Одним из самых выдающихся открытий в области
«инструментального строительства» первой половины XIX столетия - было создание
нового духового инструмента - саксофона, в котором а известной мере объединились
характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов. Мысль создать
новый духовой инструмент впервые зародилась во Франции, где вплоть до 1840 года
оркестры составленные из одних духовых инструментов и известные под именем
Harmonies или «Musiques militaires», представляли собою крайне несовершенное
объединение.
В оркестрах духовой музыки или, как их раньше называли,-
«хорах военной музыки», присутствовали два рода инструментов - медные и
деревянные духовые, которые в силу различных условий не могли создать
мало-мальски сносного представления об однородности звука и его единстве с
чисто-оркестровой точки зрения. Причиной тому служила слишком существенная
разница в окраске и звучании этих инструментов, которая в конечном итоге и
препятствовала им добиться необходимой стройности и соразмерности в звучании.
В те отдаленные времена наука об акустике была еще
чрезвычайно слабо развита, что сказывалось в деле инструментального
производства, и мастера в большинстве случаев до своих открытий доходили ощупью
и подчас вполне случайно. Таким образом, переворот, необходимость в котором
ощущалась достаточно остро, оказался -возложенным на мастеров инструментальной
промышленности. С развитием учения об акустике стало возможным разрешить вопрос
о новом инструментальном виде, который в дальнейшем явился бы достойным
представителем в этой области музыкального искусства.
Именно таким смелым новатором в данном направлении явился
сын знаменитого бельгийского инструментального мастера Шарля-Жозэфа Сакса
(1791-1865) - Адольф-Антуан-Жозэф Сакс. Новый инструмент, который был создан им
наряду со многими другими, получил имя своего творца и с тех пор стал
называться «саксофоном».
Адольф Сакс, обязанный своим дальнейшим музыкальным
развитием руководству дирижера и превосходного кларнетиста Валентина Бэндэра
(1801-1873), был сам отличным музыкантом и виртуозом на ряде инструментов.
Первые его усовершенствования в области деревянных духовых инструментов,
относящиеся к 1840 году, касались улучшения кларнета и бас-кларнета. Однако, по
складу своего ума Сакс был истым мыслителем в своей области и эта особенность
его дарования, естественно, привела его к мысли создать такой инструмент,
который бы восполнил известный и, к сожалению, весьма существенный пробел в
построении оркестра духовой музыки. Другими словами, Сакс поставил себе целью
построить новый вид инструмента, который по характеру своего звучания и окраске
тембра, явился естественной связью между обоими объединениями инструментов,
бывшими в то время во всеобщем употреблении. Этим «мостом», связавшим
деревянные духовые инструменты с медными, и оказался на первых порах саксофон,
который в дальнейшем, однако, так и не стал таковым. Он, как известно, пошел
«по другому пути», не заняв в оркестрах военной музыки первоначально
предназначавшегося для него места. Тем не менее, здесь же любопытно заметить,
что в некоторых полках старых армий пользовались иногда четырьмя саксофонами -
сопрано, альтом, тенором и баритоном, - в качестве добавочной и довольно
обособленной оркестровой единицы.
Увлеченный огромными трудностями поставленной перед собой
задачи. Сакс упорно продолжал свои исследования, стремясь открыть те данные,
которые дотоле были еще неизвестными науке о звуке, и добивался всеми
возможными средствами устранить те неясности, которые пресекали дальнейшее
развитие современного ему инструментального производства. Преодолевая
порожденные им же самим затруднения, Сакс, в конце концов, пришел к решению
задачи и нашел средство использовать свойства параболы, о чем до него никто
никогда и не помышлял.
Говоря техническим языком, саксофон проще всего определить
как «металлический кларнет» с трубкой широкого параболического сечения.
Парабола, как известно, образуется от рассечения конуса в любой его точке
параллельно его боковой .поверхности. Очертание полости этого разреза и есть
парабола, в соответствии с которой трубка инструмента расширяется все медленнее
по мере приближения к ее концу. Воздух на саксофоне вдувается при посредстве
кларнетного мундштука, немного видоизмененного в своих соотношениях для
облегчения игры. Главная трубка инструмента заканчивается небольшим расширением
и собственно «раструба» саксофон не имеет. Очертание двух самых высоких
разновидностей его часто бывает прямым, хотя, как правило, все саксофоны имеют
к концу несколько выгнутую форму, напоминающую широкую и сильно изогнутую
курительную трубку. Саксофоны делаются из особого сплава меди, известного под
именем «томпаковой меди», а вовсе не из латуни, как о том ошибочно пишут
некоторые ученые. С внешней стороны саксофоны покрыты никелем, серебром или золотом
и снабжены дырочками, прикрытыми широкими клапанами. усовершенствованного
устройства. Открытых отверстий у саксофона нет, а его «пальцовка» в известной
мере сходна с «аппликатурой» гобоя и, в особенности, флейты. Это сходство
быстро привело к использованию значительно развитой и усовершенствованной
«бемской системы», которой снабжены уже все современные саксофоны. Саксофон
обладает блестящими техническими возможностями и красотой звука, сближающей его
одновременно с виолончелью и в большей степени с кларнетом и английским рожком,
а также значительной силой, позволяющей ему бороться с любыми инструментальными
объединениями оркестра. Единственным недостатком саксофона можно признать его
чрезмерную пряность, способную при известном излишестве, стать назойливой и
даже утомительной. Тем не менее, его выразительность и искренность звучания,
при большой силе и полноте звука, привела к тому, что саксофон завоевал себе
прочное место в современной музыке, часто, впрочем, оспариваемое некоторыми
позднейшими учеными.
Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для
духовых оркестров, по крайней мере, во Франции и Бельгии, было туда введено.
Напротив, проникновение саксофона в симфоническую музыку в первые десятилетия
его существования ограничилось исключительно одной Францией. Впервые, самый
красивый и наиболее богатый представитель семейства - альтовый саксофон,
зазвучал в прелестной музыке к Арлезианке Жоржа Бизэ. Немного позже им
воспользовался Жюль Масснэ (1842-1912) в Иродиаде и Вэртэре, хотя именно в
последней опере, альтовый саксофон представлялся некоторым дирижерам слишком
полным и сочным. Однако, в данном случае, перед «Арией Шарлотты». альтовый
саксофон звучит обаятельно и никакая замена его не может возместить его
удивительных качеств.
Итак, построенное Адольфом Саксом семейство саксофонов
отличается удивительной однородностью, полнотой и ровностью звука. В первые
годы своего существования, все саксофоны строились в двух разновидностях, из
которых одна предназначалась для участия в симфоническом оркестре, а другая - в
духовом. В действительности, однако, оказалось не совсем так. Семейство
саксофонов, предназначенное для применения в симфоническом оркестре, не
получило никакого распространения и было очень скоро забыто. Оно состояло из
шести представителей, на строенных в Do и Fa и расположенных последовательно на
расстоянии кварты и квинты. Таким образом, саксофоны, настроенные в одном и том
же строе, звучали на расстоянии одной или двух октав друг от друга, имели общий
для всех разновидностей звукоряд по письму, совершенно тождественное за
исключением саксофона сопранино расположение клапанов и одинаковый
«единообразный» способ нотной записи. Седьмая разновидность очень скоро была
оставлена, как слишком тяжелая и неудобная в оркестре. Вот, как выглядело это
забытое уже семейство.
Саксофон-сопранино в Fa
Саксофон-сопрано в Do Саксофон-альт в Fa
Саксофон-тенор в Do Саксофон-баритон в Fa
Саксофон-бас в Do
Напротив, вторая разновидность саксофонов, предназначенная
для участия в духовом оркестре, в действительности получила всеобщее признанье
и с одинаковым успехом применялась как в духовом оркестре, так и в
симфоническом. От первой разновидности семейства она отличается только
настройкой и состоит также, из шести представителей, из которых две крайних -
саксофон-сопранино и саксофон-бас оказались наименее распространенными и,
следовательно, наиболее редкими в оркестре. Все саксофоны этого второго
семейства строятся в Ми-бемоль и Си-бемоль и так же как и саксофоны первого
семейства отстоят друг от друга на расстоянии кварты и квинты.
Объем саксофона по письму сейчас, невидимому, твердо
установился в пределах двух с половиной октав - от си-бемоль малой до ми-бемоль
третьей или для двух наиболее распространенных разновидностей - саксофона-альта
и сопрано - до фа третьей. Ноты для саксофона пишутся в ключе Sol с последующим
транспонированием вверх или вниз. Для удобства чтения нот в партитуре, самые
низкие разновидности саксофона стали сейчас излагать в ключе Fa. что менее
удобно для исполнителей, поскольку устройство «клапанного механизма» саксофона
тождественно для всех без исключения основных представителей семейства.
Виртуозно-технические и художественные возможности саксофона
необъятны. Помимо всех известных технических приемов, принятых для деревянных
духовых инструментов, ему доступны сейчас все виртуозные тонкости вплоть до
slap-tongue и glissando, не говоря уже о трелях, тремоло и скачках. Все это
относится прежде всего к двум наилучшим представителям семейства -саксофонам
сопрано и альту, получившим особенно широкое развитие и распространение в
качестве инструментов solo, и к саксофону-тенору, выдвинувшемуся за последнее
время также сильно вперед. При всей своей технической подвижности и гибкости,
на альтовом саксофоне.. неудобны некоторые построения, расположенные
на самых низких ступенях его звукоряда. Трель си-бемоль -
до-бемоль настолько «корява», что ее должно признать неисполнимой. Совершенно
.невозможна трель на увеличенную секунду - си-бемоль - до-диез Очень неудобна
трель до- ре-бемоль и только возможны, хотя и звучат из-за расположения
клапанов очень некрасиво, трели си-бемоль - до-бекар, си-бекар - до и си -
до-диез.
Из особых приемов игры на саксофоне, - а их теперь уже
довольно много, - достаточно помянуть только основные. Игра glissando
применяется в двух случаях. При использовании glissando на больших интервалах
оно исполняется только клапанами с несколько «распущенными» губами или так
называемым «ослабленным амбушюром». Напротив, на одной ноте glissando
достигается только губами.
Прием slap-tongue или «звуковой щелчок» достигается
зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то
самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи
воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать
- звукового щелчка. обозначаемого в нотах условным знаком «ударения шапочкой».
Прием «смеха» значительно проще предыдущего. Он достигается
обычным придыханием на слоге «ha» или «fa», обозначаемым в нотах на требуемых
автором местах. В нотах это записывается обычно буквенными обозначениями без
каких-либо дополнительных условных значков.
В отношении своих звуковых качеств не все саксофоны
одинаковы и равноценны. Саксофон сопранино в Ми-бемоль, как самая высокая
разновидность семейства обладает острым, выразительным звуком, немного
напоминающим звучность малого кларнета, но без свойственной этому последнему
некоторой резкости и крикливости. Его звучность чрезвычайно благородна и
сдержанна, чего, к сожалению, не всегда удается добиться от малого кларнета.
Саксофон-сопрано в Си-бемоль звучит сочно, чуть гнусаво,
временами немного резко, но всегда с оттенком скорби, болезненности и большой
искренности. Не совсем понятно поэтому,- почему Видор вынес ему столь тяжкий
приговор, назначив его «в оркестре духовой музыки к усилению кларнетов» и,
вследствие его несколько «крикливого» звука,- к исполнению выдержанных нот или
удвоений в piano. Этому инструменту уже не раз поручались ответственные soli и
,строго говоря, благородством, выразительностью и красотой звука он немногим
уступает лишь лучшему представителю семейства - альтовому саксофону. Впрочем, в
подвижных рисунках и в отрывках, требующих особенно сильной и острой звучности,
- он просто незаменим. В больших оркестровых tutti сопрано-саксофон с успехом
заменяет трубу в тех пределах звукоряда, которые оказываются уже вне
досягаемости этой последней. В этом случае получается полная «иллюзия» высокой
трубы в Ре или Ми-бемоль.
Саксофон-альт в Ми-бемоль-это гордость всего семейства. Он
обладает очень выразительной, благородной, ровной и сочной звучностью. Именно в
звучании этого инструмента собрались воедино все лучшие качества семейства
саксофонов. Альт-саксофон обладает богатейшими виртуозными возможностями, а его
звучание при исключительной искренности и непосредственности» одновременно
напоминает все лучшее, что дает виолончель, рожок и кларнет. Кроме того, он
очень легко поднимается вверх и, в то же время, обладает превосходными
«низами». Сила звука его настолько велика, что он спокойно вступает в
единоборство с любыми инструментами оркестра и их объединениями. Присутствие
альтового саксофона в гармонии, особенно в качестве среднего или низкого
голоса, придает общему звучанию полноту и напряженность. Словом, альт-саксофон
-инструмент, способный при любых условиях придать оркестру несомненную
возбужденность, столь ценную в иных случаях. «В духовом оркестре,- говорит
Габриэль Парэс (1860-1934), автор книги по военной инструментовке, - особенно
быстрые и стремительные рисунки, трели, гаммы и arpeggio поручаются именно
альтовому саксофону».
Теноровый саксофон в Си-бемоль, вероятнее всего вследствие
своего не очень удачного объема, - он звучит октавой ниже сопрано-саксофона и
охватывает две средние октавы - малую и первую,- в раннюю пору своей
деятельности не достиг тех успехов, какие выпали на долю двух его ближайших
предшественников. Тем не менее, его звучность отличается несомненной красотой,
ничуть не уступающей красотам альтового саксофона, и в руках опытного
исполнителя он звучит даже полнее и сочнее альта. Он незаменим в гармонии, он
вполне успешно сопровождает любого солиста, он даже сам способен вести
замысловатые узоры,- ему позволяют делать это его технические возможности, но в
развитом, красивом Solo он оказывается настолько убедительным и выразительным,
что в самые последние годы упорно начинает оттеснять на второстепенные места не
так еще давно главенствовавший альт-саксофон; Его сочная и очень
привлекательная звучность обладает теми. .качествами, какими должно располагать
любое Solo, требующее прежде всего известной напряженности и даже горячности.
Именно благодаря таким удачным качествам теноровый саксофон снискал себе
большое расположение современных музыкантов, которые упорно пользуются им в
симфоническом оркестре, справедливо полагая его наиболее ценным голосом
семейства.
Наконец, баритоновый саксофон в Ми-бемоль оказался в худшем
положении из-за своих размеров и неудобств, сопряженных с пользованием им. В
духовой музыке он исполняет обязанности бас-кларнета и фагота, а в симфоническом
- он не нашел применения. Его качества в большей степени сходны с теноровым
саксофоном, чем с какой-либо другой разновидностью семейства, а в гармонии он
может быть противопоставлен медным духовым инструментам.
Что же касается самых глубоких разновидностей саксофона, то
они не получили никакого распространения ни в симфоническом оркестре, ни, тем
более, в духовом. Их удобнее заменять более легким и привычным контрафаготом
или там, где это принято,- контрабасовым сарюзофоном.
На заре своего вступления в оркестр, на саксофоне играл
обычно бас-кларнетист. Теперь в оркестре играет уже опытный саксофонист,
пользующийся обычно двумя наиболее распространенными разновидностями -
саксофоном-сопрано и альтом. Именно поэтому автор может не прибегать к услугам
двух исполнителей, поскольку любой саксофонист всегда располагает обеими только
что поименованными разновидностями, подобно тому, как иной раз еще и сейчас
один из флейтистов имеет при себе малую флейту, а гобоист - английский рожок.
Смена инструмента может осуществляться почти мгновенно, если
игра на сопрано-саксофоне предшествует вступлению альта. Присутствие двух или
нескольких исполнителей необходимо лишь тогда, когда требуется участие двух
однородных инструментов или, наоборот, - различных, предусматривающих на каждую
партию отдельного музыканта. Возможности в этом направлении могут быть самыми
разнообразными и потому предрешать их наперед нет никакой необходимости.
Здесь полезно только напомнить, что участие двух саксофонов,
сосредоточенных в руках одного и того же исполнителя, - вещь чрезвычайно
простая, когда перемена инструментов происходит по завершении какой-нибудь
вполне законченной части.
Несколько сложнее обстоит дело, когда приходится менять
инструменты на протяжении одной и той же части произведения.
ИСТОЧНИК:Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр.
- Т.2. - М., 1953.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "САКСОФОН"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.