Добавить компанию




ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ЖАНРЫ
ИСПОЛНИТЕЛИ
ОРКЕСТРЫ
ДИРИЖЕРЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА » ДИРИЖЕРЫ




Валерий Гергиев. Человек столетия. Часть 2.

Просмотров: 3027 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

С началом 1990-х годов получила воплощение идея В. Гергиева о сотрудничестве Кировского театра с зарубежными оперными сценами мира. Маэстро не раз подчеркивал важное значение этой темы. Я всегда считал, что если мир переходит на систему заимствования друг у друга всего лучшего, то и нашему театру стоит серьезно задуматься о концентрации усилий для того, чтобы на нашей сцене появлялись спектакли международного масштаба.

Это возможно лишь в случае привлечения звезд мирового класса. Я имею ввиду не только певцов, дирижеров и режиссеров, но и технические возможности других театров мира… (Интервью с журналисткой М.Истюшиной.)


Началом совместной работы с театром «Ковент-Гарден» стал спектакль «Борис Годунов». Предложение Валерия Гергиева о переносе на кировскую сцену знаменитой постановки А. Тарковского тогда буквально ошеломило дирекцию Лондонского королевского театра. Но все состоялось! В небывалые в те годы для Ленинграда сроки спектакль был воссоздан силами Кировского театра: оперная труппа работала в новых условиях и новом режиме – с колоссальным количеством репетиций, рядом с певцом мирового масштаба – Робертом Ллойдом, исполнителем главной партии. Затем совместно с Лондонским королевским театром последовали новые постановки: «Отелло», «Война и мир» (в сотрудничестве также с Оперой де Бастий), «Огненный ангел». Несколько позже и вплоть до сегодняшнего дня задуманное Гергиевым творческое сотрудничество с крупнейшими оперными театрами мира получило воплощение в совместных работах кировской, а ныне мариинской, оперной труппы с «Метрополитен-опера», театрами Карло Феличе, «Ла Скала», «Шатле», Оперой Сан-Франциско, Новой Оперой Израиля.

Подобных идей, ставших со временем неотъемлемой частью творческой деятельности и самого маэстро, и жизни Кировского театра, в арсенале Гергиева было великое множество. Среди его дальнейших инициатив – трансляция фирмой Би-би-си спектаклей кировской оперы по Евровидению: «Война и мир» и «Борис Годунов» получили мгновенную известность во всем мире. Выступление театра на сцене гамбургской Штаатс-оперы стало кульминацией Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля. (Риск, связанный с показом протяженных по времени спектаклей – «Хованщина» в полной версии и «Борис Годунов» в авторской редакции, начинаниях Гергиева в репертуарной политике театра – оправдался с огромным успехом. Западногерманская пресса с восторгом писала о представленных постановках Кировского театра, первого среди приглашенных оперных коллективов этого престижного европейского фестиваля.) Гастроли, последовавшие после проведенных маэстро фестивалей, посвященных творчеству русских композиторов, привлекли внимание мировой элиты и получили высокую оценку: одним из событий гастролей 1991 года стало исполнение оперы М. Мусоргского «Саламбо» в испанском городе Мерида с восходящей оперной звездой театра – Ольгой Бородиной. Тогда же кировская оперная труппа под руководством Гергиева представила испанским зрителям спектакль «Отелло» с участием Пласидо Доминго. Первая встреча российского маэстро с всемирно известным тенором стала началом их тесной дружбы и плодотворного сотрудничества на долгие годы.


С приходом в 1988 году Валерия Гергиева на пост главного дирижера Кировского театра активизировалась концертная деятельность оркестра. Гергиеву удалось не только сохранить замечательные исполнительские традиции старейшего коллектива России, но и преумножить их, возрождая практику общедоступных Променад-концертов (1992–1995), Шереметевских музыкальных вечеров (2000–2003), а также постоянно включая в репертуар гастролей симфонические произведения. Серия Променад-концертов и блистательные гастрольные выступления кировского коллектива поставили его в один ряд с крупнейшими симфоническими оркестрами мира. Дирижерский авторитет Гергиева подтверждался и приглашениями руководить многими известными симфоническими и оперными коллективами.


Среди совместных работ главного дирижера Кировского театра с зарубежными оркестрами выделяются выступления с Роттердамским филармоническим оркестром. В начале ноября 1988 года состоялся их первый симфонический концерт. Пресса с восторгом писала о таланте молодого русского дирижера, которому «удалось достичь небывалого звучания оркестра», «излучая вдохновение и абсолютную целостность исполнения», «возвышая музыку над нашим будничным существованием».


После второго выступления Гергиева с Роттердамским филармоническим оркестром один из рецензентов писал:

«В воскресенье днем 35-летний русский дирижер Валерий Гергиев закончил свои выступления с Роттердамским оркестром Пятой симфонией Шостаковича, исполненной с такой силой, что и зрители, и музыканты на какое-то время растерялись.<…>
Выступление Гергиева можно было бы назвать сенсационным, не приобрети это слово несколько поверхностный оттенок. Он же сам ни на секунду не бывает поверхностным. Все его сдержанные, чрезвычайно пластичные движения, его осанка, выражение его лица непрерывно отражают его всепоглощающее слияние с музыкой и музыкантами с каждым звуком, которым они обволакивают друг друга. <…>

Он совершеннейший профессионал, управляющий всем и вся с поразительной компетентностью и не скрывающий своего собственного восторга от содеянного. Он никогда не работает на публику. Но он чрезвычайно любит вникать в самую суть дела так, что музыка становится идеальным средством общения. Отчаянные, причудливые, причиняющие страдание и насмешливые элементы музыки Шостаковича никогда бы не прозвучали столь неизбежно, как у него. Сенсационно – вот слово, которое сразу приходит на ум. Он прирожденный дирижер высочайшего класса. Самым примечательным является то, что, будучи столь молодым, он знает, как использовать свой природный дар для столь безошибочного и глубокого понимания музыки». (Р. ван дер Леув. Роттердам, оставь Гергиева себе! // Троув. 1988, 29 нояб.)

С первых же совместных выступлений гастролирующего дирижера из России с роттердамским коллективом у нидерландских коллег возникло желание привлечь Гергиева к постоянному сотрудничеству со своим оркестром. Предложение Роттердамского филармонического общества способствовало дальнейшей работе, и с 1995 года маэстро Гергиев стал главным приглашенным дирижером Роттердамского филармонического оркестра. Их сотрудничество в исполнении разнообразных симфонических программ с успехом продолжается и по сей день.


Отныне Гергиев желанный гость за пультом многих прославленных оркестров и оперных коллективов, престижнейших музыкальных фестивалей. Его по праву считают одним из ведущих дирижеров мира. Он работает с известными музыкальными коллективами, такими как Венский филармонический оркестр, оркестр Берлинской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Королевский филармонический оркестр (Великобритания), Национальный оркестр Франции, оркестр Шведского радио, симфонические оркестры Сан-Франциско, Бостона, Торонто, Чикаго, Кливленда, Далласа, Хьюстона, Миннесоты, Монреаля, Бирмингема, дирижирует Всемирным оркестром мира. С января 2007 года маэстро является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра.


Известна и работа Гергиева со многими коллективами оперных театров. В 1991 году он осуществил постановку «Бориса Годунова» в Мюнхене, а в Сан-Франциско – «Войны и мира». На сцене Лондонского королевского театра году «Ковент-Гарден» в 1993 году под его управлением была поставлена опера «Евгений Онегин». После успешных гастролей Кировской оперы, впервые выступившей на сцене году «Метрополитен-опера»в 1992 году, в 1994 году Гергиев дирижировал в нью-йорском театре новой постановкой оперы «Отелло» с участием Пласидо Доминго, а в следующем сезоне 1995/96 гг. – премьерным спектаклем «Пиковая дама», который западные критики назвали «одним из самых значительных музыкальных событий 1995 года». Тогда же «Musical America», крупнейший в мире музыкальный справочник, провозгласил Гергиева «Музыкантом года», список достижений которого на американской музыкальной сцене был дополнен выступлениями с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а также со спектаклями мариинской оперной труппы в Бруклинской академии музыки («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») и в Сан-Франциско («Руслан и Людмила», «Война и мир»). В течение пяти лет, с 1997 по 2002 год, маэстро являлся главным приглашенным дирижером нью-йоркской году «Метрополитен-опера»: такая должность была создана впервые в истории этого театра.

Несмотря на столь широкий размах деятельности, Валерий Гергиев продолжал работу по организации и проведению вс? новых фестивалей. Идею юбилейных торжеств, посвященных русским композиторам, в 1994 году по желанию Гергиева подхватил фестиваль «Римский-Корсаков в ХХ веке», раскрывший творчество композитора в проекции на мировую музыкальную культуру; в 2005 году – фестиваль Чайковского, включивший в свою программу оперы и балеты композитора, являющиеся важной составляющей репертуара театра. Весной 2005 года впервые в Мариинском театре состоялся фестиваль «Масленица», положивший начало возрождению русской народной традиции.

Но главным достижением в ряду фестивальных событий на мариинской сцене, вершиной артистических стремлений маэстро стал ежегодный Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей», вдохновителем и душой которого с 1993 года является Валерий Гергиев. Инициированный руководителем Мариинского театра и поддержанный его друзьями, выдающимися солистами, дирижерами и творческими коллективами, фестиваль превратился в один из самых авторитетных музыкальных форумов мирового музыкального искусства. В числе созданных маэстро Гергиевым международных музыкальных фестивалей, художественным руководителем которых он является, можно назвать «За мир на Кавказе» (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), Фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-филармония (Лондон), Роттердам филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль.


В начале 1990-х насыщенную творческую жизнь маэстро дополнило сотрудничество Кировского театра со всемирно известной компанией году «Philips», которая подписала эксклюзивный контракт с Валерием Гергиевым, получив право на запись шедевров мировой музыки под управлением российского дирижера. Первыми записями в 1991 году стали диски с музыкой балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в исполнении оркестра Кировского театра, возглавляемого Гергиевым, а затем – с музыкой оперы М. Мусоргского «Хованщина» при участии ведущих солистов кировской оперной труппы: Б. Минжилкиева, В. Галузина, Н. Охотникова, О. Бородиной, а также оркестра и хора театра. За долгие годы сотрудничества Валерия Гергиева с компанией году «Philips» было записано более 30 дисков. Дирижер, пропагандируя русскую музыку, с солистами, хором и оркестром Мариинского театра записал произведения отечественных композиторов, среди которых оперы М. Мусоргского, А. Бородина, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского и конечно же С. Прокофьева («Война и мир», «Обручение в монастыре», «Игрок», «Семен Котко», «Любовь к трем апельсинам» и впервые — «Огненный ангел»), а также шедевры балетного симфонизма: «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «русские» балеты И. Стравинского. Ряд дисков был записан В. Гергиевым с оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии: программы с симфоническим творчеством Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича. Значительная часть записей посвящена сочинениям зарубежных авторов (Бизе, Берлиоз, Верди, Брамс, Брукнер и др.), особо выделяется диск с оперой Дж.Верди «Сила судьбы» («петербургская» версия 1862 г.) в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением В. Гергиева.


Масштаб работы В.А. Гергиева в тот период, когда он являлся главным дирижером и художественным руководителем оперной труппы Кировского театра (1988–1996), был колоссальным. Под руководством маэстро осуществлялись новые постановки на кировской сцене, их число увеличивалось от сезона к сезону, организовывались и проводились многочисленные фестивали, следовали престижные гастроли с оркестром и оперной труппой Кировского театра, позволившие не только знакомить зарубежную публику с лучшими произведениями русской музыки, но и повышать исполнительский уровень оркестра, хора и, конечно, солистов, чьи имена стали известны всему миру. Велась также совместная работа с зарубежными коллективами.


Многогранная деятельность маэстро, его авторитет в кругу мирового музыкального искусства, завоеванный количеством и качеством дел, были направлены на достижение главной цели – укрепление славы и репутации Театра оперы и балета имени С.М. Кирова в мире современного музыкального искусства. Несмотря на непростые для страны 1991–1995 годы, когда многое рушилось и появлялись иные ценности, Валерий Гергиев сумел не только сохранить коллектив театра, но и вывел его в число ведущих участников международной музыкальной жизни. Многие его коллеги уезжали за рубеж, он же остался в России, имея в сотни раз больше, чем у иных, возможностей устроить свою творческую жизнь на Западе, где, вероятно, можно было позволить заниматься лишь творчеством, не задумываясь о проблемах, атакующих в 1990-е годы Российское государство. Для Гергиева не было выбора – была неподдельная и искренняя преданность и России, где он родился, где создавали свои великие произведения русские композиторы, преданность Ленинграду – Санкт-Петербургу, центру российской культуры, с которым были связаны его образование и музыкально-художественные приоритеты, а также своему родному Кировскому театру, в 1992 году переименованному в Мариинский, в возрождение которого он верил без всяких оговорок, свято, всем сердцем.


Я остаюсь в театре имени Кирова, потому что я верю в этот театр, – говорил он позже в одном из интервью» 9. Гергиев буквально «слился» с театром, связал себя воедино с этим коллективом. Все, чем только он ни занимался: руководил, дирижировал, гастролировал, невзирая на время и место действия – находилось в неразрывной связи с кировской труппой, делалось ради Кировского театра, который, по словам маэстро, был для него и дом, и семья, и стол, и хлеб.


Сотрудничая с известными театрами мира как дирижер и постановщик спектаклей, Гергиев всегда находил возможность осуществлять свои выступления при участии солистов, оркестра, хора или же всей труппы Мариинского театра. Его, к примеру, совместная работа с зарубежными оркестрами подразумевала не только личное знакомство с западной культурой, но и давала возможность познакомить с ней Санкт-Петербург, показать России западный стиль исполнения, ангажируя таких дирижеров, как Эса-Пекка Салонен, Кристоф Эшенбах, для выступлений с мариинским оркестром.

Он не ждал ни от кого помощи, не просил поддержки, просто работал безостановочно и одержимо. Работал сам и вдохновлял к работе всю труппу, понимая, что театр способен выжить и сохранить свои позиции только «благодаря невероятному напряжению сил всех и каждого». «Мы не можем дольше ждать, когда о нас позаботится правительство. Мы должны научиться заботиться о себе сами», – провозгласил Гергиев в одном из интервью в сентябре 1992 года. Раскрылся его новый талант – с того времени в обязанности главного дирижера и художественного руководителя оперной труппы Кировского театра негласно входила работа менеджера труппы, администратора, своего рода посла, которому удавалось налаживать деловые, творческие отношения, завязывать новые, убеждать, вдохновлять… Благодаря его сверхъестественной энергии и умению распоряжаться огромными творческими возможностями труппы, при этом неустанно совершенствуя ее мастерство в освоении выбранного им репертуара, Кировскому театру удалось сделать те первые шаги, которые открыли его триумфальное шествие по всему миру. Менее 10 лет потребовалось Валерию Гергиеву для того для того, чтобы искусство Кировского театра приобрело высокую международную оценку и восторженное признание.

В 1996 году Валерий Гергиев Указом Президента РФ Бориса Ельцина был назначен художественным руководителем–директором Мариинского театра. С тех пор коллектив Мариинки обрел новую, еще более динамичную жизнь, о которой стало известно повсеместно.


За прошедшие десять лет (1996-2006) благодаря усилиям В. Гергиева, его художественному и административному таланту театр стал одним из ведущих коллективов мира, а мариинский оркестр заслужил единодушное признание критики как интерпретатор русской и западноевропейской классики.
Заданный маэстро Гергиевым сверхдинамичный темп творческой жизни труппы, позволил театру в кратчайшие сроки невероятно расширить репертуарную афишу. Число премьерных спектаклей, поставленных за один сезон, достигало цифр 4, 6, а в 2004–2005 годах – 7 , в 2002–2003 годах – 9. И это только оперы! Репертуарная политика Валерия Гергиева была направлена как на сохранение классического наследия, так и на обновление афиши в соответствии с уровнем мировых сцен. Особое внимание уделялось произведениям русской оперной классики. Уникальный опыт был предпринят в постановках шедших подряд двух редакций замечательной оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (1995) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1996, совместно с Новой Оперой Израиля). Мариинский театр за этот период заслужил право именоваться «Домом Прокофьева»: сегодня это единственный театр в мире, который по воле Гергиева обратился ко всем восьми операм композитора.

Заметное место в репертуаре заняли образцы зарубежной оперной музыки, которые стали исполняться на языке оригинала (эта традиция исполнения, принятая во всем мире, была привнесена в Мариинский театр Гергиевым). Особая заслуга маэстро – в освоении вагнеровского репертуара и тем самым в деле возвращения музыки немецкого композитора на российскую оперную сцену. Осуществленные им постановки опер Вагнера вернули Санкт-Петербургу известность одной из мировых вагнеровских столиц. На мариинской сцене прозвучали «Парсифаль» (премьера в Мариинском – 1997), «Летучий голландец» (1998), «Лоэнгрин» (1999). Впервые в России В. Гергиев осуществил постановку всей тетралогии «Кольцо нибелунга» на языке оригинала (2003, работа велась с 2000 года). Премьера полной постановки «Кольца» в концепции Валерия Гергиева и Георгия Цыпина стала событием всероссийского масштаба. По словам маэстро, еще несколько лет тому назад трудно было предположить, чтобы российский театр смог представить всю тетралогию… Версия Мариинского театра настолько же русская, насколько и интернациональная. Мы не замыкаемся в узких рамках, а стараемся вызвать в воображении те образы, которые могли владеть умами и две, и три тысячи лет тому назад... Мы все живем сегодня в едином мировом пространстве и при этом упорно стараемся не потерять связь с нашими собственными корнями.


Европейская премьера в Фестшпильхаусе (Баден-Баден) тетралогии Вагнера в исполнении мариинской труппы под руководством Гергиева была отмечена германскими СМИ как поистине «историческое событие в музыкальной жизни».


В последнее десятилетие заметно расширился и балетный репертуар театра, на сцене которого наряду с выдающимися спектаклями прошлых лет («Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Ленинградская симфония») были восстановлены отреставрированные по сохранившимся балетным «стенограммам» классические постановки М.Петипа («Спящая красавица», «Баядерка») и балеты М. Фокина («Шопениана», «Шехеразада», «Жар-птица», «Петрушка», «Лебедь», «Половецкие пляски»), появилась коллекция шедевров Дж. Баланчина («Аполлон», «Серенада», «Симфония До мажор», «Тема с вариациями», «Tchaikovsky Pas de Deux», «Драгоценности», «Блудный сын», «Четыре темперамента», «Вальс», Фортепианный концерт ? 2»), балеты на музыку Стравинского («Весна священная», «Свадебка»), а также новые хореографические версии «Щелкунчика» и «Золушки». Балетная афиша пополнилась также спектаклями в постановке известных западных хореографов: К. Макмиллана, Дж. Ноймайера, У. Форсайта.


За время руководства театром Валерию Гергиеву удалось вырастить в Мариинском плеяду певцов мирового уровня, с огромным успехом выступающих сегодня в оперных театрах по всему свету. Уже в начале 1990-х маэстро открыл талантливых и перспективных солистов, составивших со временем основу оперной труппы театра. Гергиев не боялся делать ставку на новые силы театра. В числе солистов, исполняющих ведущие партии в «Хованщине» (впервые транслируемой телевидением на всю страну), были молодые певцы кировской труппы: Ольга Бородина (Марфа), Елена Прокина (Эмма) и Геннадий Беззубенков (Хованский) и другие. Рискованное предприятие превратилось в сенсацию и открытие новых оперных голосов. Гергиев верил в талант многих из них тогда, 15 лет назад, а сегодня их мировой успех – благодарность маэстро за абсолютное доверие к ним, возможность работать вместе с кировской-мариинской оперой под его руководством. Первые выступления в премьерных спектаклях театра для некоторых из певцов становились звездным часом, началом международной карьеры. Вот несколько примеров: в постановке Э. Мошински оперы «Отелло» в 1991 году блестяще выступил Владимир Галузин, в опере «Огненный ангел» в режиссуре Д. Фримана, также появившейся на сцене театра в 1991 году, партию Ренаты исполнила Галина Горчакова (сегодня с ее именем многие связывают второе рождение оперы Прокофьева на отечественной сцене, в свою очередь выступление Горчаковой на сцене Альберт-холла в этой же партии открыло ей путь во все оперные театры мира). Ольга Бородина произвела сенсацию на гастролях в 1991 году кировской труппы в Испании, исполнив главную партию в опере М. Мусоргского «Саламбо». Новой гордостью оперной труппы театра стала Анна Нетребко. После исполнения ею одной из лучших своих ролей на мариинской сцене – партии Наташи («Война и мир», режиссер А. Кончаловский, 2000), о таланте Нетребко узнал весь мир. Эту партию певица исполняла на сценах мадридского театра «Реал», миланского «Ла Скала», Лондонского королевского оперного театра «Ковент-Гарден», на Московском Пасхальном фестивале.

Развивая идею высокопрофессиональной, артистической смены и преемственности традиций, в театре по предложению Валерия Гергиева создали Академию молодых певцов (1998) и Молодежный филармонический оркестр (1999). Талантливая молодежь стала получать уроки мастерства в процессе каждодневной работы театра. Включаясь в слаженную систему театрального дела, академия и Молодежный оркестр сделались для Мариинки важным, необходимым подспорьем.

География гастрольных выступлений труппы Мариинского театра под руководством В. Гергиева охватила Старый и Новый Свет. Имя Мариинского стало известно во всех странах Европы, в Латинской Америке и США, в Китае, Японии и Австралии. Летние гастроли мариинской труппы в Лондоне на прославленной сцене Королевского театра «Ковент-Гарден» стали традиционными, после того как в 2000 году Кировский театр (Kirov Opera/Kirov Ballet), как до сих пор его называют за рубежом, произвел настоящий фурор. Британская пресса писала о спектаклях как о революции, которую совершили русские исполнители в истории их гастролей на Западе (после Дягилевских сезонов в Европе и выступлений Большого театра на лондонской сцене «Ковент-Гарден»в 1956 году). Мариинский театр также стал постоянным участником престижнейших международных фестивалей, в числе которых известные музыкальные форумы в Зальцбурге и Баден-Бадене.

По инициативе маэстро мариинская труппа значительно расширила карту своих выступлений и в городах России – это Ярославль и Кострома, Нижний Новгород и Вологда, Челябинск и Екатеринбург, Тюмень и Ханты-Мансийск, Рыбинск, Омск, Северск, Томск и многие другие. Отдельный маршрут составляют города Ленинградской области.

Валерий Гергиев представляет собой уникальный тип музыканта-руководителя, высочайшее дирижерское мастерство которого переплетается с широкой музыкально-общественной деятельностью.

Он – частый гость Санкт-Петербургского государственного университета, с 2001 года – его почетный доктор. Благодаря взаимной творческой инициативе с ректором Л. Вербицкой, Мариинский театр и прославленный вуз с 2000 года объединяет тесная дружба – творческий коллектив Мариинки с воодушевлением выступает перед молодой аудиторией университета. Традицию общедоступных концертов и творческих встреч для студенчества В. Гергиев поддерживает и в стенах МГУ в дни гастролей коллектива театра в столице.

Совместно с М. Пиотровским, возглавляющим один из крупнейших музеев мира, Гергиев объединил в творческий союз два бесценных достояния не только российской, но и всей мировой культуры – Государственный Эрмитаж и Мариинский театр. Еще до подписания договора в 2003 году о сотрудничестве и реализации совместных проектов Мариинка совместно с Эрмитажем осуществили ряд уникальных культурных акций, получивших большой общественный резонанс. В числе этих акций – серия общедоступных концертов на Дворцовой площади с участием звезд Мариинского театра (с 2001), мероприятия, посвященные столетию великого хореографа Джорджа Баланчина (2004). Возрождая музыкальные традиции петербургского пригорода, Эрмитаж и Мариинский театр провели фестиваль «Большой вальс в Павловске» (2003), а в Новгороде, где Эрмитаж представил выставку «Святой Александр Невский – покровитель Санкт-Петербурга», труппа Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнила ораторию С. Прокофьева «Александр Невский» (2003).

В фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002), ставшем поистине уникальным явлением в художественном кинемато-графе, Государственный Эрмитаж и оркестр Мариинско-го театра, возглавляемый Гергиевым, оказались главными героями.

Под руководством В. Гергиева Мариинский театр выступил с инициативой проведения спектаклей под открытым небом в исторических центрах Ленинградской области. Впервые, стремясь расширить географическое пространство своих постановок, коллектив Мариинского театра во время Х Международного фестиваля «Звезды белых ночей» выступил в стенах Выборгской крепости, представив зрителям оперу М. Мусоргского «Борис Годунов» (2002). Уникальная акция показа спектаклей в естественных декорациях, адресованная прежде всего жителям северо-западного региона, была поддержана договором о сотрудничестве между Мариинским театром в лице художественного руководителя–директора В. Гергиева и правительством Ленинградской области в лице губернатора В. Сердюкова (подписан в 2004 г.). Традиция выступлений мариинской труппы за пределами Петербурга продолжена в Ивангороде и Калининграде. В 2005 году, в Тихвине, у стен Богородицкого монастыря Мариинский театр представил оперу Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в честь возвращения в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери. За дирижерским пультом стоял В. Гергиев. «За идею освоения старинной архитектуры и пленэра как нового театрального пространства и воплощение оперной классики, отечественной и мировой, в Выборгском замке, крепости Ивангорода, Тихвинском монастыре, Московском Кремле» Мариинский театр в июле 2006 года был удостоен специального приза высшей театральной награды Петербурга «Золотой софит».

В. Гергиеву принадлежит идея проведения российского премьерного показа фильма «К-19» в стенах Мариинского театра (6.10.2002) – маэстро вместе с мариинским оркестром записал музыку к этой американской кинокартине о трагической судьбе российской подводной лодки.

В 2003 году, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга и 220-летия Мариинского театра, Валерий Гергиев приветствовал гостей этих торжеств на XI фестивале «Звезды белых ночей», составив, пожалуй, самую обширную праздничную программу. В рамках фестиваля, продолжавшегося в течение трех месяцев, выступило небывалое количество всемирно известных оркестров: симфонический оркестр Мариинского театра и Венский филармонический оркестр с Валерием Гергиевым, оркестр «Метрополитен-опера»с Джеймсом Ливайном, Оркестр Израильской филармонии с Зубином Метой, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» с Юрием Башметом, оркестр Елисейских Полей с Филиппом Херревеге, Роттердамский филармонический оркестр, Венский струнный оркестр, симфонические оркестры Мельбурна, Бамберга и Бильбао, Загреба и Лахти, симфонический оркестр «Краковия» и оркестр и хор Шведского радио, а также известные оперные и балетные труппы, выдающиеся инструменталисты. Незабываемым событием стало выступление Всемирного оркестра мира, объединившего музыкантов многих стран. Продолжая идеи сэра Джорджа Шолти, основателя коллектива, Валерий Гергиев с особым вдохновением дирижировал этим единственным в своем роде оркестром, исполнившим программу из произведений Ф. Мендельсона, Р. Штрауса, С. Прокофьева и И. Стравинского. В центре внимания, помимо представленного концерта на Дворцовой площади в Петербурге, а также программ в Москве и городах северо-западного региона, стал уникальный Гала-концерт «300 лет Санкт-Петербургу» в Мариинском театре, на котором присутствовали главы более 40 государств. Под управлением Валерия Гергиева выступили выдающиеся солисты оперы (О.Бородина, Д.Хворостовский, В. Галузин, В. Герелло, А. Нетребко, Н. Путилин, П. Доминго, Р. Флеминг), мариинской балетной труппы (Д. Вишнева, И. Зеленский, С. Захарова, Ф. Рузиматов), а также хор и оркестр Мариинского театра.

В сезоне 2004/2005 г. Гергиев стал инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни». Под руководством маэстро состоялись концерты в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.

В 2005 году, в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, он организовал по образцу молодежных оркестров мира Объединенный молодежный оркестр стран-участниц Второй мировой войны, в который пригласил молодых талантливых музыкантов из оркестра Мариинского театра, а также оркестров стран СНГ, Европы и Америки. Выступление этого коллектива, исполнившего Седьмую, «Ленинградскую», симфонию Д.Шостаковича в Большом зале Московской консерватории, а также принявшего участие в концерте 9 мая на Поклонной горе, стало одним из особо значимых событий в дни IV Московского Пасхального фестиваля, приобретая не только музыкальное, но и символическое значение: объединенный оркестр ассоциировался с идеей международного единства, как зримая материализация слов о примирении.

Открытие нового Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это — единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ.

Здание нового Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году на этом месте был построен Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров, перешедший в ведение Мариинского в 1917 году. Более ста лет в этом здании создавались уникальные декорации к спектаклям, многие из которых до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Декорационный зал связан с именами Александра Головина, Константина Коровина, Александра Бенуа, Ивана Билибина, Федора Федоровского, Симона Вирсаладзе – театральными художниками, в разное время писавшими декорации для Мариинского театра.

Мариинский театр и его новый Концертный зал объединяет также имя Виктора Шретера – главного архитектора дирекции Императорских театров. Именно по его проекту было возведено здание Декорационного магазина, а десятью годами раньше он явился автором реконструкции Мариинского театра. Шретер был поистине театральным архитектором. Среди его творений здание оперного театра в Киеве, театры в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Иркутске, Тифлисе.

Он был мастером рационального направления в русской архитектуре конца XIX века, зачинателем так называемого «кирпичного стиля».

По своей значимости здание Декорационного магазина и зала представляет собой историческую, научную, художественную и культурную ценность. Как памятник архитектуры оно зарегистрировано в «Списке объектов культурного наследия».
 

В сентябре 2003 года в здании Декорационных мастерских вспыхнул пожар, который уничтожил практически все хранившиеся там костюмы и декорации и повредил здание настолько, что, казалось, его невозможно восстановить. Однако маэстро Гергиевым было принято решение построить на месте старого здания мастерских новый Концертный зал, сохранив уцелевший в огне благородный фасад Шретера. Сейчас старый фасад восстановлен со всей бережностью, с сохранением всех декоративных элементов вплоть до воссоздания исторических надписей. Вместе с этим с противоположной стороны, которая выходит на ул. Декабристов, сооружен новый фасад, который является своеобразным олицетворением архитектуры нового, ХХI века. По замыслу Ксавье Фабра – автора проекта нового Концертного зала, его архитектурные особенности будут органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего».

Концертный зал возведен с учетом всех новаций последнего времени. В здании расположен уникальный зал с деревянной акустической облицовкой и предусмотрены все необходимые инженерные системы. В отношении технологий и акустических качеств, и в этом заслуга г-на Тойоты, новый зал сравним с лучшими концертными площадками мира, такими как концертные залы в Люцерне, Саппоро и Бирмингеме, Берлинская филармония, Гевандхауз в Лейпциге или Дисней Холл в Лос-Анджелесе. В новом зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого данного вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены дает возможность вариативного расположения оркестровых групп или формирования оркестровой ямы. Зал также может использоваться и для полусценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок.

Новый зал рассчитан на 1000 мест. В нем будут проходить симфонические концерты не только Мариинского театра, но и оркестров, приезжающих в Петербург на гастроли.

Невозможно перечислить все, что успел за эти годы интенсивнейшей творческой деятельности охватить Валерий Гергиев – дирижер, руководитель, менеджер. Имя Гергиева приобрело мировые масштабы. Трудно предположить, сколько еще будет у него новых идей и творческих акций, уникальных проектов, фестивалей, мировых премьер с возрождением забытых партитур, международных гастролей и конечно же неповторимых выступлений за дирижерским пультом. Конечно, маэстро не остановится на сделанном, очевидно также, что все будет осуществляться во имя и во славу Мариинского театра.

У Валерия Гергиева новые планы – его расписание заполнено на несколько лет вперед. Одно из главных дел сегодняшнего дня связано с реконструкцией театра: многообразный репертуар, включающий около ста оперных и балетных постановок, проведение масштабных международных фестивалей и форумов, насыщенные программы концертов, идеи театральных экспериментов – все это требует расширения территориальных границ театра, наличия второй сцены и модернизации технологического процесса.

Обновленный Мариинский театр позволит снова собирать многочисленных зрителей, знатоков и любителей музыкального искусства, он по-прежнему будет открыт для выступления ведущих мировых исполнителей, многие из которых не просто личные друзья и достойные коллеги Гергиева, но и безгранично талантливые личности, ярчайшие звезды музыки. Среди них – дирижеры и инструменталисты Ю. Башмет, Р. Мути, Д. Нозеда, М. Плетнев, В. Репин, Э.-П. Салонен, А. Торадзе, В. Фельцман, Ю. Франтц, М. Хонек, М. Шостакович, К. Эшенбах, М. Янсонс, П. Ярви, солисты мировой оперной сцены О. Бородина, В. Галузин, П. Доминго, Р. Папе, Р. Флеминг, Ф.Фурланнето и другие. Все они – частые гости фестиваля «Звезды белых ночей», охотно соглашающиеся приехать и выступить в Мариинском. Их участие в петербургских концертах и спектаклях, а также в совместных постановках за рубежом служит выражением доверия к Валерию Гергиеву, признания его удивительных возможностей как дирижера и руководителя ведущего российского музыкального театра. Коллеги остаются верны маэстро, преклоняясь перед его самоотверженным служением российской культуре и всему мировому музыкальному искусству.

Ольга Бородина так говорит о маэстро:
Гергиев – гений. Думаю, вряд ли найдется тот, кто бы возразил. Как ни крути – это огромная личность. И на нем держится все. <...> Он фантастический дирижер. Я ни в ком больше не встречала столь мощную лавину энергии. Работая с ним, переживаешь состояние близкое к эйфории.

Меня поражает его работоспособность. Я бы окрестила его «человеком без усталости». Кажется, что он никогда не устает и его энергия, если вообще и способна иссякнуть, то только под утро. В отличие от многих сильных мира сего он не эгоист, потому как интересуется людьми, которые вокруг него. Любит открывать новые таланты. Умеет заставить что-то сделать, поверить в себя. И, как человек с безупречной музыкальной интуицией, всегда оказывается прав. Вероятно, если бы я не ощущала его уверенности во мне, то навряд ли из меня что-то бы получилось…

Для меня он остается первым дирижером, и не только потому, что он был действительно первым, с кем свела меня судьба. Мы начинали наш путь в музыке вместе: создав заново Мариинский театр, он создал семью, к которой я принадлежу и в которую приятно возвращаться снова и снова.

А вот слова Юрия Башмета:

Валерий Гергиев – явление уникальное. Это редкий дар, когда в одном человеке так органично сочетается талант музыканта и организатора. Он обладает какой-то космической энергией. Любой проект, за который берется Гергиев, «обречен» на успех.

По первому же зову Валерия Гергиева я спешу к нему, чтобы вместе пережить на сцене счастливые мгновенья. Происходящий при этом обмен энергетикой, совместная импровизация побуждают музицировать с глубоким чувством, которого мы не стесняемся. И возникают вещи невероятные… В Гергиеве-человеке я ценю прежде всего то, что он человек слова. Его принцип: «Пообещал – выполни!» Он конфликтует с людьми, даже великими мира сего, если они этому принципу не следуют. К тому же он бешено талантлив.

Вадим Репин говорит о Гергиеве так:
Все, что осуществляет Гергиев, он делает с огромным размахом – дружит, проводит фестивали, дирижирует, выстраивает репертуар. Мне по душе сочинения крупной формы, продолжительные, драматургически значимые. Валерию – тоже, и тут мы сходимся. Его гигантское вдохновение полнее всего раскрывается в произведениях, авторы коих заняты глобальными проблемами бытия. Валерий и сам человек глобальный.
Мне кажется, он один из немногих людей в искусстве, кто готов взять на себя все, к чему обязывает его исключительное положение в современной культуре. Наверное, в этом, помимо неиссякаемой энергии, и кроется уникальность таланта Гергиева.

Дмитрий Хворостовский пишет о В. Гергиеве:
Я считаю, что все мы должны отдавать себе отчет в том, что являемся современниками одного из величайших музыкантов нашего столетия. Будучи еще в молодом возрасте, он сумел о себе заявить, и сейчас уровень его дирижирования настолько высок, что я, пожалуй, не назову никого, кто мог бы затмить его.

Александр Торадзе вспоминает:
Гергиев дружил с моим отцом, грузинским композитором Давидом Торадзе, безвременно скончавшимся вскоре после того, как в моей жизни произошла трагедия: не желая мириться с нанесенными мне обидами, я покинул Родину и обосновался в Америке. Валерий оказался первым, кто меня нашел и поддержал, хотя для него это было небезопасно. Ведь его положение тогда не было столь могущественным, как ныне, но смелость ему была свойственна в той же степени, как сейчас. Тогда мы крепко подружились и сейчас очень много музицируем вместе. Своей жизни без присутствия в ней Валерия Гергиева я не мыслю.

Художественные достижения маэстро по достоинству оценены публикой, прессой, музыкальной общественностью в России и за рубежом. Валерий Гергиев – народный артист Северо-Осетинской АССР (1980), России (1996), Украины (2004). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат Государственных премий России (1994 и 1999). В 1994 году жюри международной организации «International Classical Music Awards» присвоило ему титул «Дирижер года». Неоднократно ему, как лучшему дирижеру года, присуждалась Всероссийская театральная премия «Золотая маска» (с 1996 по 2000 г.).

За лучшие дирижерские работы в 1997, 1998, 2000, 2003 годах Валерий Гергиев удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 1997 году удостоен премии имени Д.Д. Шостаковича. В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру компания «Philips Electronics»вручила ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Дважды был удостоен Российской оперной премии «Casta Diva»: как «Лучший оперный дирижер» за спектакль «Парсифаль» (1998) и за постановку «Кольца нибелунга» в номинации «Событие года» (2003). В 1999 году ему была вручена Царскосельская художественная премия «За верность музыкальным традициям и новаторство». В 2000 году был награжден орденом Дружбы. В том же году получил звание лауреата независимой Российской премии в области литературы и искусства «Триумф». Валерий Гергиев удостоен высшей награды Республики Армении – ордена Святого Месропа Маштоца (2000), а также правительственных наград: Германии – Крест первого класса «За заслуги» (2001), Италии – орден «Почетный кавалер» (2001), Франции – орден «LґOrdre des Arts et des Lettres» (2003), Финляндии – Командорского знака ордена Финского Льва (2006), Украины – орден Святого князя Владимира (как лучший дирижер современности), орден Ярослава Мудрого V степени (2006). В 2002 году ему присуждена премия Президента РФ «За выдающийся творческий и научный вклад в развитие искусства и науки». В марте 2003 года удостоен почетного звания «Артист мира ЮНЕСКО». В апреле 2003 года награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В июне 2003 года Патриарх всея Руси Алексий II наградил Валерия Гергиева орденом Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени за участие в благотворительных и культурных программах Русской Православной церкви. Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

В ноябре 2003 года Гергиеву присуждена премия «Национальная гордость России» в номинации «За выдающийся личный вклад в развитие культуры» и высшая общественная награда – Российская премия «За труды и Отечество». В январе 2004 года за преданное служение искусству и вклад в общение между культурами Гергиев удостоен награды «Хрустальный приз», которая была вручена ему Всемирным экономическим форумом в Давосе. Валерий Гергиев удостоен также ордена Данакер, врученного Правительством Республики Кыргызстан. В сентябре 2005 года Королева Нидерландов Беатрикс удостоила Валерия Гергиева звания Рыцаря ордена Нидерландского Льва (Knight of the Order of the Dutch Lion) за «исключительный характер, международное значение и всемирный масштаб его музыкальной деятельности». В ноябре 2005 года Валерий Гергиев стал лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии «Polar Music Prize»за «уникальное, электризующее музыкальное мастерство, которое становится все глубже и заставляет нас переосмысливать наши отношения с великой традицией», а в феврале 2006 года – лауреатом премии имени Герберта фон Караяна, учрежденной музыкальным фестивалем в Баден-Бадене: художественный руководитель и директор Мариинского театра был признан «одним из важнейших культурных деятелей нашей эпохи», в заявлении фестиваля также говорится, что «Валерий Гергиев определил новые стандарты интерпретации произведений итальянских, немецких и в первую очередь русских композиторов». В этом же году Валерий Гергиев был удостоен японской награды «Record Academy Award» за запись цикла всех симфоний Прокофьева с Лондонским симфоническим оркестром. В марте 2006 года Валерию Гергиеву вручена премия Фонда американо-российского культурного сотрудничества (American-Russian Cultural Cooperation Foundation) за большой вклад в развитие культурных связей России и США. В ноябре 2006 года император Японии удостоил Валерия Гергиева высокой награды – ордена «Восходящего солнца». В апреле 2007 года ему была вручена высшая награда Франции – орден «Почетного легиона». В мае 2007 года Валерий Гергиев был удостоен приза «Academie du disque lyrique» за запись русских опер. 27 мая 2007 года Валерию Гергиеву присуждено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

М. КАЗАНКОВА



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Валерий Гергиев. Человек столетия. Часть 2." показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: http://www.biograph.ru
2011-07-13



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0