В США всегда имелось много разных королей — стали, нефти,
угля, бокса, смеха, джаза… Уолта Диснея называли королём мультипликации, что
означало признание его недосягаемого превосходства. Один из самых выдающихся
кинорежиссёров Голливуда более сорока лет радовал и веселил своим искусством
многие миллионы людей во всём мире — больших и маленьких.
Дисней говорил:
«Мы хотим, чтобы наши фильмы понравились и детям, и взрослым. Для этого мы
стремимся основывать фильм на действии, которое постоянно забавляло бы детей,
если сами сюжеты в чём-то выходят за рамки их понимания. Важно, чтобы фильмы
нравились, доставляли удовольствие».
Дисней — это около 600 фильмов различной длительности и
жанров. По сведениям, которые приводит в своей книге «Диснеевский вариант»
критик Ричард Шикел, только в 1966 году картины американского мастера по всему
миру смотрели 240 миллионов человек, в дальнейшем зрительская аудитория только
расширялась. Празднование знаменательных дат, вроде 50-летия, создания первого
фильма с Микки Маусом, каждый раз вызывает новый прилив интереса к диснеевским
короткометражкам.
Среди самых восторженных почитателей Диснея был Сергей Эйзенштейн.
«Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин, — писал
советский режиссёр. — Там, где мы все — дети природы. Он творит на
уровне представлений человека, не закованного ещё логикой, разумностью, опытом.
Так творят бабочки свой полёт. Так растут цветы. Так удивляются ручьи
собственному бегу. Так очаровывает Андерсен и Алиса в Стране Чудес. Так писал
Гофман в светлые минуты. Такой же ток переливающихся друг в друга образов…»
Уолтер Элайас Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго в семье
выходцев из ирландских переселенцев. Он учился в Высшей художественной школе
Мак-Кинли. Во время войны Уолт работал во Франции водителем на санитарной машине
Красного Креста. Возвратившись на родину, он занимался рекламой, в кустарных
условиях снимал свои первые мультфильмы.
Летом 1923 года Дисней отправился искать счастье в Голливуд.
Долгое время на него никто не обращал внимания. И вдруг случилось чудо:
бизнесмен из Нью-Йорка купил у него мультфильм об Алисе за полторы тысячи
долларов и предложил ему сделать ещё несколько серий.
Дела Диснея пошли в гору. У него появилась секретарша —
Лиллиан Боундс, ставшая в июле 1925 года женой мультипликатора. Дисней купил
участок на Гиперион-авеню и начал строительство офисного здания.
Среди множества придуманных им персонажей Дисней выделял мышонка
Микки. Биографы единодушно считают, что он воспринимал этого героя как
своеобразное «альтер эго». Дисней сам озвучивал в течение двадцати лет Микки,
отвергнув многих претендентов на эту роль. Режиссёр рассказывал: «Нам нужен был
персонаж, которого было бы легко рисовать… Так как он должен был иметь вид
человека, мы не придали ему мышиных когтей и надели на руки перчатки… Чтобы
упростить некоторые детали, Микки был одет в штаны и вовсе лишён усов и
шерсти».
Признание триумфа серии с Микки Маусом было быстрым и всеобщим.
Обращаясь к тем первым годам, когда проворный мышонок появился на экране,
Александр Арну пишет, что Микки «собирал те же аплодисменты у публики
авангардистской, как и у широкой публики, у элиты, шумных фанатиков новаторства,
как и у упрямых сторонников прежней кинонемоты, выбитых с их позиций… Такого
универсального выражения симпатии мы не видели даже вокруг Чарли».
В дни зарождения популярности Микки Мауса режиссёр впервые выяснил
возможность получения доходов от своих рисунков помимо кино. В один из приездов
в Нью-Йорк к нему подошёл молодой человек и смущённо попросил разрешения
напечатать изображение Микки на каких-то блокнотах для школьников. При этом он
достал три бумажки по сто долларов. Уолт, нуждавшийся в деньгах, дал своё
согласие.
Потом изображения Микки получали всё большее и большее
распространение. Появлялись бесчисленные игрушки, жетоны, булавки и прочие
украшения, книжки, картинки, игральные карты, рекламные проспекты, этикетки для
самых разнообразных товаров. Часовая фирма поместила Микки на циферблате,
обратив его руки в стрелки, и продала миллион таких часов. Наконец объявился
дальновидный коммерсант, предложивший объединить всё производство и реализацию
продукции, выполненной по рисункам Диснея. Он придал делу широкий размах и
превратил его в солидное предприятие, дававшее весьма значительные прибыли.
Другая крупная фирма — «Кинг Фичерс синдикат» — стала
монополистом воспроизведения и распространения диснеевских рисунков по газетам,
книгам и журналам.
Дисней становится лидером в мировом искусстве мультипликации. В
1935 году Лига Наций расценивает его произведения как символ международной
доброй воли и награждает почётной медалью. Он был приглашён в Париж на торжество
вручения медали. Его предупредили, что явиться надо в визитке и брюках в
полоску. Уолт возмутился: «Я надеваю то, что мне нравится. У меня прекрасный
спортивный костюм! Чем он плох?»
И всё-таки Диснею пришлось обзавестись подобающей случаю одеждой.
«Костюмы мужчин были похожи на мешки, — рассказывал потом Уолт. — Мы с
братом были расфранчены, как пара шутовских миллионеров!»
К обрушившейся на него славе Дисней относился спокойно. Он
проявлял безразличие к торжественным голливудским премьерам, официальным
просмотрам, светским вечеринкам. Его убеждали, что очень важно посещать приёмы
знаменитостей. А он отвечал, что гораздо важнее лечь пораньше спать и с утра
хорошо начать работу.
Биографы Диснея сообщают, что, несмотря на чрезвычайный успех и
всеобщее внимание, по-настоящему счастлив он был лишь в семье. У него было две
дочери — Диана и Шарон. Многие важные для дела идеи рождались именно в
кругу семьи.
В свободное от работы время Дисней начал строить… миниатюрную
железную дорогу. Он заказал чертежи, договорился со студийной механической
мастерской, ему помогали друзья. Наконец рельсы вокруг участка у дома, где жила
семья Диснеев, были проложены, и по узкоколейной железной дороге пошёл локомотив
с несколькими вагончиками. Дисней в форменной одежде, фуражке железнодорожника и
со свистком в руках, чрезвычайно гордый своим детищем, рассаживал гостей и
запускал свой локомотив. Диана отмечает в мемуарах, что её отец учёл пожелания
домочадцев и даже «сделал тоннель и сохранил любимую его женой грядку с
геранью».
Дисней любил, когда на студию приходили знаменитости. Среди таких
посетителей был Генри Форд, высоко ценивший творчество Диснея, особенно «Бемби».
В то время недоброжелатели нередко сравнивали «автомобильного короля» с «королём
мультипликации», считая, что оба они исповедуют тейлоровскую идею максимальной
индустриализации производства. Но это не мешало их взаимной симпатии.
Старожилам студии запомнился визит Мэри Пикфорд в дни, когда
заканчивалась работа над «Тремя поросятами». Актриса познакомилась с эскизами
будущего фильма и с восхищением выслушала составленный из сотрудников ансамбль,
исполнивший ставшую вскоре необычайно популярной песню «Нам не страшен серый
волк».
Кумиром самого Диснея был Чарли Чаплин. Приехав в 1923 году в
Лос-Анджелес, он специально старался пройти мимо здания, в котором помещалась
студия Чаплина, надеясь хотя бы мельком увидеть великого артиста. В дальнейшем,
уже став руководителем большой студии, Дисней встречался с Чаплином на
совещаниях, связанных с проблемами проката. Чаплин дал Диснею совет максимально
сохранять от любых посягательств свою творческую независимость.
Ошеломляющий успех во всём мире имел мультфильм «Белоснежка и семь
гномов». Он принёс Диснею не только премию «Оскар», но и восемь миллионов
долларов. Уолт построил в Бёрбенке, недалеко от Голливуда, новую студию. «Меня
не увлекает обладание деньгами, — утверждал он. — Я мог бы при желании
иметь их намного больше. Но было бы неправильным думать, что я не уделяю
внимания деньгам. Я забочусь об их получении, как рабочем инструменте. Они нужны
мне не дивидендами в банке, а для работы».
Во время войны, по образному выражению Диснея, дела пошли хвостом
вперёд в штопор. Помимо работы над фильмами, художники студии украшали боевую
технику эмблемами. На танках, самолётах, броневиках они рисовали «на счастье»
Микки Маусов, Дональдов, гномов и других излюбленных персонажей Диснея. Таких
эмблем было нарисовано много тысяч.
В 1947 году Дисней выступил с красочным фильмом «Песнь Юга».
Натурные съёмки с участием известных артистов стали главными в фильме. На долю
мультипликации осталось около одной трети. «Это сделал Дисней!» — возвещала
реклама. «Это подлинный Дисней!» — подтверждали рецензенты, хотя его имя
стояло только рядом с фирмой «РКО пикчерс», выпустившей фильм на экран. Конечно,
всё продумал Дисней, и делалось всё под его руководством, но сам он уже не
участвовал в работе над созданием фильма. Он превращается в продюсера,
требовательного хозяина, решающего все дела.
По этому поводу Дисней говорил: «Однажды я был озадачен вопросом
маленького мальчика: „Это вы рисуете Микки Мауса?" Я должен был признаться, что
не рисую. „Значит, вы придумываете все шутки и забавы?" И этого я не делаю!
Мальчик посмотрел на меня недоуменно: „Так что же вы делаете, мистер Дисней?" Я
представляю себя подобием пчёлки, которая перелетает с места на место, собирая
пыльцу. Я хожу по студии и направляю работу каждого. Полагаю, что это и есть
дело, которое я делаю!»
Рассказывая об этом случае, Дисней добавил: «Я не считаю себя
бизнесменом, но никогда не воображал, что составляю особую ценность как
художник…»
Дисней мечтал построить парк аттракционов, который уже в самом
первоначальном замысле был назван его собственным именем — «Диснейленд»
(«Страна Диснея»). После долгих поисков подходящего места он купил в Анахайме, в
40 километрах от Лос-Анджелеса, участок в 70 гектаров.
17 июля 1955 года «Диснейленд» был торжественно открыт в
присутствии тридцати тысяч гостей. За первые два с половиной месяца в нём
побывало более четырёх миллионов, а затем ежегодно парк принимал по десять
миллионов посетителей. Сюда стали приезжать не только американцы из всех штатов,
но и туристы из разных стран. Журналисты называли «Диснейленд» то
«квинтэссенцией американизма», то «народным Версалем XX века», он быстро стал
общеамериканской достопримечательностью, как Ниагарский водопад и Йеллоустонский
парк. Тщательно продуманные забавы для малышей были по достоинству оценены
взрослыми. Их число в четыре раза превышает количество малолетних
посетителей.
Дисней быстро распознал возможности телевидения как средства
рекламы и популяризации своих замыслов — от эпизодов будущих серий и
полнометражных картин до планов «Диснейленда». Он не раз признавал, что его
беседы с миллионами людей по телевидению во многом определили популярность его
парка развлечений. Телеэкскурсии по «Диснейленду» Уолт обычно проводил в
окружении всевозможных знаменитостей.
Всемирная слава не испортила Диснея. Он был смущён, когда один из
университетов присудил ему почётный диплом одновременно с Томасом Манном. Уолт
считал подобные чествования неуместными. В то же время он знал цену и своему
положению, и своему искусству. По свидетельству журнала «Филм коммент», когда
Рэй Брэдбери вполне серьёзно предложил ему стать мэром Лос-Анджелеса, Дисней
ответил: «Зачем мне баллотироваться на пост мэра, когда я и так уже
король?!»
В 1962 году его студию посетил известный румынский
режиссёр-мультипликатор Ион Попеску-Голо. Среди аниматоров студии было
распространено мнение, что Дисней существует в трёх ипостасях — это прежде
всего мечтатель, затем — реалист и, наконец, — неугомонный человек.
Для Голо Дисней был одновременно и «одним из лучших рисовальщиков мира»,
мастером, фильмы которого «полны фантазий и комизма», и «большим боссом»,
хозяином «завода на манер Форда». Дисней оказался таким, каким и представлял его
себе румынский режиссёр, — высоким, представительным, готовым в любую
минуту улыбнуться. «Он говорил о своём искусстве с любовью и гордостью, —
замечает Голо, — но просто, без громких фраз».
Известие о смерти Уолта Диснея было совершенно неожиданным. Ещё 5
декабря торжественно отмечалось его шестидесятипятилетие, а через десять дней,
15 декабря 1966 года, его уже не стало… У Диснея был рак лёгких, он умер в
Бёрбенке, вскоре после проведённой операции.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Уолт Дисней. Король мультипликации"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.