В 1906 году Гумилёв написал стихотворение «Завещание»,
на которое не обращают внимания, тем более не обращают внимания на
пророческий смысл его, считая, что это еще ранний Гумилёв, что это
завещание — своего рода бравада, экзальтированно-романтический этюд и
т. п.
Очарован соблазнами жизни,
Не хочу я растаять во мгле,
Не хочу я вернуться к отчизне,
К усыпляющей, мертвой земле.
Пусть высоко на розовой влаге
Вечереющих горных озер
Молодые и старые маги
Кипарисовый сложат костер.
И покорно, склоняясь, положат
На него мой закутанный труп,
Чтоб смотрел я с последнего ложа
С затаенной усмешкою губ.
Так начинается это стихотворение. Все-таки будем
помнить, что слово обладает магической силой — и человек, даже не желая
того, может напророчить себе нечто, порой беду. Пастернак говорил
молодым поэтам, играющим с темой смерти, что этого делать нельзя, если
вы на самом деле хотите жить и творить, слово может все выстроить
по-своему, если оно произнесено.
Так вот здесь произнесено, что поэт не хочет могилы в
отчизне — этой могилы и нет. Есть могила его матери в маленьком
тверском городке Бежецке, здесь можно положить цветы, поклониться Анне
Ивановне, вспомнить стихи самого Гумилёва. Иногда, в дни праздника
ахматовской поэзии в Бежецке, приезжие поэты заказывают на могиле
молебен, поминая Ахматову и Гумилёва.
Гумилёва расстреляли без суда и без доказательства
вины в 1921 году, и неизвестно где закопали в одной яме с другими
расстрелянными.
Обычно говорят о пророческом смысле стихотворения
Гумилёва «Рабочий», в котором поэт предсказал якобы свою гибель от рук
«рабочего», то есть пролетариата, революции. Но строго-то говоря, это
стихотворение о немецком рабочем, который отливает пулю…
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Это стихотворение имеет прямое отношение к Первой
мировой войне, а не к революции. Хотя все-таки и это стихотворение надо
отнести к пророческим стихам поэта: слово так или иначе исполнилось.
Некоторые говорят, что Гумилёв так увлекся
экзотическими странами, конкистадорами, жирафами, озером Чад,
«брабантскими манжетами» романтических капитанов, Африкой и Востоком,
что не успел сказать о России.
Это и так, и не так. Во-первых, замечательно, что в
русской поэзии есть поэт с таким самобытным дарованием, устремленным к
дальним странам, это только обогащает русскую поэзию. Гумилёв родился в
Кронштадте в штормовую ночь — ему на роду было написано любить моря. У
него дед был морским офицером, дядя — адмиралом.
Во-вторых, конец XIX века, как и конец XX, в
искусстве настоятельно требовал каких-то новых форм, тем, прорывов. В
Европе многие художники такой прорыв искали в экзотическом материале —
вспомним Гогена или Киплинга… Так что Гумилёв действовал в духе общих
поисков в искусстве своего времени.
А в-третьих, Гумилёв много чего сказал и о России.
Его книга «Костер» очень русская. Александр Блок на одном из своих
сборников сделал такую дарственную надпись: «Дорогому Николаю
Степановичу Гумилёву — автору „Костра", читанного не только „днем",
когда я „не понимаю" стихов, но и ночью, когда понимаю». Приведем
несколько строф из «Костра»:
Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.
(Детство)
В чащах, в болотах огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и темных
Странные есть мужики.
Выйдет такой в бездорожье,
Где разбежался ковыль,
Слушает крики Стрибожьи,
Чуя старинную быль.
(Мужик)
Крест над церковью взнесен,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
(Городок)
Гумилёв стремился сказать о своей Родине полнее и
пронзительнее, но признавал, что его дарование в другом. В стихотворении
«Стокгольм» он об этом скажет:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.
Это уже зрелый Гумилёв говорит, все понимающий о себе, о своем творчестве.
Читатель, который знает и любит стихи Гумилёва, уже и
не вспоминает ни о каких литературных течениях начала XX века, о
литературных спорах, он, может быть, уже и забыл, что такое акмеизм,
который проповедовал Гумилёв, — он просто любит лучшие стихи поэта, он
живет, дышит этими стихами, это его золотой запас души. На вопрос самого
Гумилёва: «Что делать нам с бессмертными стихами?» — он отвечает:
«Любить!» Я бы дополнил еще: и издавать.
Читатель, который только открывает поэзию Гумилёва,
найдет при желании много статей и об акмеизме, и о спорах, прочитает
статью А. Блока «Без божества, без вдохновенья», узнает биографию поэта,
откроет для себя непростые отношения двух поэтов, мужа и жены,
Ахматовой и Гумилёва, прочитает «Письма о русской поэзии» Николая
Степановича, его прозу, статьи, может быть, даже прочитает драмы. Самое
главное, чтобы поэт «зацепил» человека, чтобы душа потянулась к высокому
поэтическому миру. А это могут сделать только сами стихи. Слава Богу,
после многих десятилетий запрета сейчас вышли и выходят новые и новые
издания Гумилёва. С очень хорошими предисловиями, так что есть
возможность не только насладиться стихами, но углубиться в
художественный мир поэта.
Вот, например, какие глубины видит исследователь и
автор предисловия к прекрасному трехтомнику Гумилёва, изданному
издательством «Художественная литература» в 1991 году, Н. А. Богомолов в
стихотворении «Память»: «Стихотворение заканчивается явлением
неведомого странника с закрытым лицом:
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
Кто этот путник? Ахматова отвечала однозначно:
Смерть. Современный комментатор также однозначен: Христос. А можно найти
еще одну параллель — Заратустра. И еще можно добавить, что, согласно
магическим концепциям, лев и орел в животном мире соответствовали Солнцу
в мире природном… Гумилёв намеренно неоднозначен, намеренно уходит от
простой расшифровки. „Путник" — и то, и другое, и третье, и еще нечто, и
еще, и еще. Ряд этот принципиально нескончаем, его можно длить и
длить».
Так что читатель в стихах Гумилёва может найти глубины необычайные.
Закончить слово о поэте хочется несколькими стихотворениями из тех, которые называются шедеврами:
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад,
Изысканный бродит жираф.
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро, и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово — это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья, —
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Николай Гумилев. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.