Элла
Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти
десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» – высших
наград музыкального мира Америки. Фицджеральд
обладала колоссальным диапазоном голоса, который был способен сохранять легкую
вибрацию в течение большей части ее карьеры, придавая свежесть и
привлекательность исполнению песен в стиле скэт.
Ее голос, сила которого
заставляла лопаться хрустальные бокалы, критики описывают как «экстатическое
сопрано», «полное бурлящей энергии» и обладающее «чистым, ясным, джазовым
стилем» в «широком диапазоне». Опираясь
на истоки негритянского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо
оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не
уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь,
порой совершенно неожиданные очертания.
Элла
Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт‑Ньюсе, штат Вирджиния.
Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше
всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В
школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная
застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. В 1934
году негритянская девчонка‑сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в
борделе, едет в Нью‑Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда
она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в первую очередь
танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение.
Выступление
в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось
важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание
руководителя свингового джаз‑бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке стать
солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из
Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах.
«Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для
нее началом большого пути на эстраде.
В 1935
году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи»,
немедленно вошедший в джазовые хит‑парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом
создала прославившую ее композицию «Э‑тискет, э‑таскет», сочетавшую в себе не
только джазовые, но и поп‑мотивы. Певица переделала детские куплеты «Я написала
письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила
к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку…» В результате
получился ритмичный номер – вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки.
«Сопоставьте
символику „потерянной желтой корзиночки" с мифологемой „красной шапочки"
(разумеется, тоже восходящей к архетипу инициации), опять‑таки во взрослой, а
не пионерско‑прокофьевской интерпретации, – и уже в этом сопоставлении
будет вся Элла Фицджеральд, – пишет Д. Ухов. – И напрасно в той
поистине пьянящей легкости, с какой все ей давалось, видели поверхностность, а
в безупречности ее профессионализма – лишь ремесленное безразличие и к
репертуару, и к жизни вообще. На самом деле здесь, конечно, было что‑то
экзистенциально другое – то, что интуитивно ощущала и сама певица, она ведь так
и не стала исполнительницей негритянских блюзов, негритянских песен трагической
иронии бытия, уступив лишь однажды, уже в начале 60‑х, как и следовало ожидать,
без особого результата».
После
успеха «Э‑тискет, э‑таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими
миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд
оказался и знаменитый Фрэнк Синатра. Двадцатилетняя
Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она
говорила: «Мать постоянно твердила мне, если чувствуешь, что не так красива,
как твои подружки, улыбайся чаще, чем они». С Уэббом
записаны хиты «Sing Me a Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The
Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После
смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это
положение до 1942 года, когда ансамбль распался. Тогда
Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает
с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и
«Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину хит‑парадов, выпустив в 1944
году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей
удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the
Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного
из лучших басистов своего времени.
Певица
была дважды замужем. Первый ее муж в 1941–1943 годах, – рабочий‑докер
Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна; второй брак продлился
пять лет. С 1946
года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в
филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь
обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом
вывел ее из состава труппы и певица стала выступать с сольными концертами в
сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно
под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так
называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не
меньше, чем инструменталистов‑виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте
добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом
импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами‑солистами.
Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором,
создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту
деятельность певицы.
В 1947
году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» – она
продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый «Мекки‑Нож»
Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.
Д. Ухов
пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы на
Луи Армстронга, то знаменитые куплеты „Мекки‑Ножа" Курта Вайля могли оказаться
в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста „Трехгрошовой оперы",
они действительно звучали как идеализация воровского цинизма. В 50‑е годы тот
же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу:
появляется целая серия монографических пластинок – songbooks, посвященных
классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера (высшее ее
достижение как поп‑певицы). Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы
Гершвина „Порги и Бесс", в которой все партии исполняли только два вокалиста –
Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным,
что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй,
Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк‑группа „When People Were
Shorter"».
В
сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно
пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл приобретает собственно
музыкальное измерение, вместо избранных «коронных номеров» из театральных
постановок возникает новый жанр – песенного цикла‑альбома, от которого всего
лишь два шага до «Сержанта Пеппера» «Битлз». «Я и не знал, как хороши наши
песни, – заметил как‑то Айра Гершвин, брат и соавтор композитора, –
пока за них не взялась Элла Фицджеральд».
Для
записей на пластинки Гранц нашел интересный ход – записать весь репертуар
известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали
лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла
исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и
Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.
Таким
образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни,
исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и
конечно же популярные эстрадные и джазовые композиции. Эти
записанные в 50‑е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой
плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее
чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища,
о которых до нее никто даже и не догадывался.
Среди
других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре
Превэном и Паулино да Коста.
«…В 70‑е,
когда голос певицы неизбежно начнет слабеть, певица будет выступать и
записываться под аккомпанемент одной только акустической гитары Джо
Пасса, – пишет Д. Ухов. – Но и в этих ее поздних записях почти нет
характерной для зрелого возраста (и самих исполнителей, и их жанра) ностальгии,
голос Эллы Фицджеральд, казалось, навсегда остается задорно мальчишеским. Элла
Фицджеральд – артистка молодого искусства, молодежного темперамента и вообще
юной нации. Не кто‑нибудь, а первая леди джаза сама первой потянулась к
подростковым забавам Леннона и Маккартни».
Певица
всегда избегала политики. Однако в январе 1961 года приняла участие в гала‑концерте
в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой. Более
двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли‑Хиллз, штат
Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась.
Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя,
ставшего музыкантом‑барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала
крупные магазины.
Если с
возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то
здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более
стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно
лечь в больницу из‑за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее
снова госпитализировали, на этот раз из‑за проблем с сердцем; для лечения
пришлось прибегнуть к операции.
В конце
80‑х – начале 90‑х годов ее выступления на нью‑йоркском джазовом фестивале
постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в
ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у
нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на
его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне
не хватает путешествий, переездов».
В 1990
году она опять попала в больницу – во время гастролей в Голландии. В 1993 году
из‑за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Скончалась
она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли‑Хиллз. Узнав о смерти
знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко
опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и
класса – огромная утрата для мира джаза и всей страны».
Слушать интернет радио онлайн. Все радиостанции в удобном формате
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ЭЛЛА ФИЦЖЕРАЛЬД. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.