"Жорж Мельес - иллюзионист, который положил кинематограф в шляпу, чтобы вынуть из неё кино". Эдгар Морен
В 1925 году в зале вокзала Монпарнас в Париже был небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец с живыми глазами и бородкой клинышком всегда приветливо улыбался покупателям и почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Это был 64-летний Жорж Мельес - всеми забытый и обедневший создатель первых в истории фантастических фильмов.
30 лет назад Мельес был счастлив и успешно руководил парижским театром «Робер-Уден», в котором демонстрировались различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, Мельес сам с успехом ставил многие номера и выступал, как актёр. Он недавно женился на 27-летней Евгении Генин, и жена родила ему дочь Жоржетту.
28 декабря 1895-го он повёл свою 7-летнюю дочь на сеанс братьев Огюста и Луи Люмьер, которые демонстрировали первый в истории кинофильм «Прибытие поезда». Жорж сразу же понял, какие богатые возможности открывает кинематограф, и загорелся идеей создания фильмов. Он предложил Люмьерам 10 тысяч франков за их киноаппарат, однако братья отказались его продавать.
- Через год о синематографе забудут. Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения.
Мельесу посчастливилось приобрести похожий аппарат в Лондоне, и он приступил к съёмкам. Первые фильмы 1896-го были явными подражаниями люмьеровским, но Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь.
Первые киноопыты - "Ожившие карты"
"Однажды, когда я снимал площадь Оперы, - вспоминал Мельес, - задержка плёнки в аппарате, произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус превратился в катафалк, а мужчины — в женщин.
Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех".
Открытый Мельесом прием назвали «стоп-кадром» и применяли впоследствии для создания различных чудес на экране. Благодаря его изобретениям кинематограф впервые стал игровым и зрелищным.
В 1897 году Жорж строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ собственную киностудию «Старфильм» - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления, при помощи которых Мельес создавал свои киноиллюзии. За год Жорж снял 60 кинолент. Это были сказочные феерии, комедии, сценки с трюками – новые жанры для тогдашнего кино.
Режиссер восстанавливал эпизоды греко-турецкой войны, выпустил фильм о восстании индусов против англичан, сделал несколько инсценировок-репортажей о современных событиях. Фильмы были сняты настолько реалистично, что зрители думали, что Мельес сам там побывал и снял на камеру военную хронику.
Киностудия скоро начала приносить баснословный доход. Работал Мельес не покладая рук. Вставал в шесть утра, к семи приходил в студию, сам рисовал декорации и готовился к съемкам. С 11 до 16 часов шли репетиции и съемки. Один американский клиент, увидев однажды Мельеса за работой, назвал его «буйным помешанным». Режиссер носился по съемочной площадке, отдавал своим актерам и ассистентам распоряжения, что-то спешно дорисовывал на декорациях и, чертыхаясь, пытался укротить непослушный киноаппарат. В котором то и дело рвалась и застревала пленка. Вечером перед началом представления в «Робер Удэн» у него появлялось немного свободного времени, чтобы пообедать в кафе и пройтись по бульварам.
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее попусту, - любил повторять Жорж.
Многие фильмы Мельеса были цветными. Режиссер сам раскрашивал пленку кисточкой от руки.
Кадр из фильма Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну"
2 мая 1902 вышла на экраны один из лучших его фильмов - "Путешествие на Луну", по мотивам произведения Жюля Верна. Это была первая в истории научно-фантастическая сказка о приключениях чудаков-астрономов, которые отправившихся в пушечном снаряде на луну. Фильм длительностью 21 минуту стал одним из самых знаменитых работ режиссера.
Мельес был необычайно популярен – его ленты демонстрировались одновременно на экранах двух крупных театров Парижа: «Фоли-Бержер» и «Шатле». Успех его картин вызвал волну подражаний, иногда ленты просто копировали лент. Скоро секреты производства, которыми он владел, уже ни для кого не являлись тайной.
Вскоре в кино стали приходить новые открытия и имена. Режиссеры предпочитали снимать не театральные постановки, а сценки из реальной жизни на натуре. А Мельес ничего не хотел менять и продолжал снимать в студии сказки и фокусы. Мода на феерии проходила, а Жорж не хотел в это верить.
В трудное время на помощь Мельесу пришел Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. Уверенный в успехе предприятия, Мельес взял кредит, заложил свою виллу в Монтрэ, а также студию и дом. Но проект провалился.
Мельес безуспешно пытался расплатиться с кредиторами.
После очередного судебного процесса он потерял свою виллу и театр «Робер Удэн».
Жорж был в отчаянии. В 1913 году умирает его жена. Начавшаяся Первая мировая война окончательно разорила режиссера. Французская армия забрала его студию под лазарет, а тысячи метров отснятой кинопленки отправила на переплавку. Из фильмов Мельеса сделали каблуки для солдатских сапог.
Чтобы как-то заработать на жизнь, Мельес переезжает с детьми в Штуттгарт, где устраивается в местный театр реконструктором декораций. Вернувшись в разоренный послевоенный Париж, Мельес некоторое время давал с детьми цирковые представления на подмостках разных парижских театров. Но их скудных заработков еле хватало на жизнь.
Однажды в дверь его съемной квартиры постучала женщина.
- Что вам угодно, - спросил Жорж.
- Месье Мельес, вы меня не узнаёте? Я Жанна д'Альси. Снималась в вашем фильме «Путешествие на Луну». Помните? Как я рада, что вас нашла!
Жорж Мельес и Жанна д'Альси
60-летняя Жанна взялась помогать Жоржу. Подняла старые связи. Друзья собрали для него небольшую сумму, и в 1925 году Мельес открыли маленький магазин детских игрушек на вокзале Монпарнас. Через год он сделала Жанне предложение.
Около 20 лет имя Мельеса было забыто в киномире. Но в конце 1920-х несколько парижских журналистов заинтересовались его творчеством.
Было найдено около 140 сохранившихся копий его фильмов. В декабре 1929 года состоялась гала-ретроспектива его работ в Париже.
- «На этом мероприятии я пережил один из самых ярких моментов своей жизни», - писал Мельес в мемуарах.
Режиссера наградили орденом Почетного легиона и назначили скромную пенсию.
Магазинчик игрушек Жоржа Мельеса на парижском вокзале Монпарнас
Кинематографическое общество выделило супругам Мельес квартиру в замке Орли, где размещался пансион для престарелых актёров. Там Мельес жил до самой своей смерти в 1938 году.
Жанна д'Альси пережила мужа на 16 лет. Она умерла 91-летней в 1956 году.
Знает взрослый и ребенок - деньги любят строгий счет. Чтоб в финансах был порядок, вы купите кошелек. Он удобен и практичен - модный ваш аксессуар. Есть в нем место для кредитки, для монет и для банкнот. Коль в бумажнике порядок - как по маслу жизнь пойдет!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Жорж Мельес. Первый волшебник кинематографа"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.