«Золотой саксофон России» - Алексей Семенович Козлов
родился 13 октября 1935 года в Москве в музыкальной семье. Мать была теоретиком
и преподавателем музыки. Прадед по материнской линии, П. И. Виноградов, был
протоиереем и ключарем Успенского собора Московского Кремля.
Вот что говорит Козлов о начале своего джазового пути: «Я начал играть в
1957 году, в памятные дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Здесь я увидел много джазовых групп, впервые услышал игру великолепного
английского саксофониста Джо Темперли. Я много знал о джазе, но не думал, что
когда-нибудь сам буду играть. Это казалось мне очень сложным, почти
недоступным.
И вот на фестивале молодые джазмены, мои сверстники, впервые показали мне,
как держать саксофон, как на нем играть. Я начал с азов, увлекся, да так - что
на всю жизнь. Я учился ощупью, не по учебникам (их не было в то время), а на
живых примерах. Ориентировался, прежде всего, на наших саксофонистов -
Гараняна, Зубова. Их опыт прибавил мне смелости.
Но я понимал: то, что я делаю, - наивно. У многих из нас, молодых
музыкантов, уровень тогда был невысок. Но зато энтузиазма - хоть отбавляй. Мы
все так начинали».
Встречи советских музыкантов со своими иностранными коллегами на джазовом
конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов оказали большое влияние на
дальнейшее развитие джаза в нашей стране.
В 1961 году Козлов принимает участие в создании первого в СССР джазового
кафе «Молодежное», где играет со своим квинтетом до 1966 года. В 1962 году этот
ансамбль впервые представлял советский джаз на зарубежном фестивале
«Джаз-джембори» в Варшаве. Козлов играл на саксофоне-баритоне. В программе
советских джазменов впервые прозвучала пьеса «Господин Великий Новгород» А.
Товмасяна.
Фирма «Польские награния» выпустила две пластинки с записями фестиваля. В
том же памятном 1962-м Козлов окончил Московский архитектурный институт. В 1964
году первую джазовую запись на гибкой пластинке «Квинтет А. Козлова» выпустил
журнал «Кругозор», затем вышли записи «Квартета» на виниловых пластинках:
«Джаз-65, 66, 67”.
С конца 1966 по 1968 год Козлов работал в оркестре «ВИА-66» под управлением
Юрия Саульского. «Овладевая тем или иным стилем, - пишет Саульский в своей
книге, - А. Козлов делал это фундаментально, подводя каждый раз теоретическую
базу, объясняя и доказывая преимущество именно этого, а не какого-либо другого
направления современного джаза.
Так, в 60-е годы, после увлечения стилем би-боп и знакомством (во время
работы в оркестре ВИА-66) со спецификой биг-бэнда и аранжировкой для него,
молодой музыкант уделяет большое внимание модальному джазу, возглавят ряд
ансамблей и групп, играющих в этом стиле. Тогда же, наряду с интерпретацией
джазовой классики и музыки, характерной для новых веяний в джазе, А. Козлов пишет
первые собственные композиции для биг-бэнда и различных видов комбо.
В этих композициях чувствовалось, что их автор хорошо осведомлен обо всем,
что происходит в мире современного джаза вместе с тем в его музыке проявлялись
и индивидуальные черты - как в тематизме, так и в конструктивных элементах, в
форме”.
На рубеже 1960-х-1970-х годов происходит постепенное сближение джаза и
рок-музыки. Становится ясно, что джаз и рок близки друг другу. Проходит еще
несколько лет, и джаз-рок и стиль «фьюжн» стали объективной реальностью.«В 1972
году я поехал на фестиваль в Будапешт, - рассказывал Козлов - Здесь я увидел
одну рок-группу с хорошей звуковой аппаратурой. Как ни странно, вся эта
музыкальная сверхгромкость меня не испугала.
Наоборот, даже привлекла, как новое эстетическое явление. Я решил в нем
разобраться. В том же году на московском джазовом фестивале, проходившем в
«Ударнике», я вывел на сцену несколько необычный состав, более похожий на
камерный оркестр - были в нем скрипка, виолончель, контрабас. Сам я играл на
саксофоне-альте, имитируя альт струнный. Именно тогда я написал несколько
«псевдострунных» пьес. Любителей традиционного джаза эта музыка шокировала, они
говорили, что джаза здесь нет. И правда, расслышать джаз было нелегко. Но он
все-таки существовал - как контекст.
Вот что важно - джазовый контекст! Это был мой первый шаг к джаз-року.
Современная музыка характерна тем, что в ней можно использовать все, что
угодно, любые средства и приемы, если это поставлено в единый контекст,
объединено общей художественной задачей.
Я вдруг понял, что мои скачки из одного стиля в другой, в чем меня нередко
упрекали даже друзья, теперь могут мне пригодиться для работы в современном
джаз-роке”.
В 1973 году, на базе экспериментальной джазовой студии ДК «Москворечье»
Козлов начинает собирать молодых музыкантов, получивших опыт в самодеятельных
рок-группах. Он задумывает создать принципиально новый по стилю ансамбль, где
бы соединились свойственное молодежи чувство рок-музыки и его собственный
большой джазовый опыт.
Козлов вспоминает: «Уровень музыкальной подготовки играющих в этих группах
был невероятно низок. Они и держались вместе прежде всего по причине своей
профессиональной слабости не зная музыкальной грамоты и нот, играя по
стереотипам, лишь заучивая наизусть скопированные партии, они не могли столь
легко входить в творческий контакт с новыми музыкантами, как это удавалось
опытным джазовым исполнителям. В конце концов, после долгого отбора, я собрал
ансамбль из студентов Московской консерватории и Гнесинского института.
Солидный профессиональный уровень музыкантов позволил мне быстро найти с ними
общий язык”.
Довольно скоро «Арсенал», названный «джаз-рок-ансамблем», становится
профессиональным коллективом.«В 1976 году «Арсенал» взяли на работу в
Калининградскую областную филармонию, - рассказывает Козлов - Стало ясно, что
на нас можно хорошо заработать. График концертов планировался на два года
вперед исходя из нормы - 13 концертов в месяц (меньше невыгодно, а больше -
запрещено, чтобы мы не обогатились).
За 15 лет работы график ни разу не нарушался, более того, я знаю случаи,
когда конфликты с руководителями популярных групп или с поп-звездами
заканчивались плачевно для крупных администраторов из филармонии. Кроме того,
существовала и практика «левых» концертов, в которых использовались популярные
артисты советской эстрады, минуя государственные организации. Гонорары здесь
превышали советские ставки во много раз.
За легендарными «левыми» администраторами гонялось ОБХСС, периодически
кто-то из них садился в тюрьму, кто-то выходил, но концерты продолжались. Эти
люди были гениями советского подпольного менеджмента и заслуживают памятника от
своих продолжателей”.
На «Джаз-Джембори» 1978 года в Варшаве критика высоко оценила в игре
«Арсенала» интересную разработку национально-стилевых элементов музыки,
особенно русской. Известный польский певец Чеслав Немен писал, что он
почувствовал в исполненных ансамблем пьесах родство с музыкой Сергея
Прокофьева.
После Польши последовали выступления на «Джаз-Уикэнд» (Венгрия, 1979),
«Берлинер джаз-таге» (Западный Берлин, 1980), «Неделе джаза» (Братислава, ЧССР,
1980). Участвовал «Арсенал» и в отечественных джаз-фестивалях в Риге (1976),
Тбилиси (1978), Москве (1978), а также фестивалях искусств «Киевская весна»,
«Белая акация» (Одесса), «Звезды над Самаркандом» (1979) и в культурной
программе Олимпиады-80.
В 1980 году увидели свет сольные диски «Арсенала» фирмы «Мелодия”. С конца
1970-х годов в концертных шоу-вечерах «Арсенала» стали появляться стилизации
под танцевальную музыку 1920-х-1930-х годов. Первая такая композиция -
«Рэггайм» была сыграна Козловым в 1979 году. «Рэггайм - стиль фортепианной
легкой музыки, трансформировавшейся в конце XIX века из бытовых танцев - полек,
галопов и маршей, - пишет А. Е. Петров. - Он отличается ровным, чеканным ритмом
левой руки пианиста и острыми, синкопированными фигурациями в правой отсюда
само название жанра: рэггайм, то есть «рваный», или «дергающийся», ритм. Козлов
очень остроумно обыгрывает его синкопы. Еще более комичными выглядят у него
«шаги» басов, так как он вводит совершенно немыслимые для традиционного
рэггайма нечетные размеры, например трехдольные, - музыка начинает как бы
«прихрамывать», припадать на одну ногу. В другом месте введен период на 15/4,
будто кто-то ошибается и не доигрывает обычный 16-дольный рисунок”.
В загадочный и тревожный мир уводит другая композиция Козлова начала 1980-х
годов - «Фокстрот», написанная с использованием мелодии датского трубача Палле
Миккельборга «Каменный лес”.
Как отмечает А. Е. Петров: «В «Фокстроте» два контрастных образа. Первый
погружает в мир ностальгических звучаний 30-х годов: мерно проигрывается
грустно-веселая тема, то легкомысленно-мажорная, то таинственно-минорная.
Но вот саксофонист чуть прибавляет темп. Потом играет еще быстрей. И еще.
Мягкое пританцовывание переходит в стремительный, вихревой полет.
Но солисту и этого, кажется, мало: еще скорей, еще жарче, вперед, вперед! В
импровизации саксофона, словно во сне или в кино, мелькают обрывки мелодий,
знакомые и незнакомые темы, клочки напевов и популярных когда-то модных танцев.
Но несмотря на все свое якобы веселье, звучат они как-то нехорошо и неуютно.
Мало-помалу рисунки начинают деформироваться, а веселая улыбка превращается в
откровенную гримасу.
Танец доходит до запредельного темпа - быстрей играть просто нельзя! - и в
этот момент «фокстрот» сам собой разрушается. Пауза. И возвращение к исходному
медленному неспешно плывущему ритму, репризе щемящей, грустно-веселой или
весело-грустной темы. В этой композиции Козлов далек от любования прекрасной
идиллией. Он знает, что идиллии не было. Так что же было? Смутное чувство
опасности.
В «Фокстроте» Козлов, как мне думается, стремится передать определенную
эпоху - предгрозовую атмосферу конца 30-х годов, когда стали различимы первые
сполохи грядущего военного урагана, когда возникло ощущение надвигающегося
катаклизма. »В 1983 году музыкант делает шаг к своей давней мечте - созданию
джазового театра. «Арсенал» показывает отделение концерта как непрерывную серию
театрализованных музыкальных миниатюр. Главный «герой» каждой из них -
импровизирующий солист-инструменталист.
Соло же его подчинено определенному сюжету. Это можно определить по
названию композиций - «Путешествие на корабле», «Жизнь манекенов», «Прогулка”.
В перестроечные годы к Козлову приходит официальное признание - в 1991 году
увидели свет компакт-диски «Алексей Козлов и его группа «Арсенал», «Неизвестный
«Арсенал”. В 1989 году вышла его первая книга «Рок-музыка: истоки и развитие”.
В 1998-м была опубликована его автобиографическая книга «Козел на саксе”.
Алексей Семенович женат. Его сын Сергей стал одним из лучших кинооператоров
России.
«Может быть, я пытаюсь выдать желаемое за действительное, - говорит Козлов,
- но есть подозрение, что в ближайшие годы мы станем свидетелями и участниками
возрождения концертной практики в России Конечно, на новой финансовой и
организационной основе, как это и происходит уже во многих регионах.
Пока это носит более общий характер фестивалей искусств, тематических
фестивалей (джаза, авторской песни, камерной или симфонической музыки) и
держится на солидном спонсировании местными магнатами и администрацией городов.
Пока местные филармонии скованы дурацкими финансовыми ограничениями в
проведении коммерческих концертов и отдают всю инициативу в руки частных
дельцов, заинтересованных лишь в личной выгоде.
Но надежда есть, и, как ни странно, на народ, на наш оболваненный народ,
который накушается дешевой поп-баланды вдоволь и захочет чего-то более
питательного, вкусного и натурального. И не под фонограмму. Публика вновь
придет на концерты и будет платить свои кровные, честно заработанные деньги за
честный труд артистов, занявших вновь свое достойное место на сцене”.
ИСТОЧНИК: Смирнова В. В., Самин Д. К.100
великих музыкантов. – М.: Вече, 2002.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ. ЗОЛОТОЙ САКСОФОН РОССИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.