VII
— VI вв. до н. э. — эпоха социальной революции, которая положила конец
греческому родовому обществу и привела к созданию классового
рабовладельческого общества. Старые родовые связи разрушались ростом
полисов, развитием торговли и ремесла, денежными отношениями,
нараставшими в рамках родового строя классовыми противоречиями.
Проявляясь с разной силой в различных областях Греции в соответствии с
их экономическим уровнем и расстановкой классовых сил, переворот
охватил все стороны греческой жизни.
Чрезвычайно
расширилась территория, населенная греками. Расширение торговли и
ухудшение условий жизни свободного крестьянства, страдавшего от
хронического малоземелья, привели к организации колоний в широком
масштабе. Густой сетью греческих колоний покрылась Сицилия и южная
Италия (так называемая «Великая Греция»), ряд колоний был основан на
севере Балканского полуострова, на берегах Мраморного и Черного морей,
в западном Средиземноморье и в северной Африке. В связи с этим
расширились и культурные связи греков с другими народами.
Выдвигался
новый общественный слой, зажиточные горожане — купцы и ремесленники —
незнатного происхождения, ядро будущего рабовладельческого класса; в
связи с этим слоем шло революционное движение закабаленного
крестьянства (против родовой аристократии. Революция, охватившая все
передовые области Греции, протекала в острых, даже ожесточенных формах
и нередко приводила к временной «тирании», т. е. господству одного лица
(«тирана»), насильственно захватившего власть для борьбы с
аристократической оппозицией. В результате революции уничтожались
родовые привилегии, отменялась долговая кабала, устанавливались писаные
законы взамен старинных родовых норм.
Распад
родовых связей имел своим последствием, с одной стороны, выработку
нового, полисного чувства коллектива, с другой — развитие
индивидуальных сил. рост самосознания личности, которая старается
определить себя и свои задачи; перед лицом природных и общественных
условий своего существования.
«ЗАКОН – ЦАРЬ»
Социальные
движения VII — VI вв. идеологически оформлялись в нравственной
проповеди, в религиозных брожениях, в кризисе олимпийской религии и
мифологии. «Правда» (dike), «справедливость», занимавшие столь
значительное место уже в миросозерцании» Гесиода,
становятся лозунгами борьбы за писаное законодательство, а затем — в
передовых общинах — и за более радикальное переустройство полисной
жизни и уничтожение преимуществ знати. В «законе» греческая мысль
начинает усматривать основу общества.
«Закон
— царь», — говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность
гражданина — повиновение законам полиса. Соответственно меняется и
идеал «доблести» (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных
качеств, физических. и моральных. На обладание этими качествами
претендует прежде всего аристократия, обосновывающая ими свои
традиционные права. Аристократическая «доблесть» рассматривается как
переходящая? по наследству и поддерживается системой воспитания,
основанного на гимнастической тренировке и «мусическом» образовании, т.
е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний об
«образцовых» поступках мифологических героев. У идеологов аристократий
термин «добрый» становится почти равносильным «знатному», «дурной» —
«незнатному». В противоположность этому аристократическому идеалу
создаются другие понимания «доблести», выдвигающие на первый план
«справедливость» или «мудрость» (sophia).
ИДЕАЛ МУДРОСТИ
Зарождение
идеала «мудрости» связано уже с критикой традиционной
религиозно-мифологической системы. Наиболее радикальные формы эта
критика приняла к концу рассматриваемого периода» в местах наиболее
полной победы рабовладельческого класса, в малоазийских ионийских
городах. Очеловеченные боги олимпийской религии стали представляться
нелепым и безнравственным вымыслом, стали появляться попытки привести
явления природы в систему на основе внутреннего развития самой природы,
без предположения о воздействии богов. Идея «упорядоченности»
(«космоса») переносится с полиса на природу. Так создались в Ионии
греческая наука и философия. С другой стороны, крестьянские волнения в
европейской Греции сопровождались религиозными движениями, выдвигавшими
на первый план земледельческую религию подземных сил, почитание
умирающих и воскресающих богов, культ Деметры и Коры, в особенности же бога Диониса,
приобщение к божеству в священном действе, «мистерии». В то время как
аристократическая религия отделяла человека от бога пропастью,
обосновывая этой фантастической гранью реальную грань между знатью
(«питомцами Зевса», т. е. потомками богов, «царями») и народом, религия
мистерий уподобляла божеству всякого участника священного действа и тем
самым имела более демократический характер. Тираны в борьбе с
аристократией усиленно вводили культ Диониса, стараясь при этом
политически обезвредить и нейтрализовать религиозные брожения в массах:
так, в Афинах тиран Писистрат установил праздник «Великих Дионисий», сыгравший значительную роль в развитии, греческой» драмы.
КУЛЬТ АПОЛЛОНА
Аристократия
в свою очередь перевооружалась, обновляя традиционную идеологию ради
большего укрепления своей внутренней солидарности. Средоточием
аристократического идейного движения был храм Аполлона в Дельфах.
Дельфийская религия боролась со старинным обычаем кровной мести,
создававшим бесконечные раздоры между аристократическими родами,
требовала «чистоты» от всякой «скверны» и призывала блюсти
аристократическую «доблесть». Из Дельфов исходила проповедь
«умеренности» («ничего слишком»), «благоразумия» и борьбы с
«чрезмерностью». «Познай самого себя», т. е. свою ограниченность,
начертано было на храме. Если в какой-либо общине происходило
«преступление», дельфийский оракул «очищал» город от «скверны», а за
отпущение греха предписывал вводить аристократические культы новых
«героев».
ОРФИКИ
Своеобразное
сочетание религии мистерий с нравственной проблематикой мы находим в
проповеди орфиков, возводивших свое учение к мифическому певцу Орфею, и у близкой к ним школы пифагорейцев, основанной в VI в. философом и математиком Пифагором из Самоса.
Для обоих этих учений характерен мрачный взгляд на земную жизнь: тело —
«темница» или «могила» для божественной души, получившей телесную
оболочку в результате своего рода грехопадения. Божественное
«дионисическое» начало объединено в человеке со злым «титаническим»,
подлежащим умерщвлению помощью нравственно-аскетической жизни. В связи
с этим орфики и пифагорейцы развивали сложное и туманное учение о
загробном возмездии, о переселении душ, о грядущем царстве правды;
согласно пифагорейцам, чем более грешен человек, тем более низменно то
животное, в которое после смерти переселится душа грешного. Особенным
успехом пользовалось пифагорейское учение в западноэллинском мире, в
греческих колониях Италии и Сицилии.
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
Революция
привела к огромным сдвигам в сфере искусства: усложнилась музыка;
быстро стало развиваться изобразительное искусство, в различных стилях
которого отражалось многообразие новых общественных и личных идеалов:
то же имело место в области словесного художественного творчества.
Старинный эпос, изображавший общество, «где не существовало еще
отделенной от народа общественной власти», и «подвиги» героев, не
знающих государственного принуждения, начал терять актуальность.
Становление классового общества, «спаянного в государство», напряженная
политическая и идеологическая борьба — породили новую поэтическую
тематику, и она уже не укладывалась в рамки эпического рассказа о
прошлом, стремившегося сохранить бытовой колорит «героических» времен.
«Герой» продолжал сохранять значение образца, но в этом образце
подчеркивались уже иные умственные и нравственные качества, иные
стороны судьбы героя. Между тем при-малой дифференцированности
идеологических форм и видов словесного творчества, стихотворение
остается еще важнейшим средством литературного выражения мыслей. В
стихи облекаются размышления на моральные и государственные темы,
политическая агитация, призывы к борьбе. Афинский законодатель Солон
излагает программу своих реформ в стихах и в стихах же полемизирует с
противниками. Даже философы на первых порах нередко пользуются стихом
для изложения своих учений. Одновременно с этим поэзия становится
орудием для выражения чувств и настроений осознающей себя личности. Но
личность осознает себя прежде всего в связи с какой-либо группой, с
малым коллективом, возникшим в результате социального расслоения в
классовом обществе; по меткому замечанию Веселовского, «прогресс
личности» происходит на почве «группового движения», и личное излияние
еще сливается с нравственным учительством и обычно имеет
наставительный, «дидактический» характер. В своем литературном
оформлении эта злободневная тематика примыкает к различным видам
фольклорной песни, обогащая ее новым содержанием. Ведущим литературным
жанром эпохи становится лирика. В литературу вводится огромное
количество новых стиховых форм, связанных с местными культовыми и
народными песнями и с (местными диалектами, надолго прикрепляющимися к
определенному виду песен. Почти все области Греции, включая и новые
колонии в Сицилии и южной Италии, принимают участие в этом литературном
движении, и ионийский язык теряет свою преобладающую роль
общегреческого поэтического языка.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Отражая
идеологическую борьбу эпохи, лирические жанры отличались большим
многообразием. Наряду с песенными формами, рассчитанными на отдельного
исполнителя, развивалась и торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов
на праздниках и гимнастических состязаниях, и аристократические
государства пользовались хоровой лирикой для своих
политико-педагогических целей. Мифологические темы сохранили большое
значение и в лирике, но изменилась и литературная функция мифа, и
способ его рассказа, и в значительной мере идеологическая
направленность мифов. Миф становится по преимуществу иллюстрацией к
лирическим размышлениям и наставлениям, сюжет излагается не
последовательно, а лишь в нескольких основных моментах, интересующих
поэта, и приспособляется к новой классовой этике и к новым религиозным
движениям (религия Аполлона, религия Диониса).
Иония
и в VII — VI вв. продолжала оставаться наиболее передовой в культурном
отношении областью. Параллельно с критикой олимпийской мифологии в
Ионии начинают развиваться, кроме лирики, также и новые виды
повествовательной литературы, в которой мифологическая тематика
заменяется исторической и бытовой. Создается литературная проза, с одной стороны, научно-философская, с другой, — повествовательная — басня, бытовой и исторический рассказ, историография.
По сюжетам и стилю эти новые жанры повествовательной прозы примыкают к
фольклорным формам прозаического сказа, в частности к сказке, и
являются их дальнейшим развитием в условиях классового общества,
подобно тому как литературная лирика была дальнейшим развитием
фольклорной песни.
И. Тронский
ИСТОЧНИК: ТРОНСКИЙ И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. – Л., 1946. - C. 65-68 (печатается в сокращении).
Вам нужно срочно отремонтировать грузовой автомобиль DAF? Вы можетекупить стартер DAF или сделать ремонт стартеров DAF в Москве в мастерской. Это будет намного дешевле, чем делать самому
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА VII — VI вв."
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.