Самой большой диковинкой в оркестре всё ещё продолжает оставаться
контрабасовый кларнет, построенный во второй половине XIX века и часто
называемый «педальным кларнетом». Одно время он строился в обоих строях -
Си-бемоль и Ля, но теперь, кажется, вполне утвердился в строе
Си-бемоль, как более удобном для применения в ансамблях, составленных из
одних кларнетов, и в духовых оркестрах, где он встречается ещё очень
редко.
Раньше других контрабасовым кларнетом занялся в Париже Дюма
(176?-182?). Он построил его в 1808 или 1810 году и назвал «воинским»
или «воинственным контрабасом» - сопtrebasse-guerriere. Спустя двадцать
девять лет, в 1839 году контрабасовый кларнет под названьем bathyphon
построил в Германии Эдуард Скорра (?-?), имя которого часто забывается в
угоду более известных инструментальных мастеров. Однако своего
действительного совершенства контрабасовый кларнет достиг лишь в 1890
году, когда был построен французской фирмой Фонтэн-Бэссон
(Fontaine-Besson), и с тех пор воспроизводился многими мастерами как во
Франции, так и в Германии и Америке. Ноты для контрабасового кларнета
пишутся в ключе Fa и звучат октавой ниже бас-кларнета. Иной раз, в целях
сохранения «единообразного письма» их можно излагать и в ключе Sol с
последующим транспонированием на две октавы и большую секунду вниз, но
такой способ записи в отношении контрабасового кларнета успеха не имел.
Действительный объём контрабасового кларнета по письму простирается,
следовательно, от ми большой октавы до соль первой, что на слух звучит
большой ноной ниже - от ре контроктавы до фа малой. На новейших
французских контрабасовых кларнетах имеется ещё одна дополнительная
ступень ми-бемоль, звучащая как ре-бемоль контроктавы - малой терцией
или уменьшенной квартой выше современного контрафагота
Контрабасовый кларнет обладает поразительной способностью владеть
всеми оттенками звука - от самого умеренного piano до весьма
внушительного forte. Это обстоятельство превращает его в подлинный и
наиболее естественный низкий или основной бас - «суб-бас» семейства
кларнетов, могущий с удивительной непринуждённостью заменить в низких
выдержанных нотах контрафагот или сарюзофон. Низкие саксофоны показались
бы в этом случае недостаточно гибкими и глубокими.
Так же как и на всех прочих представителях семейства кларнетов, на
контрабасовом кларнете может играть любой кларнетист. Известным
затруднением для него окажется только не совсем обычное положение за
инструментом, «рост» которого значительно превосходит рост исполнителя.
Поэтому, разумнее поручать партию контрабасового кларнета
бас-кларнетисту, амбушюр которого легче приспосабливается к самой низкой
разновидности семейства, чем к самой высокой.
Источник: Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. - Т.2. - М., 1953.
Терминалы Сasio или Сasio тсд - мобильные компьютеры, оснащенные сканером штрих-кодов. С мобильным терминалом сбора данных Casio вся информация о товарах будет в вашем кармане.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "КОНТРАБАСОВЫЙ КЛАРНЕТ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.