Путь Рязанова в кино достаточно последователен и типичен для всех советских кинематографистов. Заметим только, что он закончил не просто ВГИК, а вышел из мастерской известного русского режиссера, снимавшего еще немое кино, - Г.М.Козинцева. Рязанов начал с документальных фильмов, и первыми его работами стали документальные ленты, снятые на ЦСДФ, - «Твои книжки И «Остров Сахалин». В 1956 году Рязанов снял свой первый полнометражный художественный фильм - «Карнавальная ночь», который не просто принес популярность режиссеру, но мгновенно сделал его знаменитым и всенародно любимым. Этим фильмом Рязанов не только сделал имя себе, но и открыл новую молодую звезду советского кино - Люд- милу Гурченко, которая в ту пору была еще студенткой ВГИКа. Тогда же наметилось и одно из направлений творчества Рязанова - сатирическая комедия с элементами мелодрамы. Так получилось, что дальнейший творческий путь режиссера оказался связан с кинокомедией.
Рязанов пробует самые различные ее модификации и то создает лирическую комедию "Девушка без адреса" (1958), то прибегает к некоему синтезу, сочетая в одном фильме фантастику, сатиру и эксцентрику, - «Человек ниоткуда. (1961), то возвращается к бытовой комедии – «Дайте жалобную книгу» (1965). Однако в любом случае на главную роль он приглашает острохарактерного актера, который создает не столько конкретный, сколько обобщенный, можно сказать, нарицательный образ. Таков, например, И.Ильинский, блестяще продолживший уже начатую им когда-то серию отрицательных героев-бюрократов, но уже живущих в новых условиях. Как драматург Рязанов практически ничего не придумывает, он становится своеобразным лето- писцем своего времени: то обыграет проблему со- временного градостроительства, которая порой приводит к комическим ситуациям, - «Ирония судьбы, или с легким паром!», то расскажет о судьбе пожилых людей, которые боятся оказаться в стороне от жизни, - «Старики-разбойники».
В основе сюжета своих фильмов Рязанов обычно использует какую-то ситуацию, анекдот или реальное происшествие, как, например, «дело)) уникального похитителя :машин, борца с нечестно нажитой собственностью в фильме «Берегись автомобиля» (1966); другой его герой из фильма «Зигзаг удачи» (1968) выигрывает крупную сумму по облигации. Узнаваемость ситуации, очевидно, стала одной из главных причин популярности рязановских фильмов, многие фразы из них давно уже вошли в фольклор и цитируются как пословицы и поговорки. Правда, не всем пришлась по душе такая откровенная смелость режиссера, поэтому многие его картины шли так называемым «третьим экраном. или вообще запрещались к показу. Такая судьба постигла фантастическую комедию с элементами гротеска «Человек ниоткуда» Это история первобытного «снежного человека», оказавшегося в современном мире.
Главного героя блистательно играет Сергей Юрский. Он простодушно «не понимает то, что всем ясно. этот прием позволяет режиссеру достаточно жестко издеваться над реалиями современной ему жизни. Даже события минувших дней Рязанов толкует на свой лад, иронично и по-своему героизируя, добавляя романтические краски. Однако исторические темы в фильмах Рязанова все равно получают современное звучание. Такова немного восторженная и наивная интерпретация событий Отечественной войны 1812 года в «Гусарской балладе» (1962) по пьесе Г.Гладкова «Давным-давно». Конечно, здесь немаловажную роль сыграл и музыкальный фон: музыку к этому фильму написал Т. Хренников. Мелодии фильмов Рязанова заслуживают особого разговора. Они легко запоминаются и полностью соответствуют настроению картины. Рязанов часто сам пишет тексты песен для своих фильмов. Музыка дополняет и организует характеры его героев. Вспомним вальс, музыку которого написал композитор А.Петров, из фильма «Берегись автомобиля» или песню «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа». Чаще других музыкальное оформление фильмов Рязанова создавали композиторы А.Лепин, А.Петров, М. Таривердиев.
Лучшие песни из кинофильмов Рязанов объединил на двух дисках и двух кассетах под общим достаточно символическим названием- «Моей душе покоя нет» . Долгие годы вместе с Рязановым над фильма- ми работает сценарист Э.Брагинский, который является его давним другом и соавтором. Они вместе пишут сценарии с 1966 года. Наибольшую популярность получили их совместные фильмы «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Служебный роман». Работоспособность Рязанова просто поразительна. В 1980 году он снял сатирическую комедию «Гараж» и телефильм «О бедном гусаре замолвите слово», в 1983 - «Вокзал для двоих», в 1984 - «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»). Отношение к историческим фактам и текстам классиков у Рязанова одинаковое: он дает их собственное прочтение. И в то же время умеет передать своеобразие нравов определенного времени, отражая самые разные стороны жизни людей далекого прошлого. Рязанов создал на телевидении интересную авторскую программу - «Парижские тайны», где рассказывает о жизни и творчестве знаменитых французов - Ш.Азнавура, М.Влади, Ж.Марэ, Р .Оссейна, П.Ришара. Особенно интересными получились передачи о русских спутницах великих деятелей культуры - Г.Дали и М.Кудашевой. В своей последней картине «Привет, дуралеи» (1997) Рязанов продолжил линию, начатую в «Небесах обетованных»(1992), где социальные проблемы наслаиваются на нелепую личную коллизию.
Обостряя разнообразные взаимоотношения героев, Рязанов создает фарс с элементами мелодрамы. В первом фильме, кроме других блестящих актеров - В.Гафта, Л.Броневого, одну из главных ролей сыграла постоянная актриса Рязанова Л.Ахеджакова, а во второй он рискнул пригласить ведущего солиста группы «Лицедеи» В. Полунина, который оказался необходимым режиссеру благодаря ярко выраженной комедийной гротесковости своего облика. Создается впечатление, что в фильмах Рязанова снимаются одни звезды. Однако это не совсем так. Он относится к числу тех режиссеров, которые любят открывать звезд, примером чему является Л.Гурченко или А.Мягков. Этот актер был известен и до фильмов Рязанова, но только после них стал сверхпопулярным. Как человек по-настоящему творческий, Рязанов, конечно, любит работать и со звездами. И они тоже с особым удовольствием снимаются у него, поскольку работа с ним открывает простор для творческой фантазии и позволяет актеру в полной мере проявить свое дарование. Алиса Фрейндлих одну из своих самых блистательных ролей сыграла в фильме Рязанова «Служебный роман». А каким разным пред стает знаменитый И.Ильинский в фильмах Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) в роли махрового бюрократа Огурцова и в "Гусарской балладе" (1962), где он играет знаменитого полководца Кутузова!
Рязанов и сам часто появляется в своих фильмах в эпизодических ролях, а в последней картине «Привет, дуралеи» (1997) на книжном развале мелькает его книга мемуаров «Неподведенные итоги». В былые годы режиссер не останавливался и перед тем, чтобы продемонстрировать акте- рам тот или ИНОЙ трюк, несмотря на свои внушительные габариты. На студиях до сих пор вспоминают разные забавные случаи из его режиссерской практики и, в частности, героический прыжок Рязанова во время съемок картины «Гусарская баллада». Тогда он прыгнул почти с трехметровой высоты и остался цел и невредим. После этого главной героине в исполнении Л.Голубкиной оставалось только последовать его примеру. Творческая судьба Рязанова является как бы исключением из правил. Он сам признается, что е в жизни никогда не делал того, чего не хотел. Ни тогда, ни сейчас». Правда, ему не всегда удавалось делать то, что он хотел. В свое время Рязанов мечтал снять фильмы «Мастер и Маргарита», «Иван Чонкин», «Сирано де Бержерак». Он даже уже вел подготовку к съемкам, но эти замыслы так и остались нереализованными.
Последний фильм запретили за десять дней до начала съемок, когда уже были потрачены огромные суммы. Но исполнитель главной роли известный поэт Е.Евтушенко выступил против вторжения советских войск в Чехословакию и оказался в числе неблагонадежных. К чести режиссера, он не стал искать ему срочную замену и пожертвовал фильмом. В восьмидесятые годы Рязанов был ведущим телевизионной программы «Кинопанорама», которая при нем стала особенно популярной. Как писали журналисты, этот человек « С внешностью сонного льва и повадками Деда Мороза» нес в наши дома доброту и надежду, хотя не был чужд иронии, подчас едкой. Его человеческая порядочность и гражданская позиция были так же очевидны, как и неумение управиться с воротничком рубашки. Парадокс этого высказывания становится особенно очевидным, если знать, что Рязанова «убрали» с телевидения, по официальной версии, из-за небрежности в одежде, хотя на самом деле причина была именно в его гражданской позиции, которая не совсем совпадала с официальным курсом.
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Он был задуман как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.
В начале августа 2015 года Эльдар Рязанов перенес инфаркт, вызванный отеком легкого. 6 октября 2015 года режиссер был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
В конце ноября 2015 года Эльдар Рязанов был повторно госпитализирован. 29 ноября, около полуночи режиссер скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет, от острой сердечной недостаточности.
Не мыслите свою жизнь без музыки? Следите за всеми новинками музыкального мира? Качайте музыку мп3 и держите руку на пульсе последних событий шоу-бизнеса. Будьте в курсе всего, что происходит в империи музыки.