Гобой - деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной
его особенностью является двойной язычок (трость), отличающий его от
кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного
оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д"амур, английский
рожок, фагот и контрафагот. Богатый, напряженный тембр гобоя
способствовал его большой популярности на протяжении более чем 250 лет.
Современный
гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с
узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец
инструмента. Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из
африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и
даже пластмасса. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба
внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух
тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук
извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной
длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба
регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые
исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью
системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб
воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента –
от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.
Старинный гобой
Трубки
с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших
времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две
серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и
датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные
язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или
кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем
Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос
(древнеримское название – тибия), часто неверно называемый флейтой. Он
состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли
одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое
сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало
отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком –
волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов
Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось
множество – среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер
непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.
Современный гобой
Современный
гобой в своем первоначальном виде появился в конце 17 в. во Франции в
результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный
состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700
гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в
течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана. В 19 в.
произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном
механизме. Теобальд Бём (1794–1881) разработал систему пружин, рычагов и
клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в
соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская
система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов.
Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии.
Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и
используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный,
как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и
каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус
предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у
большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в
основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в
1881, сейчас распространен наиболее широко. Гобой немецкой системы был
популярен только в России, хотя в последнее время и там стали
превалировать инструменты французской системы. В Вене остается
популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к
классическому гобою.
Семейство гобоя
Гобой д'амур –
меццо-сопрановый гобой, настроен на малую терцию ниже обычного. Его
мягкий, как бы матовый тембр особенно привлекал Баха и других
композиторов эпохи барокко. Среди современных композиторов, также
использовавших этот инструмент, – Штраус, Дебюсси и Равель.
Английский рожок
Английский рожок –
альтовый гобой, настроенный квинтой ниже обычного. Благодаря богатому,
своеобразному тембру он стал сольным инструментом симфонического
оркестра. Гобой-пикколо – самый маленький и самый высокий
инструмент в семье гобоя. Малый гобой отличается от своего
родоначальника маленьким размером и более ярким и светлым тембром. Строй
инструмента бывает in Es (итальянские производители) и in F
(французские производители), соответственно выше гобоя сопрано на кварту
и малую терцию. Гобой-пикколо сопоставим по регистру и тембру с
кларнетом in Es.
Геккельфон-пикколо
Геккельфон-пикколо – деревянный духовой инструмент, в
строе in F, звучит на кварту выше гобоя. Имеет маленький размер и
круглый раструб, как у геккельфона. Очень редкий духовой инструмент, уменьшенная копия геккельфона. Этот
инструмент был сделан в 1904г. фирмой Wilhelm Heckel GmbH в Германии.
Геккельфон-пикколо был предназначен для усиления звучания в оркестре,
как и его родственник – геккельфон, группы деревянных духовых
инструментов но уже в высоком регистре. И был использован Рихардом
Штраусом в своих произведениях.
Терц-геккельфон - деревянный духовой инструмент, в строе in Es, звучит на малую терцию выше гобоя. Терц-геккельфон еще более редкий деревянный духовой инструмент
чем геккельфон-пикколо. Терц-геккельфон был создан и сконструирован в
1915г. по просьбе Рихарда Штрауса, с целью использовать этот инструмент в
своей «Альпийской» симфонии. По своему виду терц-геккельфон выглядит
как точная копия геккельфона-пикколо, небольшая разница состоит
только в размере инструмента. По просьбе композитора было сделано всего
несколько таких инструментов, которые после своего дебюта не завоевали
популярности и были забыты в музыкальном мире.
Бас гобой – деревянный духовой инструмент, звучит на
октаву ниже гобоя. Нотируется в скрипичном ключе, звучит на октаву ниже
написанного. Имеет неповторимый глубокий, полный тембр, но мало, чем
отличающийся от тембра английского рожка. Внешне бас гобой похож на
увеличенный английский рожок с более выгнутым эсом, по регистру схож с
геккельфоном и несмотря на все эти сходства, бас гобой является
самодостаточным и ярким инструментом в музыкальном мире.
Геккельфон
Геккельфон - деревянный духовой инструмент, звучит на
октаву ниже гобоя, диапазон H-f2. Его длина достигает приблизительно
четырех футов (122см., самый большой из семейства гобоя). Инструмент
достаточно тяжел. Играют на нем сидя, опирая его на пол с помощью
короткого металлического штырька, прикрепленного к нижней стороне
раструба. Трость геккельфона по форме напоминает маленькую трость фагота
и крепится на небольшой металлический эс, который немного похож на эс
английского рожка. Особенная отличительная черта этого инструмента от
его родоначальника и всей остальной группы семьи гобоя - это широкое
сечение игрового канала.
Музыкальный инструмент был изобретен в 1904г. немецким инструментальным
мастером Вильгелем Геккелем и его сыновьями. Основной причиной
создания геккельфона было недостаточно мощное звучание бас гобоя в
больших оркестрах, которые вошли в моду к концу XIX века. Своим
появлением, геккельфон не только усилил звучание бас-секции группы
гобоев, а и расширил тембровый диапазон гобоя вниз, заполнив разрыв в
звуке между группой гобоев и фаготов.
В результате одновременного существования двух подобных инструментов:
бас гобоя и геккельфона, в английских оркестровых работах периода
Романтизма, не всегда ясно какой инструмент используется в том или ином
произведении. Впервые этот инструмент был использован Р. Штраусом в
произведениях: "Саломея" и "Электра".
Контрабасовый гобой - деревянный
духовой инструмент, звучащий на две октавы ниже обыкновенного гобоя.
Его длина достигает приблизительно пяти с половиной футов (180см.).
Брюс Хэйнес - специалист по гобою, предполагает, что
такой инструмент, возможно, был изобретен во Франции как попытка
пополнить семью инструментов с двойным язычком. Этот инструмент был
назван basse de cromorne или basse de hautbois, и использовался
французскими композиторами эпохи Барокко. Контрабас
гобой очевидно, был инструментом типа гобоя в диапазоне фагота. И имел
уникальное тональное качество, не имеющее ничего общего с низкими тонами
фагота.
Сесил Форсит также упоминал низкие гобои, в своем
трактате "Гармоническое сочетание": " В течение XVII—XVIII веков были
сделаны попытки расширить диапазон гобоя вниз – конструированием
двойного баса гобоя. Эти эксперименты интересны, как попытка
восстановить Бас-Поммер и Бомбарду,
инструменты шестнадцатого столетия, которые были реконструированы по
образу фаготов, и при этом полностью потеряли всю близость к тембру и
виду гобоя".
В статье использованы материалы сайтов Энциклопедия "Кругосвет", Радиостанция "Гобой FM".
Лучшие музыкальные новинки для настоящих меломанов. Слушайте и наслаждайтесь любимой музыкой не отходя от своего компьютера.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГОБОЙ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.