Даргомыжский
— младший современник и друг Глинки — продолжил дело создания русской
классической музыки. Вместе с тем его
творчество принадлежит уже другому этапу в развитии национального искусства.
Если Глинка выразил круг образов и
настроений пушкинской эпохи, то Даргомыжский
находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасова, Достоевского, Островского, художника Павла
Федотова.
Стремление передать жизнь во всем ее разнообразии, интерес к личности «маленького» человека и к теме
социального неравенства, точность и
выразительность психологических характеристик,
в которых особенно ярко раскрывается дарование Даргомыжского как
музыкального портретиста, — вот
отличительные особенности его таланта. Даргомыжский был по своей природе вокальным композитором.
Главными жанрами его творчества стали опера и камерная вокальная музыка.
Новаторство Даргомыжского, его поиски и достижения нашли продолжение в произведениях следующего
поколения русских композиторов — членов
балакиревского кружка и Чайковского.
Детство
и юность. Даргомыжский
родился 2 февраля 1813 года в имении родителей в Тульской губернии. Через несколько лет семья переезжает в Петербург, и с
этого момента большая часть жизни
будущего композитора протекает в
столице. Отец Даргомыжского служил чиновником, а мать, женщина творчески одаренная, пользовалась известностью как
поэтесса-любительница. Родители стремились дать своим шестерым детям широкое и разностороннее образование, в
котором главное место занимали литература, иностранные
языки, музыка. С шести лет Сашу стали обучать игре на фортепиано, а затем и на
скрипке; позже он занимался и пением.
Свое фортепианное образование юноша
завершил у одного из лучших столичных преподавателей, австрийского пианиста и композитора Ф.
Шоберлехнера. Став превосходным
виртуозом и неплохо владея скрипкой,
он часто принимал участие в любительских концертах и квартетных вечерах
петербургских салонов. Тогда же, с конца
1820-х годов, начинается чиновничья служба Даргомыжского: примерно
полтора десятилетия он занимал должности в
различных департаментах и вышел в отставку в чине титулярного советника.
Первые попытки сочинения музыки относятся к одиннадцатилетнему
возрасту: это были разные рондо, вариации и романсы. С годами
юноша проявляет все больший интерес к композиции; в освоении приемов композиторской техники немалую помощь ему оказал Шоберлехнер. «На восемнадцатом
и девятнадцатом году моего возраста, — вспоминал впоследствии композитор в
автобиографии, — написано было много,
конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов; некоторые из этих
сочинений были тогда же изданы...»
Но, несмотря на успехи у публики, Даргомыжский еще оставался дилетантом; превращение любителя в настоящего
композитора-профессионала началось с
момента знакомства с Глинкой.
Первый
период творчества. Встреча с Глинкой произошла в 1834 году и определила всю
дальнейшую судьбу Даргомыжского. Глинка
тогда работал над оперой «Иван Сусанин», и серьезность
его художественных интересов, профессиональное мастерство заставили
Даргомыжского впервые по-настоящему задуматься о смысле композиторского
творчества. Музицирование в салонах было заброшено, и он приступил к
восполнению пробелов в своих музыкально-теоретических познаниях,
штудируя тетради с записями лекций Зигфрида Дена, которые передал ему Глинка.
Знакомство с Глинкой вскоре перешло в настоящую дружбу.
«Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас
сблизили нас, но мы скоро сошлись и искренно подружились
несмотря на то, что Глинка был десятью годами старше меня. Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях»,
— вспоминал впоследствии композитор.
Помимо углубленных
занятий Даргомыжский с середины 1830-х годов посещает литературные и музыкальные
салоны В. Ф. Одоевского, М. Ю. Виельгорского, С. Н. Карамзиной(Софья Николаевна
Карамзина — дочь Николая Михайловича Карамзина,
известного историка и писателя, автора многотомной «Истории государства
Российского»), где встречается с Жуковским, Вяземским, Кукольником,
Лермонтовым. Царившая там атмосфера художественного творчества,
беседы и споры о развитии национального искусства, о современном состоянии
русского общества формировали эстетические и социальные взгляды молодого композитора.
По примеру Глинки
Даргомыжский задумал сочинение оперы, но в выборе сюжета проявил
самостоятельность художественных интересов. Воспитанная с детства любовь
к французской литературе, увлечение французскими романтическими
операми Мейербера и Обера, желание создать «нечто истинно драматическое» — все это
остановило выбор композитора на популярном
романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Опера «Эсмеральда» была закончена
в 1839 году и представлена для постановки в Дирекцию императорских театров. Однако ее премьера состоялась лишь
в 1848 году: «...Эти-то восемь лет напрасного ожидания, — писал Даргомыжский, —
ив самые кипучие года жизни, легли тяжелым
бременем на всю мою артистическую
деятельность».
В ожидании
постановки «Эсмеральды» романсы и песни стали единственным средством
общения композитора со слушателями. Именно в них Даргомыжский быстро достигает вершины творчества;
подобно Глинке он много занимается
вокальной педагогикой. В его доме по четвергам устраиваются музыкальные вечера, на которых бывают многочисленные певцы, любители пения, а иногда и
Глинка в сопровождении своего друга Кукольника. На этих вечерах исполнялась,
как правило, русская музыка, и прежде всего сочинения Глинки и самого хозяина.
В конце
30-х — начале 40-х годов Даргомыжский создает
много камерных вокальных произведений. Среди них такие романсы, как «Я вас
любил», «Юноша и дева», «Ночной
зефир», «Слеза» (на слова Пушкина), «Свадьба» (на слова А. Тимофеева), и некоторые другие отличаются
тонким психологизмом, поиском новых
форм и средств выразительности.
Увлечение поэзией Пушкина привело композитора к созданию кантаты «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, которая впоследствии была
переработана в оперу-балет и стала
первым в истории русского искусства образцом
этого жанра.
Важным событием в жизни Даргомыжского стала его первая заграничная поездка в
1844—1845 годах. Он отправился в
путешествие по Европе, причем главной целью был Париж. Даргомыжский, как
и Глинка, был очарован и покорен красотой
французской столицы, богатством и разнообразием ее культурной жизни. Он встречается с композиторами
Мейербером, Галеви, Обером, скрипачом Шарлем Берио и другими музыкантами, с одинаковым интересом посещает оперные и драматические спектакли,
концерты, водевили, судебные процессы. По письмам Даргомыжского можно определить, как меняются его художественные
взгляды и вкусы; на первое место он
начинает ставить глубину содержания и верность жизненной правде. И, как
это ранее случилось с Глинкой, путешествие
по Европе обострило у композитора
патриотические чувства и потребность «писатьпо-русски».
Зрелый
период творчества. Во второй половине 1840-х годов в русском
искусстве происходят серьезные изменения. Они были связаны с развитием
передового общественного сознания в России, с усилением интереса к
народной жизни, со стремлением к реалистическому отображению повседневного быта людей
простого сословия и социального конфликта
между миром богатых и бедных. Появляется новый герой — «маленький»
человек, и описание судьбы и жизненной драмы
мелкого чиновника, крестьянина, ремесленника становится главной темой
произведений современных писателей. Этой же
теме посвящены многие зрелые сочинения
Даргомыжского. В них он стремился усилить психологическую выразительность музыки. Творческий поиск привел его к созданию в вокальных жанрах
метода интонационного реализма,
который правдиво и точно отражает
внутреннюю жизнь героя произведения.
В
1845—1855 годы композитор с перерывами работает над оперой «Русалка» по одноименной неоконченной драме Пушкина. Даргомыжский сам сочинял либретто; он
бережно подошел к пушкинскому тексту, по возможности сохраняя большинство стихов. Его привлекла
трагическая судьба крестьянской
девушки и ее несчастного отца, потерявшего рассудок после самоубийства дочери.
В этом сюжете воплощена постоянно
интересовавшая композитора тема
социального неравенства: дочь простого мельника не может стать женой родовитого князя. Такая тема
давала возможность автору раскрыть глубокие душевные переживания героев, создать настоящую лирическую
музыкальную драму, полную жизненной
правды.
В то же
время глубоко правдивые психологические характеристики
Наташи и ее отца замечательно сочетаются в опере с красочными народно-бытовыми хоровыми сценами, где композитор мастерски претворил интонации
крестьянских и городских песен и
романсов.
Отличительной особенностью оперы явились ее речитативы,
отразившие стремление композитора к декламационным мелодиям, ранее уже
проявившее себя в его романсах. В «Русалке» Даргомыжский создает новый вид оперного
речитатива, который следует за интонацией слова и чутко воспроизводит
«музыку» живой русской разговорной речи.
«Русалка» стала первой русской классической оперой в реалистическом
жанре психологической бытовой музыкальной драмы, проложив дорогу
лирико-драматическим операм Римского-Корсакова и Чайковского. Премьера оперы состоялась 4 мая 1856 года в
Петербурге. Дирекция императорских театров
отнеслась к ней недоброжелательно, что сказалось в небрежной постановке
(старые, убогие костюмы и декорации,
сокращение отдельных сцен). Высшее столичное общество, повально увлеченное итальянской оперной музыкой, проявило к «Русалке» полное равнодушие.
Тем не менее опера имела успех у
демократической публики. Незабываемое впечатление производило исполнение партии
Мельника великим русским басом Осипом Петровым. Передовые музыкальные критики
Серов и Кюи горячо приветствовали рождение новой русской оперы. Однако на сцене
она шла редко и вскоре исчезла из
репертуара, что не могло не вызвать у
автора тяжелых переживаний.
Во время работы
над «Русалкой» Даргомыжский пишет много романсов. Его все сильнее
привлекает поэзия Лермонтова, на чьи стихи создаются проникновенные монологи «Мне
грустно», «И скучно, и грустно». Он открывает новые стороны в
поэзии Пушкина и сочиняет превосходную комедийно-бытовую сценку «Мельник».
Поздний период творчества Даргомыжского (1855— 1869)
характеризуется расширением круга творческих интересов композитора, а также активизацией его музыкально-общественной деятельности.В конце 50-х годов Даргомыжский начинает сотрудничать в
сатирическом журнале «Искра», где в карикатурах, фельетонах, стихах
высмеивались нравы и порядки современного общества, печатались
Салтыков-Щедрин, Герцен, Некрасов, Добролюбов. Руководителями журнала были талантливый художник-карикатурист Н. Степанов и
поэт-переводчик В. Курочкин. В эти годы на стихи и переводы поэтов-искровцев композитор сочиняет
драматическую песню «Старый капрал»,
сатирические песни «Червяк» и «Титулярный
советник».
К этому же
времени относится знакомство Даргомыжского с Балакиревым, Кюи, Мусоргским,
которое немного позже перейдет в близкую дружбу. Эти молодые
композиторы вместе с Римским-Корсаковым и Бородиным войдут в историю
музыки как члены кружка «Могучая кучка» и впоследствии обогатят
свое творчество достижениями Даргомыжского в различных областях
музыкальной выразительности.
Общественная активность композитора проявилась в его работе по
организации Русского Музыкального Общества(РМО
— концертная организация, созданная в 1859 году А. Г. Рубинштейном. Она ставила перед собой задачи
музыкального просвещения в России,
расширения концертной и музыкально-театральной деятельности, организации музыкальных учебных
заведений). В 1867 году он становится председателем его петербургского отделения. Он принимает участие и в
разработке устава Петербургской
консерватории.
В 60-е годы Даргомыжский создает несколько симфонических
пьес: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия». Эти
«характеристические фантазии для оркестра» (по определению
автора) основаны на народных мелодиях и продолжают традиции «Камаринской»
Глинки.
С
ноября 1864-го по май 1865 года состоялось новое заграничное путешествие. Композитор посетил ряд европейских
городов — Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. В Брюсселе состоялся концерт из его произведений, который имел большой успех у публики, получил сочувственные отклики в газетах и принес автору
немало радости.
Вскоре по
возвращении на родину в Петербурге состоялось возобновление
«Русалки». Триумфальный успех постановки, ее широкое общественное
признание содействовали новому душевному и творческому подъему
композитора. Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одноименной
«маленькой трагедии» Пушкина и ставит перед собой невероятно
сложную и смелую задачу: сохранить неизменным пушкинский текст и построить
произведение на музыкальном воплощении интонаций человеческой речи. Даргомыжский
отказывается от привычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров) и делает
основой произведения речитатив, который является как главным средством характеристики
персонажей, так и основой сквозного (непрерывного) музыкального
развития оперы(Некоторые принципы
оперной драматургии «Каменного гостя», первой
русской камерной оперы, нашли свое продолжение в произведениях Мусоргского
(«Женитьба»), Римского-Корсакова («Моцарт и Сальери»), Рахманинова («Скупой рыцарь»))
На
музыкальных вечерах в доме композитора в дружеском кругу неоднократно исполнялись и обсуждались
сцены из почти готовой оперы. Ее наиболее
восторженными поклонниками были композиторы «Могучей кучки» и музыкальный
критик В. В. Стасов, особенно сблизившиеся с Даргомыжским
в последние годы его жизни. Но «Каменный гость» оказался «лебединой
песнью» композитора — он не успел закончить
оперу. Даргомыжский скончался 5 января 1869 года и был похоронен в
Александро-Невской лавре, недалеко от могилы Глинки. Согласно завещанию композитора, оперу «Каменный гость» закончил по
авторским эскизам Ц. А. Кюи, а
оркестровал Римский-Корсаков. Благодаря усилиям друзей в 1872 году,
спустя три года после смерти композитора, его последняя опера была поставлена
на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Источник: Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2003.
Электронная музыка всегда привлекает любителей интересной и динамичной жизни. Танцуем нон стоп под Hardcore Madness 3, Karantin - Dream about you, Vortex - Experiment, Various Artists - Leader. Зажигаем озорные огни в ритме быстрого и ритмичного танца!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Александр Даргомыжский. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.