"Гомеровский вопрос"
возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской
школы, т.н. "разделители" ("хоризонты"), опираясь на текстологический
анализ, выдвинули предположение, что "Илиада" и "Одиссея" созданы двумя
разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало
античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему - в
плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом. Поэт и
философ Ксенофан Колофонский (VI в. до н.э.) резко порицал
антропоморфное изображение богов.
Платон, восхищаясь поэтическим
мастерством Гомера, в то же время готов изгнать его из государства, так
как его поэмы кажутся философу безнравственными и развращающими
юношество. А печально известный критик Зоил (IV в. до н.э.), который,
согласно сведениям древних, за "поношение" Гомера был предан позорной
казни (распят на кресте, сброшен со скалы и т.п.), с позиций
рационализма высмеивал "Илиаду" и "Одиссею" за "нелепые" мифологические
"вымыслы" и "странные" речевые обороты. В своем утилитаристском
отвержении гомеровского искусства Зоил как бы предшествует Д. Писареву,
смело развенчивавшему Пушкина.
Софист
и философ-киник Дион Хризостом (I - II вв.) в т.н. "Троянской" речи
остроумно и во всеоружии обширных знаний по мифологии, истории,
политике, искусству доказывает, что неверна сюжетная основа "Илиады",
что Троянская война на самом деле закончилась победой троянцев и
бесславным возвращением домой остатков греческого войска. Эта
"серьезно-смеховая" критика гомеровского текста имела и политическую
подоплеку: римляне, которым служил Дион, считали себя потомками троян.
Вообще, во II - III вв. н.э. в античной литературе намечается серьезное
переосмысление и сюжетов и всей образной системы Гомера, что особенно
заметно в "Диалоге о героях" софиста-ритора Филострата, "Дневнике
Троянской войны" (фиктивный автор его - участник осады Трои Диктис) и
повести "О гибели Трои", созданной якобы троянцем Даресом. В этих
греческих произведениях, не отличающихся большими художественными
достоинствами, авторы прямо критикуют Гомера за различные "неточности"
в передаче событий, из "идеализацию" некоторых героев, например Одиссея
и пр. Эпический гомеровский мир подчеркнуто прогнозируется,
осовременивается в соответствии с духом позднеэллинистической эпохи. А
отсюда уже и выход к средневековым поэмам о Троянской войне, к пьесе
Шекспира "Троил и Крессида".
Хотя
в античности заметно преобладало восторженное отношение к Гомеру, оно
не мешало вдумчивому анализу его текстов (основная часть этих
исследований не сохранилась). Аристотель первым стал толковать Гомера с
позиций имманентных искусству законов жанра, композиции, образной
системы. А ученик Анаксагора Метродор Лампсакский (V в. до н.э.) ввел
"аллегорический" метод объяснения гомеровских образов, согласно
которому фигуры богов в "Илиаде" и "Одиссее" представляют лишь
выражение различных сил природы - в XIX в. на подобном приеме
основывалась т.н. "мифологическая школа" (А. Кун, М. Мюллер, А.Н.
Афанасьев, Ф.И. Буслаев и др.).
Основоположник
школы александрийских филологов Зенодот (III в. до н.э.), разделивший
"Илиаду" и "Одиссею" на 24 песни по числу букв греческого алфавита, в
своем стремлении восстановить "подлинного" Гомера доходил до
гиперкритического отношения к его текстам, удаляя из них все, по его
мнению, "неподобающее", в том числе и замечательный экфразис - описание
щита Ахилла. Более осторожным в своих подходах к Гомеру был выдающийся
ученый Аристарх Самофракийский (III - II вв. до н.э.), который
восстановил многие места из гомеровских поэм, выброшенные Зенодотом и
его учениками. Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх истолковывал
Гомера именно как великое произведение искусства, вопреки мнению
"хоризонтов", он отстаивал авторство Гомера по отношению к обеим
поэмам. Завершается античное гомероведение исследованиями
неоплатоников, среди которых выделяется трактат "Гомеровские вопросы"
философа Порфирия (III в. н.э.). Гомер объясняется здесь в основном
аллегорически - то в философском, то в филологическом плане.
Сохранение
и дальнейшее комментирование "Илиады" и "Одиссеи" - это заслуга
византийских ученых, среди которых выделяются, в частности, анонимный
автор литературной энциклопедии "Суида" (X в.), комментатор и поэт
Иоанн Цец (XII в.). В странах Западной Европы подлинный Гомер вплоть до
эпохи Возрождения был неизвестен. Начиная с XVI в. гомероведение
возрождается, причем особенно интенсивно оно развивается последние
двести лет. Аббат Ф. д'Обиньяк (XVII в.) считает, что "Илиада" - это
совокупность нескольких малых поэм, соединенных почти без плана неким
редактором. Это соображение оказалось основополагающим для Ф.-А.
Вольфа, который в работе "Предисловие к Гомеру" (1795) заново
сформулировал т.н. "гомеровский вопрос" и вызвал мощную волну
критических откликов. В XIX в. оформляются три конкурирующих теории,
которые в различных своих модификациях доживают и до наших дней. К.
Лахман становится "охотником за малыми песнями", из которых, по его
мнению, и складывается гомеровский эпос. Позиции "унитариев", т.е.
сторонников единства двух поэм, защищает Г.-В. Нич. Дж. Грот отстаивает
теорию "основного ядра" - гомеровского текста, на который позднее
наслаивались различные добавления. Новый импульс спорам между этими
направлениями был дан в конце XIX в. знаменитыми раскопками Трои,
проведенными Г. Шлиманом и другими археологами, открытиями в области
эгеистики.
В.С. Вахрушев
ИСТОЧНИК:Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 201-207
Хочу построить музыкальную студию, куплю вагонку из хорошего дерева и по хорошей цене
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.