XIX в. - эпоха инструменталистов-виртуозов, часто заслонявших славой и популярностью фигуры композиторов. Многие композиторы того времени получали известность прежде всего как выдающиеся исполнители,
покорявшие публику изумляющей блестящей виртуозностью, пылким темпераментом и порыв истой романтической страстностью игры.
В их числе - пианисты Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, и. Брамс,
А. Рубинштейн, органист С. Франк, скрипачи Н. Паганини, Л. Шпор,
Л. Ауэр и многие другие.
В XIX в. солисты-виртуозы выступают не только в аристократических гостиных и салонах. Все более их искусство покоряет большие концертные залы, заполненные многочисленной публикой из
различных слоев общества. Такая демократизация музыкального
исполнительства делает его весьма значимым явлением общественной жизни, способствует созданию легенд и мифов вокруг наиболее
заметных, модных виртуозов.
В исполнительстве утверждается особая манера игры, хотя и весьма индивидуальная в творчестве каждого крупного музыканта, но
имеющая и существенные общие черты. В их числе - стремление
к подчеркнутой, зачастую утрированной эмоциональности, к обостренной экспрессии, желание покорить, удивить небывалой виртуозностью, использование мощных динамических контрастов. Возникает направление, получившее название бриллиантовое (от франц.
brillant - блестящий).
Лучшая клубная музыка 2012 для истинных меломанов. Новые танцевальные хиты, старые любимые песни не оставят вас равнодушными. Почувствуйте себя свободным и счастливым в вихре заводного и ритмичного танца!
Для того чтобы сделать свою игру возможно более яркой, исполнители XIX в. применяют специальные упражнения, занимаются
с техническими приспособлениями для развития беглости и силы.
Во многих музыкальных музеях Европы сохранились механические аппараты, специальные приборы для развития пальцевой техники. Практикуются и хирургические операции для удлинения
пальцев и придания им большей гибкости и свободы. Не всегда подобные операции оканчивались удачно.
Так, блистательный пианист Роберт Шуман после хирургического удлинения пальцев почти потерял способность к игре. Однако опыты по расширению технических возможностей не прекращались на протяжении всего
столетия, разрабатывались различные системы упражнений, специальные методики и приспособления для тренировки рук.
Из XIX в. дошло до нашего времени огромное число салонно-виртуозных пьес, разных «блестящих рондо», «блестящих фантазий, вариаций, попурри, созданных самими исполнителями-виртуозами.
Эта музыка большей частью не пережила своего времени,
исключая композиции выдающихся исполнителей-композиторов.
Но она предстает сейчас весьма характерным документом эпохи,
когда концертант-виртуоз мог рассчитывать не только на успешную карьеру, но и на магическую власть над слушателями, особенно
если ему удавалось войти в моду и снискать благожелательность
светских дам и заинтересованность критиков. Источник:Мировая художественная культура. Х1Х век. Изобразительное искусство, музыка, театр. - Спб., 2008.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Инструментальная музыка 19 века. Музыканты-виртуозы"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.