«Все знают анекдот про то, как сумасшедший удит рыбу в
ванне. Врач из каких-то медицинских соображений спрашивает: „Клюет?", на
что тот отвечает: „Ты что, дурак? В ванне?" Этот анекдот относится к
разряду „абстрактных". Но в нем отчетливо видна связь абсурда с избытком
логики. Невыразимый мир Кафки, в сущности, тот самый, где человек
позволяет себе мучительную роскошь удить рыбу в ванне, заведомо зная,
что ничего не поймает», — эти слова принадлежат Альберу Камю. Возразить
ему нечего. Кто читал Кафку, тот согласится, что эстетическое
направление, признавшее его лидером, — это «литература с диагнозом»,
очень характерная для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен
абсурд существования.
В романе Франца Кафки «Процесс» банковский служащий
Йозеф К. является обвиняемым, но за что, он не знает. Он хотел бы
оправдаться, но не понимает, в чем. При этом он не пренебрегает любовью,
едой, чтением газет. Наконец происходит судебный процесс. Поскольку в
зале суда было темно, ему мало что удалось понять. Он догадывается, что
осужден, но не задумывается о том, к чему же его приговорили, и
продолжает жить как прежде. Спустя много времени к нему приходят два
учтивых, прилично одетых господина и приглашают последовать за ними. Они
приводят его за город, укладывают головой на камень и вежливо
закалывают обоюдоострым ножом мясника. Умирая, он произносит лишь два
слова: «Как собака». Все. Как говорится, ни могилы, ни креста. Буднично,
как на скотобойне.
Герой Кафки изначально лишен права на высокий жанр —
трагедию. Это жизнь без вдохновений и падений, без героизма и
злодейства, без прошлого и без будущего — абсурдная жизнь. «Все
возникает передо мной как конструкция», — писал Кафка в дневнике о своем
мироощущении. Конструкция как застывшая форма возможна, когда все
мировые вопросы решены, а для Кафки они были решены изначально — власть
зла представлялась ему абсолютной, значит, сопротивление невозможно,
обязательств перед собой и миром нет, жизнь бессмысленна. И его герой
Йозеф К., идя на заклание, даже не пытается бежать.
Известно немало «страшилок», созданных «под Кафку»
нашими оборотистыми современниками, соискателями быстрой славы и денег.
Возможно, на симуляции кошмаров они и заработали, но вторым Кафкой никто
не стал. Кафкианский мир отчаяния, жути и безысходности вырос из личной
драмы его создателя.
Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в Праге, бывшей
в ту пору одним из городов Австро-Венгерской монархии, в еврейской
семье. Духовной родиной Кафки стала немецкая культура — он был отдан
учиться в немецкую школу и писал на немецком. Отец его, человек
напористый, с жизненной хваткой, выбился из бедноты в галантерейные
торговцы средней руки. Тиранический отцовский нрав, с детства
подавляющий волю мальчика, сказался и на его психике. Позже, в известном
«Письме отцу» Франц Кафка писал: «Из-за Тебя я потерял веру в себя,
взамен приобрел безграничное чувство вины». До конца жизни он не избыл
неприязнь к своей среде.
Несмотря на явную склонность Франца к литературе,
отец заставил его поступить на юридический факультет Пражского
университета, после чего тот работал мелким служащим в страховом
обществе, а затем в конторе по страхованию от несчастных случаев,
занимаясь расследованием дел, связанных с производственным травматизмом.
Ежедневное, по долгу службы, столкновение с
человеческим горем усугубляло мрачные настроения и без того склонного к
пессимизму молодого человека. Убежищем от удушья повседневности стало
искусство. «Все, не связанное с литературой, я ненавижу, — записывал
он, — …мне скучно ходить в гости, страдания и радости моих родственников
наводят на меня безмерную скуку. Разговоры лишают все мои мысли
важности, серьезности, подлинности».
Увлечение писательством в семье не поощрялось, и
заниматься этим приходилось украдкой. «Для меня это ужасная двойная
жизнь, — писал он в дневнике, — из которой, возможно, есть только один
выход — безумие». Когда отец стал настаивать, чтобы после службы сын
работал еще и в его лавке, а не занимался ерундой, Франц решился на
самоубийство и написал прощальное письмо своему другу Максу Броду.
«В последний момент мне удалось, вмешавшись
совершенно бесцеремонно, защитить его от „любящих родителей", — пишет
Макс Брод в книге „Франц Кафка. Биография". — Если родители его так
любят, почему они не дадут ему 30 000 гульденов, как дочери, чтобы он
мог уйти из конторы и где-нибудь на Ривьере, в дешевом местечке,
создавать произведения, которые Бог намерен через его мозг передать
миру…» Написанное Бродом на восьми страницах письмо фрау Кафке возымело
действие — от роли лавочника Франца избавили, но службу он вынужден был
продолжать.
Драматические отношения с отцом объясняют особую
любовь Кафки к «Подростку» Достоевского, герой которого всю жизнь
разгадывал роковую тайну власти над ним его отца Версилова. От
отцовского давления Кафка так и не избавился до конца своей недолгой
жизни. Даже на пороге смерти, по свидетельству Макса Брода, «в состоянии
большой подавленности принимает он от семьи деньги и продуктовые
посылки. Ведь ему кажется, что это угрожает его едва достигнутой
самостоятельности».
Литературный дебют Франца Кафки состоялся в 1908
году, когда в журнале «Гиперион» вышли его два небольших рассказа. При
жизни писателя было опубликовано всего несколько его книг: сборник
маленьких притч «Созерцание» (1913), «Кочегар» — первая глава из романа
«Пропавший без вести», позже названного «Америка» (1913), новеллы
«Приговор» и «Превращение» (1915), сборник рассказов «Сельский врач»
(1919), книги новелл «В исправительной колонии» (1919), «Голодарь»
(1924).
Основные свои произведения Кафка не увидел
опубликованными. Это связано и с его болезненной неуверенностью в себе, и
с повышенной самокритичностью, и с оторванностью от литературной среды.
При жизни он оставался неизвестным писателем. «Судьба смягчила участь
Франца Кафки, сделав его совершенно равнодушным к славе, — пишет Макс
Брод. — Творчество было для него (как говорится в одном из его
дневников) „одной из форм молитвы"… Нельзя сказать, чтобы ему не было
дела до того, что думает о нем мир. Просто у него не было времени
заботиться об этом».
Позаботилась о неопубликованных рукописях Кафки
судьба, в роли которой выступила любившая его женщина. Вообще сердечная
тема многое объясняет в его личности.
Франц Кафка был помолвлен несколько раз — с Фелицией
Бауэр (дважды) и Юлией Вохрыщек. Он любил и был любим, но каждый раз
«дезертировал» со свадебной дорожки. Почему? Объяснение есть в его
дневнике. Накануне свадьбы с Фелицией он подводит «итог всему тому, что
говорит за и против моей женитьбы» — целых семь пунктов. «Против»
победило: «Мне часто необходимо быть одному. Все, что я сделал,
результат одиночества… Не будет ли это в ущерб писанию? Только не это,
только не это!» Фелиция, почувствовав охлаждение, шлет залитые слезами
письма. Кафка записывает в дневнике: «Я люблю ее, насколько способен на
это, но любовь душат страх и самобичевание». На следующий день
продолжает тему: «Единственным выходом кажется прыжок из окна».
Отношения были разорваны. Помолвка с Юлией имела тот же финал.
Несмотря на разрушенную отцом способность к
волеизъявлению, Кафка сохранил маниакальное упорство в одном — в
отстаивании творческой свободы. Это же сформировало и привычку к
одиночеству. Кафке вполне могла принадлежать фраза: «Ад — это другие»,
сказанная его литературным последователем Сартром.
В 1920 году Франц Кафка познакомился с Миленой
Есенской, талантливой журналисткой и первой переводчицей его
произведений на чешский язык. Одна из немногих, она при жизни увидела в
нем гениального писателя, а он, зная чешский, сумел оценить ее
литературные способности. Милена стала самой большой любовью писателя.
Отвечая ему взаимностью, она тем не менее не спешила расстаться с мужем,
венским банкиром, что, впрочем, нисколько ей не мешало.
Остроумная, жизнерадостная и энергичная, она сумела
растормошить угрюмого и опасливого Кафку, этого «тощего верзилу»,
который, назначая свидание, всерьез писал: «Прошу тебя, Милена, не пугай
меня — не появляйся неожиданно сбоку или сзади». Вызвала она и
безграничное доверие к себе, позволяющее замкнутому Кафке быть с ней
необычайно откровенным: «Я болен духом, а заболевание легких лишь
следствие того, что духовная болезнь вышла из берегов», — писал он ей о
прогрессирующем туберкулезе, начавшемся у него с 1917 года.
Только небывало сильное чувство могло заставить
Франца Кафку покинуть свою «берлогу» в Праге и отправиться на зов Милены
в Вену, где она жила. Четыре дня, проведенные вместе на природе, он
считал самым большим счастьем в своей жизни. «Я, зверь лесной, лежал
где-то в грязной берлоге (грязной только из-за моего присутствия,
разумеется) — и вдруг увидел тебя там, на просторе, чудо из всех чудес… и
все забыл, себя самого забыл… уткнулся лицом в твои ладони и был так
счастлив, так горд, так свободен, так могуч, будто обрел наконец дом», —
писал он ей.
Кафка требовал в письмах, чтобы она оставила мужа,
но Милена тянула с решением. Может быть, ее удерживали некоторые
особенности его натуры. Она переводила его рассказ «Превращение» и
вполне могла задуматься над таким авторским признанием: «Я всегда буду
внушать ужас людям, а больше всего — самому себе». Возможно, ее
останавливали некоторые «перспективы», рисуемые им в письмах: «Мне
кажется иногда, что мы, вместо того чтобы жить вместе, просто тихо-мирно
уляжемся вместе, чтобы умереть». (Хотя, надо заметить, женщина эта была
не робкого десятка — во время Второй мировой войны за участие в чешском
Сопротивлении попала в немецкий концлагерь, где и погибла в 1944 году.)
Кафке казалось, что муж имеет над Миленой какую-то
таинственную роковую власть. В это время он писал роман «Замок», где его
личные перипетии получили фантастическое преломление. По сюжету,
землемер К. приезжает в деревню неизвестно откуда и неизвестно зачем,
любой ценой пытаясь проникнуть в расположенный рядом Замок. Его
управитель господин Кламм имеет какую-то мистическую власть над
деревней, а также над Фридой, с которой у землемера завязывается роман.
Как только устраивается их счастье, таинственный Кламм заявляет на Фриду
какие-то свои права, и она безропотно ему подчиняется. Предав землемера
К., она возвращается в Замок, откуда пришла. Землемер не ропщет,
признав превосходство Кламма, и не протестует, когда один из персонажей
сравнивает обитателя Замка с орлом, а его — с кротом.
В одном из писем Кафка писал Милене: «В твоей
совместной жизни с ним я на самом деле всего лишь мышка в „большом
доме", которой в лучшем случае раз в год дозволяется открыто перебежать
по ковру». Так что исследователи творчества Кафки вряд ли заблуждаются,
полагая, что Фрида списана с Милены, а демонический Кламм — с ее мужа.
«Теологией в действии» назвал «Замок» Альбер Камю,
увидев в нем «путь души в поисках благодати, путь человека, который
вопрошает предметы этого мира о тайне тайн, а в женщинах ищет проявлений
дремлющего в них Бога», что, судя по финалу, женщины не оправдали.
В 1921 году Кафка передал Милене свои дневники и
рукописи романов «Замок» и «Америка». При ее участии они были
опубликованы после смерти автора: «Замок» — в 1926 году, «Америка» — в
1927-м. Роман «Процесс» Кафка также не увидел в печати — он вышел в 1925
году.
Эти публикации принесли Францу Кафке посмертную
славу. Мир его героев — иррациональный, изломанный, жуткий и
безнадежный — отражал упаднические настроения и апокалиптические страхи,
оставшиеся после Первой мировой войны. Однако ни один из всех мировых
пессимистов еще не показывал в таких формах ничтожность человека, как
это сделал Кафка в своем знаменитом рассказе «Превращение».
«Бесспорно, в образной системе „Превращения" отразилась этика потери веры», — пишет Камю, и не согласиться с ним трудно.
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна,
Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное
насекомое» — так начинается этот «приговор человеку». Мелкий
коммивояжер, робкий маленький человек, он даже мысленно не протестует
против постигшего его несчастья. Нетрудно догадаться, что превращение
Замзы — просто материализация его самоощущения. Не удивляются его
превращению и не доискиваются причин этого и близкие, больше
озабоченные, как бы скрыть «насекомое» от чужих глаз. В итоге «оно»
умирает от голода в закрытой комнате, и семья облегченно вздыхает,
воспринимая это как предопределенность судьбы.
Эту же тему — жизнь как вечный приговор — продолжает
новелла «В исправительной колонии». Молодой офицер показывает
путешественнику машину для казни, которую он обслуживает, и представляет
ее как орудие справедливости. На вопрос: есть ли у осужденного
возможность защищаться, офицер отвечает: «Вынося приговор, я
придерживаюсь правила: „Виновность всегда несомненна"».
В этих словах заключена формула человеческого удела
вообще — по Кафке, совпадающая с формулой его личного мироощущения, что
он выразил в «Письме отцу»: «безграничное чувство вины».
С таким чувством долго не живут. Франц Кафка умер в
сорок один год от туберкулеза. Его любимым философом был Кьеркегор,
которому принадлежит такое утверждение: «Отчаяние — смертельная
болезнь». В своем отчаянии Франц Кафка был честен, что подтверждают и
его произведения, и воспоминания о нем. Известно, что самые тонкие
психологи — любящие женщины, так что завершим наши размышления о Франце
Кафке словами Милены Есенской: «Конечно, мы-то все как будто
приспособлены к жизни, но это лишь потому, что нам однажды удалось найти
спасение во лжи, в слепоте, в воодушевлении, в оптимизме, в
непоколебимости убеждения… в чем угодно. А он никогда не искал
спасительного убежища ни в чем. Он абсолютно не способен солгать, как не
способен напиться. У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый
среди одетых…»
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Франц Кафка. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.