Феноменальность этого французского поэта заключается в
том, что он, поэт по призванию, свой творческий путь закончил в
девятнадцать лет — и еще потом целых восемнадцать лет жил, исключив
поэзию из своей жизни полностью. Он стал торговцем. Он хотел
разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны примеры,
когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы
гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал
музу вернуться — такого не бывало. Рембо оставил поэзию — как отрезал.
Без сожаления.
Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и
прозу он начал писать в семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей
необычайной зрелостью. В творчестве он двигался семимильными шагами. В
русской поэзии такой ранней зрелостью отличался Лермонтов. Родился поэт в
городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он бросил мать Артюра, его
самого и еще троих малолетних детей.
В школе сразу проявились выдающиеся способности
Рембо. Но стать блистательным учеником для него было мало. В пятнадцать
лет он впервые убежал из Шарлевиля — добрался до Парижа, где его
задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в Бельгию, пытался
заняться журналистикой — мать опять с помощью полиции возвратила сына
домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома — в
Париже.
Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с обычных побегов из дома.
Мое бродяжество
В карманах продранных я руки грел свои;
Наряд мой был убог, пальто — одно названье;
Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье
И — о-ля-ля! — мечтал о сказочной любви.
Зияли дырами протертые штаны.
Я — мальчик с пальчик — брел, за рифмой поспешая.
Сулила мне ночлег Медведица Большая,
Чьи звезды ласково шептали с вышины;
Сентябрьским вечером, присев у придорожья,
Я слушал лепет звезд; чела касалась дрожью
Роса, пьянящая, как старых вин букет;
Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,
Как лиру, обнимал озябшие колени,
Как струны, дергая резинки от штиблет.
(Перевод А. Ревича)
Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую
эпоху Парижской Коммуны. Он с энтузиазмом принял восстание. В письме
своему любимому учителю и другу Изамбару поэт пишет: «Я погибаю, я гнию в
мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня хотите, я упорствую в своем
обожании свободной свободы… Я хотел бы бежать вновь и вновь…»
Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про
который говорил — «мой родной город выделяется крайним идиотизмом среди
маленьких провинциальных городков». Потом он будет бежать вообще от
окружающего мира и от самого себя. При этом будет стремиться к новым
идеям и формам, будет искать что-то еще не уловленное никем. Так
появляется стихотворение «Гласные», которое уводит творчество поэта в
область импрессионизма и символизма.
Гласные
«А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,
«О» голубой — цвета причудливой загадки:
«А» — черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.
Заливы млечной мглы, «Е» — белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
«И» — пламень пурпура, вкус яростно соленый —
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.
«У» — трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
«О» — резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных;
«О» — лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!
(Перевод В. Микушевича)
Исследователь творчества Рембо Л. Г. Андреев пишет:
«Рембо шел от самоотрицания к самоотрицанию. Его развитие сопровождалось
нескрываемым, нетерпеливым желанием уничтожить, выбросить из жизни
только что пройденный, только что пережитый этап. Рембо словно уничтожал
за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше — к своему
последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии».
Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта
измеряются несколькими стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы
перейти от одного этапа в своем творчестве к другому, а у Рембо порой
одно стихотворение уже этап, а другое стихотворение — следующий.
Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник
Флобер, «ненависть к буржуа — начало добродетели». В его стихах много
критицизма, порой безжалостности, откровенности и циничности, не
свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам. Например, прочтите
стихотворение «Венера», Рембо написал его в пятнадцать лет, а
впечатление такое, будто это написал зрелый автор «Цветов зла» Бодлер.
Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое, например, стихотворение, как «Руки Жанны-Мари».
Руки Жанны-Мари
Они, большие эти руки,
В чью кожу въелась чернота,
И нынче, бледные от муки,
Твоим, Хуана, не чета.
Не кремы и не притиранья
Покрыли темной негой их,
Не сладострастные купанья
В прудах агатовых ночных.
Они ли жаркий луч ловили
В истоме в безмятежный час?
Сигары скручивали или
Сбывали жемчуг и алмаз?
К пылающим стопам мадонны
Они ли клали свой букет?
От черной крови белладонны
Мерцает в их ладонях свет.
Охотницы ли на двукрылых
Среди рассветно-синих трав,
Когда нектарник приманил их?
Смесительницы ли отрав?
Какой, пленяя страстью адской,
Их обволакивал угар,
Когда мечтою азиатской
Влекли Сион и Кенгавар?
Нет, не на варварских базарах,
Не за молитвою святой
И не за стиркою загар их
Покрыл такою смуглотой.
Нет, это руки не служанки
И не работницы, чей пот
В гнилом лесу завода, жаркий,
Хмельное солнце дегтя пьет.
Нет, эти руки-исполины,
Добросердечие храня,
Бывают гибельней машины,
Неукротимее коня!
И, раскаляясь, как железо,
И сотрясая мир, их плоть
Споет стократно «Марсельезу»,
Но не «Помилуй нас, господь!»
Без милосердья, без потачки,
Не пожалев ни шей, ни спин,
Они смели бы с вас, богачки,
Всю пудру вашу, весь кармин!
Их ясный свет сильней религий,
Он покоряет всех кругом,
Их каждый палец солнцеликий
Горит рубиновым огнем!
Остался в их крови нестертый
Вчерашний след рабов и слуг,
Но целовал Повстанец гордый
Ладони смуглых этих Рук,
Когда любви мятежной сила
В толпе, куда ни поглядишь,
Их, побледневших, проносила
На митральезах сквозь Париж!
О Руки! Нынче на запястьях
У вас блестит, звеня, металл.
Мы раньше целовали всласть их —
Теперь черед цепей настал.
И не сдержать нам тяжкой дрожи,
Не отвести такой удар,
Когда сдирают вместе с кожей,
О Руки, ваш святой загар!
(Перевод М. Яснова)
Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении
Рембо «Пьяный корабль». Оно довольно длинное и не представляется
возможным здесь полностью его привести. Но читатель, заинтересовавшийся
поэзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, «Пьяный корабль» — это
как бы символическое выражение состояния души поэта. Корабль
очеловечивается, он плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно.
Необузданный метафоризм передает состояние «корабля-человека»,
разбитого сердца поэта. «Рембо не только нарисовал в виде картины, в
виде судьбы „пьяного корабля" свое путешествие за „неизвестным", — пишет
Андреев. — Он предсказал даже скорую гибель корабля, пустившегося в
опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в „видении"
свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в
„Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной». Рембо написал
это стихотворение в 17 лет.
Летом 1873 года книгой «Пора в аду» Рембо попрощался
с поэзией, как бы отрекся от самого себя. Он предельно жестко осудил
весь свой творческий путь. И это в девятнадцать лет, когда у большинства
поэтов только начинается истинно творческий путь.
Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он
поставил задачу себе — разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до
Египта, до Адена, до Абиссинии — в городе Хараре он жил последние десять
лет своей жизни. В 1891 году у него начались сильные боли в правой
ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали ногу. Но болезнь
прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской больнице
от саркомы.
Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом
самоубийственным. Первым шагом к гибели. Некоторые исследователи
считают, что вторым таким шагом был разрыв с Европой. С почвой своей
поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку — это тоже был какой-то
отказ от самого себя.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Артюр Рембо. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.