Осенью 1914 года в московскую фирму «Тиман и Рейнгард», которая выпускала популярные кинокартины, пришла красивая стройная брюнетка. Ежедневно таких девушек сотни приходило на студию. Всем хотелось попробовать свои силы в кино, стать «королевой экрана». Но 21-летнюю Веру Холодную привела на киностудию нужда.
Муж Владимир воевал на фронте и получал крохотное жалование, которое едва ли могло прокормить семью. Кроме двух маленьких дочерей – родной Жени и приемной Нонны, у Веры на руках оказались мама, бабушка и две сестры – 18-летняя Надя и 10-летняя Соня. Зарабатывать Вера, увы, не умела. До войны семью содержал муж, который был популярным адвокатом и неплохо зарабатывал.
«Почему бы не попробовать себя в качестве артистки», - подумала Вера. Она со школьных лет увлекалась театром, играла в любительских спектаклях и мечтала о карьере киноактрисы.
Девушка представилась режиссеру Владимиру Гардину, который как раз снимал фильм «Анна Каренина».
— Играли где-нибудь на сцене? – спросил тот.
— Я только танцевала. Училась в балетной школе при Большом театре.
— Ну, хорошо. Прошу вас снять мерку для бального платья. Вы будете среди гостей, и я сумею подойти к вам поближе с аппаратом.
После съемок Вера Холодная опять появилась в его кабинете.
— Владимир Ростиславович, благодарю вас. Я получила три рубля за сегодняшний день, но меня это совсем не устраивает. Я хочу роль. Дайте мне возможность поглядеть на себя не только в зеркале.
— Хорошо. Есть сцена. После свидания с сыном Сережей Анна вернулась в свой номер в гостинице. Входит кормилица-итальянка с девочкой на руках и подносит ее Карениной. Будет крупный план, и вы себя увидите. Согласны? Только давайте репетировать.
Однако игра начинающей актрисы разочаровала режиссера. Красавица Вера умела лишь замечательно поворачивать свою изящную головку и вскидывать глаза налево и направо — вверх.
- Ничего у нее не выйдет, - поставил диагноз Гардин.
С этим согласился и глава фирмы Тиман.
— Нам нужны не красавицы, а актрисы! — отрезал он.
Гардин и Тиман дали ей письмо к Евгению Бауэру, режиссеру-художнику конкурирующей с ними фирмы «Ханжонков и К°». Может быть, там повезет.
Бауэр собирался снимать мистическую любовную драму по повести Ивана Тургенева «Песнь торжествующей любви». На главную роль он искал женщину необыкновенной красоты. Опыт и актерский талант его не интересовали. Когда к нему привели Веру Холодную, он был потрясен: изящная брюнетка с загадочным взглядом должна была заворожить зрителя. Он тут же предложил ей главную роль.
Поначалу Вера испугалась: «Я не решалась сразу браться за такую серьезную роль, я боялась за игру и за лицо, так как мне говорили, что экран часто искажает черты, но меня убедили сначала попробовать, и я согласилась».
Посмотрев несколько смонтированных сцен, глава киностудии Александр Хаджонков заключил с Холодной контракт на три года. Чтобы сохранить в годы войны свое ведущее место на российском кинорынке, его фирма гнала ленту за лентой.
За год работы Вера снялась в 13 фильмах. Фильмы с ее участием приносили баснословный доход, люди ходили «на Холодную».
«Ее красота с первого взгляда поражала всех – и мужчин, и женщин, - писал искусствовед Виталий Вульф. - Она была не просто красива, в ней было огромное обаяние, которое кинокамера только усиливала. Она была потрясающе киногенична, а на фотографиях получалась еще лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные, с поволокой, серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей…»
- Мои глаза — это мой хлеб, - любила повторять актриса.
Вскоре Вера Холодная становится не только популярной актрисой, но и законодательницей моды. Ее фотографии в роскошных нарядах печатаются в знаменитых журналах. Обладая утонченным вкусом, Вера иногда придумывает модели платьев, подбирает ткани и отделку, сама делает шляпки. Поклонники пачками раскупали открытки с ее изображениями. Вот Вера Холодная в мехах, в наряде цыганки, в смелом мужском костюме, в открытом вечернем платье…
Она любила экспериментировать с духами: прямо на коже смешивала два модных тогда аромата "Роз Жанмино" и "Кеши". В итоге, получался нежный горьковато-сладкий запах, который был только у нее.
Летом 1915-го муж Веры был тяжело ранен под Варшавой. Она тут же взяла у Хаджонкова отпуск и не обращая внимания на уговоры близких, отправилась на фронт. В госпитале актриса не отходила от постели раненого. Заботилась о нем и практически вытащила с того света. Владимира отправили в отпуск "по ранению". За храбрость наградили Георгиевским крестом и шпагой с золотым эфесом.
А Вера была вынуждена срочно выехать с киногруппой в Сочи на натурные съемки. Ей даже не дали отдохнуть – из-за ее отсутствия вся группа простаивала. Потом – безостановочная работа в Москве.
Пока жена снималась, Владимир оставался дома один. В середине октября, даже не оправившись посте ранения, он попросился обратно на фронт.
К 1916 году кинопроизводство в России достигло своего пика. Из-за войны зарубежные фильмы недоступны, зато между российскими кинофабриками конкуренция все растет. Снимать фильмы становится все выгоднее.
В это время в Москве появляется Дмитрий Харитонов. Бывший владелец харьковского кинотеатра открыл на Лесной улице собственное киноателье и принялся переманивать к себе звезд экрана, обещая им баснословные гонорары.
Уже через несколько месяцев у него собралась вся киноэлита во главе с Верой Холодной. Актриса признавалась, что с переходом к Харитонову она почувствовала себя свободнее.
«Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера, - говорила она. – Нужно и важно отходить от шаблона, в каждой роли – быть иной и искать нового…».
Деньги для Веры тоже играли немаловажную роль. То, что она получала у Хаджонкова, не всегда хватало, чтобы прокормить ее многочисленную родню.
1916 года после второго тяжелого ранения пришел с войны Владимир Холодный. Он гордился успехами жены и сдружился со многими ее коллегами по киноцеху.
К середине 1918 года к коммерческий успех лент с Верой Холодной оказался рекордным для дореволюционной кинематографии.
Красота должна приносить удовольствие! Центр коррекции фигуры на Тверской дарит своим клиенткам уникальную возможность избавиться от проблемных мест без хирургического вмешательства. При применении ручной пластики опытные специалисты помогут вам справиться с проблемой значительно быстрее, чем хирургическая пластика.
За съемку в кинокартине Вера Холодная получает 25 000 царских рублей. По тем временам она была единственной киноактрисой, гонорары которой могли быть сравнимы с современными ставками кинозвезд.
Жизнь Веры становится объектом интереса журналистов и публики. Ее фильмы популярны в Европе и Америке, в Турции и Японии. Ее не однократно приглашали сниматься в Голливуд и Берлин. Но она отказывалась. Не хотела уезжать из родной страны.
В июне в составе киноэкспедици Вера Холодная едет в Одессу сниматься в сценах на природе. В Одессу актриса приехала вместе с матерью, сестрой Соней и старшей дочерью Женей. Позже к ним приехала и третья сестра – Надя. Владимир Холодный и Нонна остались в Москве.
Власть в городе менялась постоянно. Одесса тогда была оккупирована немцами. Но съемки шли полным ходом. Одесситы толпами ходили за Верой Холодной, стояли под окнами.
В середине зимы Женя заболела скарлатиной, и семья переехала из гостиницы на частную квартиру. Потом Вера вернулась в гостиницу – так было дешевле. Но в ее роскошном номере температура была минус девять градусов.
8 февраля 1919 года Холодная выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы. В театре было холодно. Зрители сидели в шубах, а актеры играли в открытых платьях. После концерта она слегла. Врач поставил диагноз – "испанка", особая форма гриппа. Болезнь осложнилась воспалением легких. Она проболела восемь дней и 16 февраля 1919-го умерла.
Собор, где отпевали Веру, был переполнен. За гробом шли тысячные толпы. Похороны засняли на пленку и уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Тело набальзамировали для отправки в Москву, но дороги были закрыты. От бальзамирующего состава кожа потемнела, пришлось наложить толстый слой грима. Весь город прощался с нею, и многие заметили, как изменилось лицо любимой актрисы. Пошли слухи, что ее отравили.
Похоронили Веру в Одессе.
Владимир Холодный пережил жену только на два месяца – умер от тифа и от тоски. Перед смертью все звал свою Верочку…
Смерть Веры Холодной до сих пор окутана множеством слухом. Одни говорили, что она агентесса ЧК, героически погибшая от руки врагов. Другие, что наоборот она была белой шпионкой и ее погубили красные. Через погода после ее смерти газета «Грузия» рассказывала, что актрису ограбили, а обезглавленный труп нашли брошенным в степи. Самая экзотическая из версий: Вера Холодная не умерла, ее похитил во время гастролей какой-то мусульманин, а в Одессе похоронили совсем другого человека.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вера Холодная. "Мои глаза - это мой хлеб""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.