Диккенс нуждался в больших успехах, чтобы обрести
уверенность в себе. Он знал мрачное детство, нищету, унижения, насмешки…
Он должен был добиться успеха, и он его добился.
Когда Чарлз Диккенс впервые решился встретиться
лицом к лицу с соотечественниками, знающими его только по книгам, чтобы
выступить с чтением своих произведений, залы брали приступом. Во время
его посещения Америки залы оказывались малы, и ему предложили для
выступления церковь в Бруклине. С амвона он читал «Приключения Оливера
Твиста».
«Когда отец уезжал в Эмс или работа не позволяла ему
делать это самому, он просил мою мать читать нам сочинения… Диккенса —
этого „великого христианина", как он называет его в „Дневнике писателя".
Во время обеда он спрашивал нас о наших впечатлениях и восстановлял
целые эпизоды из этих романов. Мой отец, забывший фамилию своей жены и
лицо своей возлюбленной, помнил все английские имена героев Диккенса, и
говорил о них как о своих близких друзьях», — вспоминала Любовь
Федоровна Достоевская.
Когда Диккенс ушел из жизни, Лондон пришел в
смятение, как после проигранного сражения. Англичане похоронили своего
любимого писателя в Вестминстерском аббатстве рядом с Шекспиром.
Большего выражения признательности быть не могло.
Чарлз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в местечке
Лендпорт близ Портсмута в семье портового чиновника. Чарлз был
школьником, когда отец разорился и попал в долговую тюрьму. Мальчик
оставил учебу и устроился на фабрику, изготовляющую ваксу, чтобы
зарабатывать семье на пропитание. Крайняя нищета не позволила ему
получить сколько-нибудь серьезное образование.
Вырвавшись из мрачного детства, Диккенс устроился на
работу парламентским стенографом и однажды, с целью подзаработать,
попробовал написать несколько маленьких очерков. Они были опубликованы, и
Чарлз начал сотрудничать с газетой в качестве судебного репортера.
Тут-то удача и постучалась в его жизнь.
Начинающие издатели подрядили известного художника
Роберта Сеймура сделать серию рисунков, комически обыгрывающих
приключения спортсменов-любителей. В то время шутили, что люди, не
умеющие загнать лису, всегда стремятся выдать себя за сельских
джентльменов, знатоков этого дела. К рисункам надо было написать
подтекстовки (что-то вроде нынешних комиксов). Понадобился автор без
амбиций, которому можно было бы заплатить поменьше. К тому же он должен
был безоговорочно выполнять указания художника. Диккенс за это взялся.
Через некоторое время случилось несчастье — Сеймур застрелился. Диккенс к
тому времени уже приобрел авторитет у нанявших его издателей и сам
выбрал нового художника, которому уже он диктовал сюжеты. Он придумывал
новых героев, остроумные реплики, забавные приключения. Комическая
история о завсегдатаях «Пиквикского клуба», подписанная псевдонимом Боз,
выходила ежемесячными выпусками по шиллингу штука и вскоре приобрела
небывалую популярность.
Так мистер Пиквик, комический мыслитель и
неудачливый, но трогательный благодетель человечества, появился на свет,
а затем стал главным героем знаменитого романа Диккенса «Посмертные
записки Пиквикского клуба» (1837)
В мировую литературу Чарлз Диккенс вошел как замечательный юморист и сатирик.
Через год был опубликован новый роман набирающего
известность Диккенса — «Приключения Оливера Твиста» (1838). История
мальчика, родившегося в доме призрения и обреченного на скитания по
мрачным трущобам Лондона, тронула сердца читателей. Тем более что
маленький герой, невольно втянутый в преступления грабительской шайки, в
конце концов находит богатых покровителей. Диккенс вообще был мастером
оптимистических финалов.
Тему униженного детства писатель продолжил в романе
«Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839). Эта страшная история
также имела благополучный конец.
Став писателем, Диккенс ни с кем не боролся, не
потрясал основ, не посягал в богоборческом экстазе на роль Творца, как
это часто случается с большими писателями, стремящимися создать мир
заново. Казалось, что он принимал мир таким, каким его создал Всевышний,
и с наивным простодушием верил, что справедливость обязательно
восторжествует.
К двадцати пяти годам Чарлз Диккенс обрел прочную
славу романиста. По воспоминаниям, в пору молодости он был необычайно
артистичен, обладал обаянием и жизнерадостностью, слыл щеголем и любил
пустить пыль в глаза. Испытания, перенесенные в детстве, выработали у
него твердую волю и уверенность в том, что он обязательно станет
«выдающимся человеком». Едва взявшись за перо, он сразу окрестил себя
«неподражаемым».
Думается, основания для этого у него были. Диккенс
проявлял талант во всем, за что брался: сделался первоклассным
стенографом, будучи судебным репортером, основательно изучил
судопроизводство, став журналистом, освещал избирательную кампанию по
всей стране, а в дальнейшем проявил себя как один из самых удачливых
издателей.
Не повезло ему только с первой любовью. В
девятнадцать лет Диккенс влюбился в Марию Биднелл. Ее отец, лондонский
банкир, принадлежал к кругу состоятельных людей, и молодой человек без
гроша в кармане, навещающий дочь, не мог вызвать у него свадебного
энтузиазма. В конце концов и Мария склонилась к тому, что Диккенс — не
лучшая партия.
Казалось, что отвергнутый жених быстро утешился,
вскоре женившись на дочери журналиста — Кэйт Хогарт, с которой прожил
двадцать лет, обзавелся десятью детьми, приобрел всемирную известность и
огромное состояние. И только знаменитый роман «Дэвид Копперфилд»
(1850), напоминающий некоторыми подробностями жизнь самого Диккенса,
рассказывает о сердечной ране главного героя, пережившего безответную
любовь. Это можно было бы считать художественным вымыслом, если бы у
истории Диккенса и Марии Биднелл не было довольно оригинального
продолжения.
Через двадцать с лишним лет писатель, заласканный
славой и отягощенный семьей, неожиданно получает от нее письмо и, что
удивительно, не ленится тут же отправить пылкий ответ: «…вдруг узнал Ваш
почерк, и непостижимая власть прошлого захватила меня. Двадцати трех
или двадцати четырех лет как будто и не бывало! Я распечатал Ваше письмо
в каком-то трансе, совсем как мой друг Дэвид Копперфилд, когда он был
влюблен». Начинается пламенная переписка. «Я глубоко уверен в том, что
если я начал пробивать себе дорогу, чтобы выйти из бедности и
безвестности, то с единственной целью — стать достойным Вас», — пишет
он. Договоры о встрече, меры предосторожности — Мария замужем, Диккенс
тоже не свободен, но его больше заботит то, что он человек опасный: «…со
мною нельзя показываться в общественных местах, ибо меня знают все».
Наконец первая встреча состоялась — чтобы стать
последней. Вскоре Мария, притязающая на продолжение, получает письмо,
исполненное в неожиданной стилистике: «Скоро я уезжаю, еще не знаю куда,
не знаю зачем, обдумывать еще неизвестно что».
Теперь известно что — после встречи, в том же 1855
году, Диккенс начал писать роман «Крошка Доррит»: главная героиня Флора
Финчинг, некогда возлюбленная Артура Кленнема, вышла замуж за другого, а
через двадцать лет они снова встретились. «Флора, когда-то высокая и
стройная, растолстела и страдала одышкой, но это было еще ничего. Флора,
которую он помнил лилией, превратилась в пион, но это бы еще тоже
ничего. Флора, чье каждое слово, каждая мысль когда-то казались ему
пленительными, явно стала болтлива и глупа. Это уже было хуже…» —
размышлял разочарованный герой Диккенса, а может, и он сам. Но мы
забежали слишком вперед. Вернемся к Чарлзу Диккенсу, которому не
исполнилось еще и тридцати лет.
С 1842 года начинается новый период в его
творчестве — с более жестким взглядом на окружающее. В тридцать лет
Диккенс достиг всего, о чем могут только мечтать честолюбивые молодые
люди, но в его произведениях появляются мрачные предощущения, что
надежды окажутся обманутыми, а идеалы недостижимыми. Он едет в Америку,
надеясь, что в Новом Свете найдет общество, свободное от традиций и
наследственных недостатков, которые начали его раздражать в родной
Англии. Нигде Диккенса так не чествовали, как в Америке, но когда он
затронул вопрос о международном авторском праве (на американских
изданиях своих романов он мог бы составить капитал), на него обрушилась
пресса. Он невзлюбил Америку и написал «Американские заметки»,
осуждающие делячество и низкий интеллект американцев. В этой же
тональности разочарований написаны «Жизнь и приключения Мартина
Чезлвита» (1844), «Домби и сын» (1848).
К вершинам творчества Чарлза Диккенса относятся
такие романы, как «Дэвид Копперфилд» (1850) — автобиографический «роман
самовоспитания» и «Большие надежды» («Большие ожидания»; 1861) —
роман-биография как жанр с блестящей детективной завязкой и с
«антиостровным» пафосом: «Как раз в то время мы, британцы, окончательно
установили, что и мы сами, и все в нашей стране — венец творения, а тот,
кто в этом сомневается, повинен в государственной измене».
Всего Диккенс написал 15 романов, несколько книг
очерков, повестей, рассказов, также ряд пьес. К концу жизни в его
характере стала проявляться неудовлетворенность своим положением, хотя
со времен Вальтера Скотта никто из профессиональных писателей не жил
богаче, чем Диккенс, и никто не был столь популярен. Им овладели
беспокойство, страсть к переменам, в чем, видимо, сказывалась
психологическая усталость.
Диккенсу, столько раз в своих романах пропевшему
гимн радостям семейного очага, стало казаться, что его брак не задался с
самого начала, что он обрек себя на жизнь со скучной и неинтересной
женщиной (собственно, ей некогда было становиться интересной — за
пятнадцать лет она родила ему десятерых детей). После двадцати лет
совместной жизни он порывает с женой и сходится с восемнадцатилетней
Эллен Тернан из талантливой семьи актеров, но догнать юность ему не
удалось. Эллен не принесла ему ни большого счастья, ни покоя.
В последние годы, несмотря на все ухудшающееся
самочувствие, Диккенс героически продолжал испытывать свою волю:
выступал с чтениями произведений, почти беспрерывно писал. Последний
роман «Тайна Эдвина Друда» остался незавершенным.
8 июня 1870 года у Диккенса случилось кровоизлияние. Вечером следующего дня великого писателя не стало.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Чарльз Диккенс. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.