Началом долгого творческого пути Анны Андреевны
Ахматовой стал уникальный период отечественной культуры, получивший
название «серебряный век». Философ Николай Бердяев написал об этой
эпохе: «…тогда было опьянение творческим подъемом, новизна,
напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много
даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской
мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности,
религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.
Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни,
видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на
преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом кругу…»
Пришедшие в эту эпоху поэты продолжили те традиции
русской поэзии, в которых человек был важен сам по себе, важны его мысли
и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в
философском, метафизическом смысле. Поэты «серебряного века» в своем
художественном творчестве и в теоретических статьях и высказываниях
подвергали сомнению идею прогресса для литературы да и для жизни тоже.
Одним из родовых признаков поэтов «серебряного века» была вера в
искусство, в силу слова, поиски новых, сильных средств выражения.
Ахматова была олицетворением «серебряного века». Но
ее величие в том, что она преодолела это яркое, но болезненное и глубоко
мифологическое время в русской культуре, она поднялась над ним — и ее
голос звучал величественно и в 1940-е годы, и в 1950-е, доказывая, что
поэзия всегда больше, чем та или иная эпоха.
Кто бы мог в начале XX века предположить, что
довольно жеманная и изысканная дама «серебряного века», «коломбина
десятых годов», будет потом много месяцев стоять в тюремных очередях в
ожидании приговора сыну, потом напишет «Реквием», который станет
символом тех страшных лет.
В автобиографической заметке «Коротко о себе»
Ахматова пишет: «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой
Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота.
Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я
прожила до шестнадцати лет». Первое стихотворение она написала в
одиннадцать лет, стихи начинались для нее с Державина и Некрасова.
Ахматова окончила Царскосельскую гимназию и
последний класс Киевской Фундуклеевской гимназии. Поступила на
юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, потом к ним
«охладела» и перешла учиться на Высшие литературные курсы Раева — это
уже в Петербурге.
В 1903 году Ахматова знакомится с Гумилёвым, а в 1910-м — выходит за него замуж.
Настоящая фамилия поэтессы — Горенко. Свой знаменитый псевдоним она взяла от прабабушки — татарской княжны Ахматовой.
В 1912 году вышел первый сборник Анны Андреевны —
«Вечер». В этот же год у Ахматовой и Гумилёва родился сын Лева, будущий
великий ученый, будущий великий страдалец, проведший в годы репрессий в
тюрьмах больше десяти лет. Арестовали его по сути за то, что у него
такие великие родители. Отец к этому времени был расстрелян как
соучастник контрреволюционного заговора…
В первой книге «Вечер», наряду с характерными для
«серебряного века» стихами, такими, например, как «Сжала руки под темной
вуалью…»
Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». [1911]
или наряду с «Песней последней встречи», со
стихотворением «Муж хлестал меня узорчатым, / Вдвое сложенным ремнем…» —
одним словом, наряду с несколько манерными, изысканно декадентскими
стихами в сборнике есть и такие вот, другие строфы:
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. [1911]
Дело не только в том, что уже в первом сборнике
Ахматова коснулась пушкинской темы, которая потом всю жизнь будет ее
сопровождать. Но в этих, приведенных строках, мы видим Ахматову не
приписанной уже к определенной культурной эпохе, а Ахматову вечную,
соединившую в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии.
Одна за другой выходят новые книги Анны Андреевны:
«Четки» — 1914 год, «Белая стая» — 1917 год, «Anno Domini» — 1921-й,
«Подорожник» — 1921-й, «У самого моря» — 1921-й. Следующая книга выйдет
только в 1940-м, потом в 1946-м, и последняя прижизненная книга «Бег
времени» — в 1965 году.
В пантеон русской поэзии Ахматова вошла классической
строгостью стиха, ясностью, лапидарностью, редким чувством гармонии. И,
безусловно, своим выдающимся патриотизмом. После революции 1917 года
она не уехала в эмиграцию, она, тесно связанная с дворянской культурой,
поняла глубину перемен, их неизбежность и их трагизм, и осталась с
народом.
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
В годы Великой Отечественной войны поэтесса, своими
глазами видевшая блокадный Ленинград, создает цикл стихов, полных любви к
Родине, гражданское звучание их потрясает.
Еще в 1922 году она писала:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
А через двадцать лет, в 1942 году, в стихотворении
«Мужество» она чеканно выбивает знаменитые теперь строки, естественно
вытекающие из ее глубокой патриотической позиции:
Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! [Февраль 1942]
То, что мы называем патриотизмом, народностью
Ахматовой, мне кажется, не в последнюю очередь зародилось в ней на
тверской земле, куда в начале века она часто приезжала с Гумилёвым в
имение его матери Слепнево. Ахматова жила у свекрови почти каждый год по
несколько месяцев, написала в Слепневе около 60 стихотворений. Здесь
рос ее сын, здесь ждала она мужа из дальних зарубежных странствий.
«Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии,
в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные
ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины,
осушенные болота, „воротца, хлеба, хлеба"… Там я написала многие стихи
„Четок" и „Белой стаи"», — вспоминала Анна Андреевна в 1965 году.
Я могу подтвердить, что места эти действительно не
очень живописные. Я часто приезжал, приезжаю и, даст Бог, буду приезжать
в Бежецкий район Тверской области — потому что это моя родина, здесь я
ходил в начальную школу в бывший барский дом Гумилёвых, здесь похоронена
моя мама. Так вот, места не живописные, но… Но вот что о них сказал сын
Ахматовой Лев Николаевич, выступая в декабре 1986 года в Центральном
доме литераторов в Москве с сообщением «Историко-географическая связь
ландшафта Бежецкого края с литературным творчеством»: «…некрасивых мест
на земле нет!.. Родной дом красив для всех. Я родился, правда, в Царском
Селе, но Слепнево и Бежецк — это моя отчизна, если не родина. Родина —
Царское Село. Но отчизна не менее дорога, чем родина. Дело в том, что я
этим воздухом дышал и воспитался, потому я его люблю… Этот якобы скучный
ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые
цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, Желтые купальницы — они
некрасивые цветы, но они очень идут к этому ландшафту. Они незаметны, и
они освобождают человеческую Душу, которой человек творит; они дают
возможность того сосредоточения, которое необходимо для того, чтобы
отвлечься на избранную тему… Ничто не отвлекало. Все было привычно и
потому — прекрасно. Это прямое влияние ландшафта. Вероятно, другой
ландшафт повлиял бы по-иному».
Ахматовой здесь хорошо писалось, здесь были созданы
многие прекраснейшие стихи, которые входят в любую антологию русской
поэзии, такие, например, как «Я научилась просто мудро жить…», «Ты
знаешь, я томлюсь в неволе…», «Так много камней брошено в меня…»,
«Сколько раз я проклинала это небо, эту землю…», «Бессмертник сух и
розов. Облака…», «Просыпаться на рассвете оттого, что радость душит…» и
другие. Здесь она «залпом» писала поэму «У самого моря», здесь рождалась
«Поэма без героя».
Именно на этой земле ей запали в душу «взоры
спокойных загорелых баб» — здесь она соприкоснулась с исконной
крестьянской глубинной Русью.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля, Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. [1913]
Мы не коснулись «Реквиема», страшной поэмы 1935–1940
годов, в которой переплелись глубокое личное несчастье — арест сына — и
общенародное горе:
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой.
Мы не коснулись травли Ахматовой в связи с
постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"», после
которого люди боялись с ней общаться, не то что публиковать ее стихи.
Судьба Анны Андреевны — это все время подвиг
мужества, все время трудный путь преодоления всего неправедного и
подлого, это жизнь на грани жизни и смерти.
Александр Твардовский высоко оценил вклад Анны
Андреевны в отечественную культуру: «Поэзия Ахматовой — это прежде всего
подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
В 1964 году Анне Андреевне была присуждена
престижная литературная премия «Этна-Таормина», Оксфордский университет
присвоил ей степень почетного доктора литературы.
Ахматова скончалась 5 марта 1966 года. Похоронена
под Ленинградом, теперь Санкт-Петербургом, в поселке Комарово, на
кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле лежат живые
цветы. Розы. Ландыши. Цикламены. Ромашки. Дорожка к ее могиле не
зарастает травой летом и не заносится надолго снегом зимой.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Анна Ахматова. На грани жизни и смерти"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.