Возникновение
мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития
человеческого общества. У народов, находящихся на стадии охотничьего и
собирательного хозяйства, мифы в огромном большинстве случаев
представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов,
явлений природы, обрядов, установлении, наличие которых играет
значительную роль в общественной жизни.
Первобытный охотник особенно
заинтересован в животных, и каждое племя имеет много рассказов о том,
как и откуда пришли разные виды животных и как они получили
свойственные им внешний вид и окраску. Рассказ строится по аналогии
человеческих переживаний. Для австралийцев красные пятна на перьях
черного какаду и ястреба происходят от сильных ожогов, дыхательное
отверстие кита от удара копьем, который он некогда, еще будучи
человеком, получил в затылок. Аналогичные рассказы имеются и о
возникновении окал, озер, рек; извивы реки при этом связываются с
движением какой-либо рыбы или змеи. Всюду распространены сказания о
происхождении огня, причем огонь обычно оказывается где-либо спрятанным
и затем похищенным для людей (на охотничьей стадии люди гораздо чаще
находят вещи, чем делают их). Предметом мифа являются и небесные
светила, солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо
и о том, как создавалась их форма, направление движения, фазы и т. д.
Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы
превращения. Вместе с тем каждое племя, каждая группа имеют мифы о
своем возникновении, определяющие их взаимоотношения между собой, мифы
о том, как были установлены всевозможные магические обряды и
заклинания. Миф никогда не рассматривается как вымысел, и первобытные
народы строго отличают выдумки, служащие лишь для развлечения, или
рассказы о подлинных событиях в родном племени и у чужих народов, от
мифов, которые также мыслятся как подлинная история, но история особо
ценная, устанавливающая нормы на будущее. Социальная функция мифа —
быть идеологическим оправданием и залогом сохранения существующего
порядка в природе и в обществе. Оправдание достигается тем, что
возникновение соответствующих предметов и отношений переносится в
прошлое, когда особо почитаемые существа установили некоторый
миропорядок; рассказывание мифа имеет целью вселить уверенность в
прочности этого порядка, а иногда и самый процесс рассказа
рассматривается как магическое средство воздействовать на сохранение
этого порядка и нередко сопровождается соответствующими магическими
действиями или является составной частью культовой церемонии. Миф —
«священная история» племени, и хранителями его являются общественные
группы, которые призваны блюсти нерушимость существующих обычаев, —
старики, на более поздних стадиях — шаманы, колдуны и т. п., в
зависимости от форм социального расслоения. «Священное» представляется
прообразом, нормой и движущей силой обыденного.
Одной
из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание свойств
человеческой психики предметам окружающей среды. Все живое, а также
движущееся и таким образом кажущееся живым — звери, растения, море,
небесные светила и т. п., — мыслятся как личные силы, совершающие те
или иные действия по тем же мотивам, что и люди. Причину всякой вещи
усматривают з том, что кто-либо ее однажды сделал или нашел. Другая, не
менее важная предпосылка мифообразования состоит в недостаточной
дифференцированности представлений о вещах, в неумении отличать
существенные стороны вещи от несущественных; так, имя предмета
представляется его неотъемлемой частью. Первобытный человек считает
возможным «магически» воздействовать на вещь, совершая какие-либо
действия над частью вещи, над ее именем, изображением или сходным
предметом. Первобытное мышление «метафорично»: оно допускает, что часть
вещи, или ее свойство, или сходный предмет, рассказ о вещи, ее
изображение или плясовое воспроизведение могут «заместить» самую вещь.
Низкий
уровень производительных сил, недостаточное господство над природой
открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических
представлений о действительности, а впоследствии, с развитием
социального неравенства и с образованием классов, фантастические
религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев.
Богато
разработанная мифологическая система является одной из важнейших
составных частей того наследия, которое греческая литература получила
от предшествующих стадий культурного развития, и мифотворчество прошло
много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой
мифологии. В ней обнаружено большое количество напластований,
отлагавшихся в разные эпохи, и «минувшая действительность находит свое
отражение в фантастических творениях мифологии».* Греческие мифы
содержат многочисленные отзвуки группового брака, матриархата, но
вместе с тем отражают и исторические судьбы греческих племен в более
поздние времена. Как основная форма идеологического творчества в
доклассовом обществе, мифология является той почвой, на которой
впоследствии вырастают и науки и искусства. Эти формы идеологии еще не
дифференцированы, они сливаются в мифе, который представляет собой
фантастическое осмысление природы и общественных отношений и, вместе с
тем, их «бессознательную художественную обработку в народной фантазии»
(Маркс), бессознательную именно в том отношении, что художественный
момент еще не выделен и не осознан. Мы видели, что мифологическая
фантазия, в отличие от позднейшей художественной фантазии, воспринимает
свои образы как действительность и притом как особую, «священную»,
действительность, отличную от обыденной действительности. Греческие
мифы повествуют о происхождении явлений природы и предметов
материальной культуры, общественных установлении, религиозных обрядов,
о происхождении мира (космогония) и о происхождении богов (теогония). В
мифологических сказаниях греков находят отражение те представления о
природе, о которых упоминалось выше в связи с различными формами
обрядовой игры. Борьба доброй и злой силы, смерть и воскресение,
нисхождение в царство мертвых и благополучное возвращение оттуда,
похищение и возврат похищенного — все это обычные сюжеты греческого
мифа, широко распространенные и у других народов.
Как
показывают наблюдения над словесным творчеством первобытных народов,
такие повествования чаще всего облекаются в форму прозаического сказа и
многими чертами напоминают современную фольклорную сказку. От греческой
народной сказки образцов не сохранилось: в развитом античном обществе
образованные слои с презрением относились к «старушечьим рассказам» для
детей или на женской половине дома, и сказок не собирали. До нас дошла
только одна литературная обработка античной сказки, полностью
сохраняющая ее стилистические формы, но она относится уже к позднему
времени: это — сказка об «Амуре и Психее» в романе римского писателя II
в. н. э. Апулея «Метаморфозы» (стр. 475 — 476). Имеется, однако, целый
ряд косвенных данных о греческой сказке, и материал «сказочного» типа
использован во многих памятниках античной литературы («Одиссея»,
комедии). Среди мифов о греческих «героях» встречаются сюжеты, очень
близкие к сказке. Таков, например, миф о Персее. Царь Аргоса Акрисий
получил предсказание оракула, что он будет убит внуком, который родится
от его дочери Устрашенный оракулом, он запер свою дочь, девушку Данаю,
в подземный медный чертог. К Данае проник, однако, бог Зевс,
превратившийся для этого в золотой дождь, и Даная родила от Зевса сына
Персея. Тогда Акрисий уложил Данаю с ее ребенком в ящик и бросил в
море. Ящик прибило волнами к о. Серифу, где его подобрали и выпустили
заключенных в нем на волю. Когда Персей вырос, он получил поручение от
царя острова добыть голову Медузы, одной из трех чудовищных Горгон, вид
которой превращал в камень всякого, кто бы на нее ни посмотрел. У
Горгон были головы, покрытые чешуей драконов, зубы величиной со свинью,
медные руки и золотые крылья. С помощью богов Гермеса и Афины Персей
прибыл к сестрам Горгон, трем Форкидам, старухам от рождения, которые
имели втроем один глаз и один зуб и попеременно ими пользовались.
Завладев глазом и зубом Форкид, Персей заставил их показать ему дорогу
к нимфам, которые снабдили его крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой
и волшебной сумкой. С помощью этих чудесных предметов, а также
стального серпа, подаренного Гермесом, Персей выполнил поручение. На
сандалиях он полетел за океан к Горгонам, обезглавил спящую Медузу
серпом, глядя не прямо на нее, а на ее отражение в медном щите, спрятал
ее голову в сумку и, благодаря шапке-невидимке, спасся от преследования
других Горгон. На обратном пути он освободил эфиопскую царевну
Андромеду, отданную во власть морского чудовища, и взял ее себе в жены.
Затем вернулся с матерью и женой в Аргос; испуганный Акрисий поспешил
покинуть свое царство, но Персей впоследствии нечаянно убил его во
время гимнастических состязаний.
Однако
то богатство «сказочными» элементами, какое мы встречаем в мифе о
Персее, является для греческой мифологии уже в значительной мере
пройденным этапом. В эпоху, непосредственно предшествующую древнейшим
литературным памятникам, в греческой мифологии наблюдается стремление
устранять или, по крайней мере, смягчать грубо-чудесные элементы
преданий. Фигуры греческого мифа почти полностью очеловечены В
мифологических системах многих народов значительную роль играют
животные; это имеет место, например, в мифологии египтян или германцев,
не»говоря уже о более первобытных народах. Греки тоже прошли через эту
стадию, но от нее остались лишь незначительные пережитки. Для греков
характерны две основные категории мифологических образов: «бессмертные»
боги, которым приписывается человеческий облик и человеческие
добродетели и пороки, и затем смертные люди, «герои», которые мыслятся
как старинные родоплеменные вожди, предки исторически существующих
родовых объединений, основатели городов и т. д. Греческое
мифотворчество рассматриваемого времени развивается главным образом в
форме сказаний о героях; богам отведена центральная роль лишь в
некоторых специальных видах мифов — в космогониях, в культовых
легендах. Другая особенность греческой мифологии состоит в том, что
мифы в очень малой мере отягощены метафизическим мудрствованием,
которое имеет место во многих восточных системах, оформлявшихся в
классовом обществе при идеологическом господстве замкнутой касты
жрецов. «Почвой греческого искусства» была мифология в ее наиболее
очеловеченном виде, однако и более примитивные формы мифологических
представлений не умирали, облекаясь в фольклорные жанры сказки или
басни.
И. Тронский
ИСТОЧНИК: ТРОНСКИЙ И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. – Л., 1946. - C. 23-26 (печатается в сокращении).
Поддержка компьютеров, периферийного и офисного оборудования. Качественное абонентское обслуживание компьютерной техники. Устранение неполадок, консультации пользователей, установка программного обеспечения.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.