Петербургская
консерватория
была
основана
Русским музыкальным
обществом (РМО) по инициативе выдающегося пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Официальное
открытие
Консерватории состоялось 8 (20) сентября 1862 года - через пять лет после смерти
первого классика русской
музыки Михаила Глинки и через три года после открытия Русского
музыкального общества, под патронатом великой княгини Елены Павловны.
Рубинштейн
подавал
прошение об открытии Музыкального института на базе Академии художеств, при которой с 1764 г.
существовало Воспитательное училище с преподаванием музыки и танцев, еще десятью годами ранее. Однако новое учебное
заведение при РМО удалось открыть лишь после
сбора по всей России необходимых средств. Консерваторией оно было
названо
впервые императором Александром II, что значительно возвысило его статус
по
сравнению с прежним (Музыкальное училище РМО).
Резонанс этого
события был столь велик, что даже в частных домах преподавание музыки
приняло
совершенно иной характер. Не будучи государственным учебным заведением,
Консерватория в некоторых отношениях была приближена к ним: выдавались
дипломы
на звание свободного художника и право окончивших Консерваторию на
причисление
к почетным гражданам. Первым артистическим директором был назначен А.
Рубинштейн (1862-1867, 1887-1891), которому сразу же был пожалован чин
действительного статского советника ("штатского генерала"). И он
оправдал это высокое звание, посвятив себя упорядочению
профессионального
образования для музыкантов.
Масштаб личности
А. Рубинштейна всесторонне раскрылся также в его композиторском
творчестве,
явившемся точно на середине XIX века. Величие исполнительского облика
Рубинштейна признавалось прижизненно и не померкло поныне. Его портрет
за
роялем, выполненный выдающимся художником И. Крамским во время
вдохновенного
музицирования, и сейчас является символом исполнительской мощи, как бы
благословляя новые поколения музыкантов, выступающих в Малом зале
Консерватории.
Уникальность
Исторических концертов фортепианной музыки, проведенных Рубинштейном в
1885-1886 гг., сохраняет непреходящее значение грандиозностью
концертного
цикла, в котором он "создавал своих предшественников" и заканчивал
старшими современниками: Шопеном (с неповторимой трактовкой Сонаты
си-бемоль
минор), Шуманом, Листом (всего было исполнено 877 пьес 57 композиторов
XVI -
2-й пол. XIX вв.).
В дальнейшем
Консерваторию возглавлял Н. Заремба, авторитетный ученый в области
музыкально-теоретических предметов, М. Азанчевский - ему принадлежит
честь
создания научной библиотеки Консерватории на основе коллекции раритетных
зарубежных изданий. Более десяти лет был директором выдающийся музыкант
К.Давыдов (1876-1887) - основоположник петербургской школы
виолончелистов,
прославленный исполнитель - солист и ансамблист, организатор классов
оркестровой игры и квартета, а также оперного класса (в Музее
Консерватории
есть прекрасная фотография его руководителя со студентами в театральных
костюмах). Карл Давыдов вошел в историю Консерватории и как автор Устава
1878
г., который считают главным достижением его директорства. Но еще ранее, с
первого года существования нового учебного заведения, он был приглашен
не
только как профессор класса виолончели, но и истории музыки - что было
связано,
очевидно, с его университетским образованием, полученным в Москве по
физико-математическому факультету, оконченному в 1858 г.
Диплом
Петербургского университета по той же специальности имел и его преемник
А. Фаминцын - профессор истории музыки и эстетики в 1866-1872 гг. Эта
традиция поддерживалась и в дальнейшем - вспомним имена Л. Саккетти, В.
Каратыгина, а в советское время - А. Оссовского, Б. Асафьева,
Ю. Тюлина, И. Соллертинского, преподававших историко-теоретические
предметы на специальном факультете, организованном в 1925 г.
В первый год
существования Консерватории было принято 179 учеников, в дальнейшем -
более
200. Профессорами были выдающиеся музыканты: фортепиано - А. Рубинштейн,
Ф. Лешетицкий, А. Герке; скрипки - Г. Венявский, Л. Ауэр;
виолончели - К. Шуберт, К. Давыдов, флейты - Ц. Чиарди, арфы -
А. Цабель; вокальные классы - Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди;
теории композиции - Н. Заремба и др. Гордостью русского исполнительского
искусства явились воспитанники Консерватории: пианистка А. Есипова,
виолончелист А. Вержбилович, певица Е. Лавровская, бас Ф. Стравинский
и многие другие.
Первым
выпускником-композитором,
окончившим Консерваторию с большой серебряной медалью
в 1865 г., был Петр Чайковський. Имя великого русского
композиторавысечено
первым на почетной мраморной доске в
преддверии Малого зала (Зала квартетных собраний), а в фойе Оперной
студии
установлена скульптура В. Беклемишева, изобразившего сидящего
композитора с
раскрытой партитурой в руках.
В
1888-1889 гг.
А. Рубинштейн впервые провел блистательный
курс по истории фортепианной литературы, который предназначался не
только для
пианистов старших курсов, но и для теоретиков,
преподавателей частных школ и вольных слушателей, с
которых
взималась
плата.
Плеяду первых
музыкантов-ученых открывает в Консерватории Николай Иванович Заремба
(1821-1879), преподававший теорию композиции (1862-1871) и давший миру
Чайковского. Очевидна основательность гуманитарной образованности
Зарембы
(окончил юридический факультет Петербургского университета) и
музыкальной
(занимался как пианист у А. Герке и как виолончелист у И. Гросса).
Фундаментальное теоретическое образование получил в Берлине, у мэтра
теории
музыки, автора известного учебника, А.-Б. Маркса, преданность которому
иногда
вызывала неудовольствие учеников. Но судя по сохранившимся в нашем Музее
документам, это был уважаемый человек, 50-летие которого было отмечено в
Консерватории роскошным альбомом с фотографиями и автографами
сослуживцев
(1871), а также избранием его Почетным членом РМО (1874).
Один из его первых
учеников, Александр Иванович Рубец (1837-1913), в год окончания
Петербургской
консерватории начал преподавать элементарную теорию музыки и сольфеджио
(1866-1895), а также руководил хоровым классом, за что был удостоен
звания
профессора II степени.
Историю музыки и
эстетику (1866-1872) после К. Давыдова преподавал Александр Сергеевич
Фаминцын (1841-1896), окончивший Петербургский университет,
физико-математический факультет, имевший музыкальное образование и два
года
стажировки в Лейпцигской консерватории (1862-1864).
С
приглашением
Римского-Корсакова в Консерваторию в 1871 г. начинается новый этап в
формировании
профессионального композиторского и теоретического образования. 27-летнийпрофессор кафедры теории
композиции и инструментовки,
руководитель оркестрового класса оказывал исключительное влияние на все
стороны
консерваторской жизни. Сразу же по окончанию его класса в
число консерваторской профессуры вступила блестящая
плеяда музыкантов: А. Лядов (1876-1914), Л. Саккетти
(1878-1916), Я. Витол (1886-1918), М. Штейнберг (1908-1946) - все
"долгожители" в стенах вуза, преподававшие около сорока и более лет.
"Музыкальное
творчество
есть высшая область проявления музыкального таланта и высшая отрасль
деятельности в музыкальном искусстве", - говорил Римский-Корсаков. Эта заповедь является основополагающей в толковании его взглядов и
методов профессиональной подготовки
композиторов. Композитор считал, что "всякий
талантливый художник должен быть одновременно и техником и поэтом", что
"одною техникою нельзя создать настроения, но ведь и одним поэтическим
чутьем нельзя создать произведения".
Римский-Корсаков подробно разработал систему профессионального
образования композиторов, которая основываласьна двух положениях: о решающем
значении для формирования музыканта жизненной практики и непременной
индивидуализации обучения одаренных учащихся. Теория композиции по сути
отождествлялась
с практикой композиции, "результаты которой... собраны в учебник".
В начале XX века
первым директором, который был избран Советом профессоров Консерватории,
а не
назначен дирекцией РМО, был выдающийся русский композитор Александр
Константинович Глазунов (1865-1936) - убежденный последователь
классических
традиций, бесконечно преданный Консерватории и способствовавший ее
расцвету в
труднейших исторических условиях. Трудно переоценить значение творчества
Глазунова, работавшего во многих крупных и камерных жанрах. Его балет
"Раймонда" и в наши дни остается одним из самых любимых публикой.
Переживает новую волну интереса музыка к драме К. Р. "Царь
Иудейский". Примером высочайшего профессионализма остаются глазуновские
партитуры Четвертой, Пятой, Восьмой симфоний, его скрипичный концерт,
камерно-инструментальная и вокальная музыка. На посту директора
Консерватории
Глазунов оставался в течение почти трех десятилетий с 1905 г., переживая
вместе
с ней перипетии новой культурно-исторической эпохи.
В 1918 г.
Консерватория становится государственным учреждением - она передана в
ведение
Наркомпроса. Ректором по-прежнему остается А. Глазунов, проректором -
музыковед
широкой эрудиции и блестящего гуманитарного образования (юридический
факультет
Московского университета) А. Оссовский.
В
числе ведущих
профессоров: певец И. Ершов, пианист Л. Николаев, а также истовый хранитель традиций
школы Римского-Корсакова композитор
М. Штейнберг. Как вспоминал позже о его классе видный композитор Ю.
Шапорин: "Штейнберг, как мне кажется, ставил своей задачей научить
инструментовать свое сочинение так, чтобы оно могло быть показано
Римскому-Корсакову,
который как бы незримо всегда присутствовал в классе. Сила его
доводов... была
настолько велика, что ни один из нас никогда не мог ему возразить. Более
того,
эта сила давала инерцию для последующих поколений музыкантов, нашедшую
свое
блистательное выражение в партитурах ученика Штейнберга - замечательного
композитора современности Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 12 мая 1926
г.
состоялся с триумфальным успехом симфонический дебют Шостаковича (Первая
симфония!).
Официально
олицетворяя собой академическое крыло Консерватории, молодой Шостакович в
музыкальной жизни Петербурга возникал на гребне волны современничества, и
первые публично исполненные сочинения выражали его авторскую позицию
наряду с
признанными лидерами авангарда: А. Лурье, Г. Поповым, П. Рязановым, Ю.
Тюлиным
и др.
Римский-Корсаков и
его школа остаются знаменем профессионализма последующих поколений
композиторов
и теоретиков вплоть до наших дней. Один из интереснейших фестивалей
современной
музыки, имеющий международный статус, но организованный и проходящий
более
десяти лет в Петербурге, так и называется: "От авангарда до наших
дней". А первоначальную "прописку" он получил в Музее-квартире
Римского-Корсакова (на Загородном проспекте, 26, в Санкт-Петербурге) и
начинался под его эгидой.
Петербургская Консерватория
сегодня
В настоящее время
Петербургская Консерватория имеет 7 факультетов: композиторский,
фортепианный,
оркестровый, вокально-режиссерский, дирижерский, музыковедческий,
народных
инструментов. Среди профессоров и воспитанников Консерватории -
прославленные
имена композиторов, дирижеров и режиссеров оперы, балетмейстеров,
пианистов,
вокалистов, оркестровых музыкантов. Значительна когорта
музыкантов-ученых.
В начале XXI века
Консерватория возрождает и приумножает традиции предшественников.
Возобновлены
Попечительский совет, создана Ассоциация выпускников Консерватории,
многие из которых
стали лауреатами престижных международных конкурсов, заняли видное место
в
мировой музыкальной жизни. Проводятся международные симпозиумы и
мастер-классы
как в стенах Петербургской консерватории, так и в разных странах, с
участием
профессуры, аспирантов и студентов. В течение многих лет поддерживаются
творческие связи с крупнейшими университетами и музыкально-учебными
заведениями
Гамбурга, Дрездена, Кельна, Вроцлава, Роттердама, Бостона, Бирмингема и
др. В
2001 году учрежден ежегодный фестиваль "Международная неделя
Консерваторий".
В 1995 году Указом
Президента Российской Федерации Санкт-Петербургская консерватория
внесена в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов
Российской Федерации.
Гордостью
Консерватории является историческое здание, построенное специально для
нее в
1896 г., Театр оперы и балета (ранее Оперная студия), Малый зал имени А.
К.
Глазунова, представший ныне в своем первоначальном блеске после
реставрации по
гранту Международного банка и поддержке Министерства культуры РФ, а
также мэрии
Санкт-Петербурга.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Санкт-Петербургская Консерватория"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.