В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена - Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь
Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам
писал впоследствии, «желание танцевать было
для меня столь же естественным, как дышать».
В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят
в Мариинекий театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение
премьера. Он исполнял многие партии академического
репертуара и был партнером
таких блистательных балерин, как М.Ф.Кшесинская,
О.И.Преображенская, А.П. Павлова, Т.П. Карсавина.
Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные
партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра.
В 1907 году
он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и
Юноши в «Шопениане» В постановке М.М.Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете
«Талисман» Дриго в постановке Н.Г.Легата.
И тем не менее в 1911 году Нижинский был
уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А.Н.Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер
вызвал раздражение у сидевших в ложах членов
царствующей семьи. Его не смогло защитить от
увольнения даже то, что к этому времени он был
одним из известнейших танцовщиков русского
балета.
Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным
танцовщиком в труппе С.П.Дягилева. Впервые
он участвовал в «Русских сезонах» в Париже
еще в 1909 году и сразу же занял ведущее положение в труппе.
Именно тогда вместе с Дягилевым Нижипс_
кий совершил турне по городам Европы, и вея.
де его сопровождал триумфальный успех. В труппе Дягилева Нижинский воплотил главные свои
роли - в балетах «Карнавал» и «Шехерезада»,
(1910), «Видение розы», «Петрушка». Теперь уже
никто не мешал ему создавать и по-своему интерпретировать классические партии.
В 1912 году Нижинский поставил для труппы Дягилева балет «Послеполуденный отдых
фавна», где блестяще исполнил главную роль, в
1913 г. - «игры» К.Дебюсси и «Весну священную» И.Стравинского.
Постановки Нижинского получили противоречивые оценки и Вызвали резкие споры публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны
академического репертуара, отрицали пластичную живописность фокинских постановок, предвосхищая будущие Поиски балетного театра середины ХХ века. Для стиля Нижинского были
характерны экспрессия и сила движений, тщательная отточенность каждой позы, неожиданность пластических решений. В 1914 году Нижинский организовал в Лондоне собственную труппу. Но в 1916 г. он возвратился в труппу Дягилева и поставил там для
американских гастролей балет «Тиль Уленшпигель» на музыку Р.Штрауса. Как танцовщик
Нижинский создал искусство мужского танца,
сочетая высокую технику прыжка и пируэта с
выразительностью пластики и пантомимы.
Но сценическая жизнь Нижинского внезапно оборвалась из-за неотвратимой болезни. 26
сентября 1917 года он последний раз вышел на
сцену. Поселившись с семьей в швейцарском
городе Сен-Мориц, Нижинский пытался организовать там балетную школу, но не смог этого
сделать, поскольку болезнь прогрессировала слишком быстро.
В 1919 году он написал «Дневник Нижинского», изданный в Париже в 1953 году, где попытался передать свои ощущения от надвигавшегося недуга. Все последующие годы Нижинский переезжал из города в город, обращался к
различным врачам. Но болезнь оказалась сильнее, и вернуться к нормальной жизни он так и
не смог. На протяжении последующих тридцати
лет Нижинский сменил не одно психиатрическое отделение ведущих клиник Европы.
Во время второй мировой войны Нижинский с женой находился в Венгрии, а после ее
окончания переехал в Австрию. Вскоре после
войны Нижинский посетил концерт, где выступала Галина Уланова.
Жена Нижинского Ромола заметила, что на каждое движение балерины
он отвечал чуть заметным кивком.
Спасти танцора уже ничто не могло, и 8 апреля 1950 года Нижинский умер. Вскоре его прах
перевезли в Париж и похоронили на кладбище
Монмартра рядом с могилой М.Фокина.
Искусство Нижинского до сих пор не забыто.
В 1971 году Морис Бежар посвятил его драматической судьбе балет «Нижинский, клоун божий».
Существуют многочисленные скульптурные изображения Нижинского. Запечатлено его замечательное искусство и на фотографиях. Не так давно в России ВЫШЛИ из печати его дневники.
Живете в Красноярске и хотите порадовать любимую приятным сюрпризом? Нет ничего проще! Ведь в городе работает быстрая доставка цветов Красноярск.
Розы, лилии, ромашки и фиалки... Цветы на любой вкус и цвет. Ваша
желанная будет вне себя от радости от такого замечательного подарка.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вацлав Нижинский. Клоун Божий"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.