшим из
одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском
училище. С 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном
заводе, помощником машиниста. Литературные наклонности обнаружились у
него довольно рано — с 12 лет сочинял стихи. После революции, в 1918
году, поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое
отделение. Воодушевленный новыми идеями времени, участвовал в дискуссиях
Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи
в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная
деревня», «Железный путь» и др.).
В 1919 году как рядовой стрелок железнодорожного
отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал
в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями
Мамонтова и Шкуро.
В 1920 году в Москве состоялся Первый Всероссийский
съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую
писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы
Платонова дают представление о нем, как о честном (не сочиняющем себе
«революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах
молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и
когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской
революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему
литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного
времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» —
«Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или
принадлежите?» — «Никаким, имею свое».
Андрей Платонов короткое время был кандидатом в
члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне
«Душа человека — неприличное животное» в 1921 году был исключен как
«шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга
(брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре сборник
стихов «Голубая глубина».
На какое-то время Платонов оставляет литературный
труд и полностью отдается практической работе по специальности
(пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а
творить «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 годах он состоит
председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской
губернии, а с 1923 по 1926 год в Воронежском губземуправлении работает
губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского
хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову,
известно, что «под его непосредственным административно-техническим
руководством… построено 763 пруда… 315 шахтных колодцев… 16 трубчатых
колодцев, осушено 7600 десятин… построены 3 сельские электрические
силовые установки». Это были не насильственные трудовые подвиги, а
последовательная материализация взглядов Платонова, которые он изложил
еще в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь
революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить ее есть. И это
средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем
искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция
превращается в борьбу с природой». Позже как человек технически
образованный и одаренный (имеющий десятки патентов на свои изобретения)
он увидит экологическую опасность такой «борьбы».
В 1926 году Андрей Платонов на Всероссийском съезде
мелиораторов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных
работ и переехал с семьей в Москву. К тому времени он был женат на Маше
Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 году в Воронежском отделении
пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой
писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал
Платонов на протяжении всей жизни.
Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась.
«Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», —
признавался в письме Платонов. Около трех месяцев он работал в Тамбове
заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на
русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт»
(1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о петровских преобразованиях в
России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление
новой государственной философии).
С 1927 года Платонов окончательно поселяется в
Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми
благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал
Григорий Захарович Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и
редколлегии воронежских «Известий» (он и привлек молодого Платонова к
работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство
«Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с
середины 1920-х годов стал главным редактором издательства «Молодая
гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и
повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых
Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и
обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать
писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру).
В это время Андрей Платонов создает новую редакцию
«Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка
осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами
«природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны»
(из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная
новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники:
«Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный
человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).
Московская литературная жизнь воодушевила
сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы»
(написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991-м),
«Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус»
(диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).
1929 год был назван «годом великого перелома» — шло
раскулачивание деревни. Перелом произошел и в литературной судьбе
писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О»,
«Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой
«Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и
частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным,
который, в отличие от следующих вождей, читал все мало-мальски
заметное, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность
рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к
приговору. Немедленно был рассыпан набор доведенного до верстки романа
«Чевенгур».
Платонов искал заступничества у Горького. Алексей
Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший
ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал
ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно… Но, при
неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что ее напечатают,
издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо,
свойственное природе Вашего „духа". Хотели Вы этого или нет, — но Вы
придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что,
разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».
Осенью этого же года Андрей Платонов, по заданию
наркомата земледелия, много ездит по совхозам и колхозам Средней России.
Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над
которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» —
эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от
первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе
коллективизации» на «апокалиптическом» языке. «Котлован» и пьеса
«Шарманка», завершенные в 1930 году, при жизни Платонова опубликованы не
были. Вышедшая в 1931 году в журнале «Красная новь» повесть-хроника
«Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила»
немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть
назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии.
Андрей Платонович вынужден был направить письма в
центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как
не получил ответа и на свое письмо к Горькому, в котором писал: «Это
письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на
что… я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни
выстрадал в результате своих ошибок, вроде „Впрока", я классовым врагом
стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что
рабочий класс — это моя родина, и мое будущее связано с пролетариатом…
быть отвергнутым своим классом и быть внутренне все же с ним — это
гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым… и отойти в сторону».
Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова
бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде
в русской провинции, к которому привел «великий перелом». Командировки
от наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного
Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).
С 1931 по 1935 год Платонов работал старшим
инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и
весов. В 1934 году вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По
следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О
первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован
лишь «Такыр».
Следующая книга рассказов (после 1929-го) вышла в
тревожном 1937 году — «Река Потудань», куда вошли такие классические
произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном
мире». Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания
неблагонадежных спровоцировало появление первого и единственного при
жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала
большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале
«Красная новь» (1937, № 10). Прослеживая творческую эволюцию писателя,
Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является
«религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной
пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в
«Литературной газете» 20 декабря 1937 года статьей «Возражение без
самозащиты».
Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву,
«Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах
издательства «Советский писатель» на 1938 год. Писатель проехал по
маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла. В
1938-м его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и
осужден по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его
лишь в 1941 году благодаря хлопотам Михаила Шолохова (в то время
депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из
заключения Тоша вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это
горе Платонов не изжил до конца своих дней.
До начала Великой Отечественной войны Андрей
Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное
обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский».
Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись
«Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула. Платонов вынужден
был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской
литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для
Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит»,
«Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены.
Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин
вспоминает: «…к нам зашел Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен.
Испуганная мама бросилась к нему со словами: „Андрей Платонович, что же
будет?" Он посмотрел так удивленно: „А что?.. Россия победит". — „Но
как?? — воскликнула мама. — Немцы уже в предместьях Москвы!" Платонов
пожал плечами: „Как? Я не знаю, как. Пузом!"»
С 1942-го и до конца войны Андрей Платонов был
фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги
военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине»,
«Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945). Вернувшись в
мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура
зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых»
(«Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически,
но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя,
Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»…
В последние годы жизни, тяжелобольной
(прогрессирующий туберкулез) Платонов зарабатывал на хлеб переложением
народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который
когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов
помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские
народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1949). Жил Платонов
во флигеле Литературного института имени А. М. Горького. Кто-то из
литераторов, увидев, как он метет двор под своими окнами, запустил
легенду, будто он работал дворником.
Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один
из самых значительных писателей XX века, главные свои произведения —
роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — он не
увидел опубликованными. Когда в хрущевские шестидесятые робко стали
появляться первые платоновские книги (еще не главные), в каждом
интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в
своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.
5 января 1951 года Андрей Платонов ушел из жизни. Похоронен он на Ваганьковском кладбище рядом с сыном.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Андрей Платонов. Грустный писатель"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.