Театральные представления в Индии, вся культовая жизнь, служение в храмах, процессии сопровождаются музыкой. Более того: музыка издавна глубоко проникает в быт индийских народов и занимает высокое место среди искусств, украшающих жизнь. О происхождении музыки сложились легенды, ей посвящены многочисленные исследования, ею занимаются как профессионалы, так и любители.
При таком положении музыки вполне понятно, что возникло много разнообразных инструментов. Эти инструменты часто местного происхождения, но во многих случаях они привезены из Передней или Средней Азии вместе с другими культурными ценностями. Музыкальная жизнь Индии сильно обогатилась во время мусульманского владычества. Известно, что могульские императоры, например, Бабар, были большими любителями и знатоками этого искусства. В отличие от Европы, употребление музыкальных инструментов в Индии ограничено целым рядом запретов.
Так, например, индусы из высших каст не могут играть на инструментах, в состав которых входят части убитых животных, например, барабанная перепонка из кожи или струны из кишек. Ряд инструментов употребляется только при культовых действиях, из которых, с другой стороны, другие инструменты исключены. Существуют специальные инструменты для женщин, на которых мужчины не играют, и наоборот. При разнообразии и богатстве музыкальных инструментов поражают их сравнительно низкие звуковые качества. В то же время иного внимания уделяется внешней отделке в виде резьбы, разрисовки, придумывания причудливых форм.
Это объясняется разными причинами: прежде всего, производство музыкальных инструментов является побочным занятием токарей, столяров, кузнецов, которые, конечно, не специализируются на звуковых особенностях; во-вторых, инструментальная музыка не играет в Индии той самостоятельной роли, как у нас; она, главным образом, сопровождает пение или же расчитана на грубые эффекты, как во время процессий или плясок; в третьих, как во всей индийской культуре, все внимание обращено на умение и мастерство человека, который извлекает высоко художественные результаты из мало приспособленного материала и с примитивными инструментами. Индийский музыкант извлекает из простой бамбуковой свирели такие музыкальные фигуры, которые заставили бы задуматься хорошего европейского флейтиста или кларнетиста.
Обычно музыкальные инструменты по способу производства звука разделяются на три большие группы: ударные, духовые и струнные инструменты.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Самый древний музыкальный инструмент - ладони человеческой руки. Ритмичными ударами ладоней отбивается такт плясок и песен почти у всех народов земли. Отсюда дальнейший шаг - введение деревянных палок, которыми ударяют друг о друга. Эти палки могут принять форму дощечек, и звуковые качества их могут быть усилены вставленными в них металлическими пластинками. Такого рода инструмент, под названием "карталь", употребляется нищими большей части Индии. С другой стороны, эти палки, которые держат в двух руках, легко развиваются в железные палочки, в форме точильного камня, которые держат парами в одной руке и употребляют, как кастаньеты. К типу кастаньет относятся и деревянные пластинки с прикрепленными к ним бубенчиками, которые употребляют факиры. В музыке этот принцип нашел применение с того момента, когда деревянные пластинки были заменены металлическими. Кимвалы из желтой меди, обычно в форме глубокой тарелки, служат, главным образом, для подчеркивания ритма. Они обязательно входят в каждый индийский оркестр.
Размер их очень разнообразен, в зависимости от того, употребляется ли инструмент для уличных процессий или в интимной концертной обстановке. Из совершенно другого источника происходит та группа ударных инструментов, к которой относятся барабаны, тамбурины, гонги и разного рода ударные пластинки. В них звук производится ударом руки или какого-нибудь молотка о деревянную, каменную или металлическую пластинку или о мембрану, обычно из кожи животного.
К самому примитивному типу этой группы относятся наши деревянные колотушки. Лишь в одном месте деревянные ударные пластинки достигли достоинства концертных инструментов, и то не в самой Индии, а в Индо-Китае и Индонезии. Эти инструменты, от которых берут свое начало наши европейские ксилофоны, состоят из ряда связанных между собой бамбуковых пластинок разной длины, которые, таким образом, образуют скалу звуков. В своей наиболее развитой форме, которая представлена сиамским "ранат", эти пластинки лежат на корыте, являющемся резонатором; удар производится двумя молоточками. Превосходные звуковые качества металла, в особенности латуни, способствовали включению круглых металлических пластинок в состав культовых и концертных инструментов. Очень рано было замечено, что пластинки с загнутыми краями дают более сильный звон, и это привело к образованию типа металлических ударных инструментов, известных по всему югу-востоку Азии под названием гонга. В самой Индии мы встречаем гонг только среди ассамских племен; в Бенгалии мы видим нечто среднее между простой ударной пластинкой и гонгом. Гонг издает прекрасный звук, который, конечно, зависит прежде всего от качества металла. Как из деревянных пластинок развивается ксилофон, так и металлические пластинки или гонги могут быть составлены так, чтобы они образовали скалу звуков. Особенно развит такой тип инструментов опять-таки в Индо-Китае и Индонезии, где небольшие гонги распределены в форме круга, внутри которого сидит играющий и ударяет по гонгам молоточками. Особо важную роль в культовой жизни индусов играют колокольчики. Их звон сопровождает отдельные фазы жертвенного действия. Судя по литературным и языковым данным, они существуют в Индии очень давно и, по всей вероятности, оттуда распространились на восток и юго-восток, а также в западный мир. Самая распространенная форма - ручной колокольчик, ручка которого имеет обычно форму какой-нибудь божественной эмблемы или священного животного (например, фигура Ханумана, раковина, трезубец и т. п.). Первоначально колокольчик, как видно из целого ряда обычаев Индии и других стран, служил для изгнания и предотвращения злых духов, что и объясняет его огромное распространение по всему земному шару.
Но первое место среди ударных инструментов заняли мембранные инструменты. Самый простой тип, который ближе всего напоминает загнутую ударную пластинку - большой бубен, состоящий из круглой рамы, на которую натянута овечья кожа. Этот инструмент употребляется нищими. Тот же принцип дает распространенный по всей Индии и Цейлону открытый барабан в форме усеченного конуса, в который иногда вставляются металлические пластинки, наподобие нашего тамбурина. Своего рода переход от открытого барабана к закрытому представляет своеобразный сингалезский инструмент из глины. Широкий конец его обтянут барабанной перепонкой. Играющий держит его под мышкой левой руки и ударяет по нему правой рукой. По желанию он может левой рукой закрывать и открывать отверстие узкого конца. Конечным результатом этого развития является закрытый барабан. Огромное разнообразие типов этого инструмента, с которым мы встречаемся в Индии, указывает на его исключительно важную роль в музыке. Не говоря о войне, процессиях и культовых действиях, где его густой и далеко несущийся звук естественно обеспечивает ему выдающееся место, даже в индийской концертной обстановке, при аккомпанировании пению, барабан обязателен. Все формы этого инструмента можно, грубо говоря, подвести под две группы: односторонние и двухсторонние барабаны.
К первым относится "нагара" - очень древний индийский инструмент, о котором упоминается еще в санскритском эпосе, напоминающий наши литавры. При процессиях и театральных представлениях к нему часто привязывается другой барабан поменьше. Играющий носит их на левом бедре и бьет по ним палочками. Попарно употребляется и другой односторонний барабан, "табла", который, также как и нагара, имеет металлический корпус; "бамья", т.-е. левый барабан, имеет корпус, выдолбленный из куска дерева. В Бирме и в Сиаме часто встречаются кубкообразные барабаны, различной величины.
Среднее место между односторонними и двухсторонними барабанами занимает культовой инструмент, корпус которого состоит из двух черепных коробок. Этот барабан, который играющий вращает одной рукой так, что привязанный к нему металлический шарик поочередно ударяет по перепонкам, употребляется в Бенгалии в тантрическом культе, напоминающем хлыстовские радения, и нашел особое применение в некоторых формах ламаизма. Тот же способ игры применяется и на барабане, имеющем форму песочных часов. Этот барабан - один из главных аттрибутов бога Шивы, и употребляется в его культе. Корпус двухсторонних барабанов состоит обычно из полого обрубка дерева, обтянутого с двух сторон кожей животного. В некоторых случаях корпусу придается форма двойного усеченного конуса, как в бенгальских "мриданг" и "дхолак". Перепонки у последних двух инструментов разного диаметра и разно настроены. Обычно меньшая перепонка дает верхнюю октаву, квинту или кварту большей перепонки. Настраивание производится при помощи системы ремней или шнурков, которые натягиваются вставленными под них круглыми деревяшками, а также при помощи смеси из клея и железных опилок, которая намазывается в форме круга на центр перепонки. На концертных барабанах играют только пальцами, и индус достигает совершенно непонятных для европейца ритмических и звуковых эффектов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Нечто среднее между мембранными и струнными инструментами представляют собой три своеобразных сочетания открытого барабана со струной, употребляемых нищими в разных частях Индии при собирании милостыни. Насколько известно, этот тип инструментов встречается только в Индии. Принцип у всех трех инструментов один и тот же: натянутая струна производит звуковые волны, которые заставляют одновременно звучать и перепонку. Цилиндр, служащий резонатором, усиливает звук как струны, так и перепонки. Разница лишь в способе натягивания струны. Простейший способ мы встречаем в северно-индийском "ананда лахари", в котором струна из кишки свободным концом прикреплена к палочке. Эту палочку нищий держит в левой руке, в то время как сам инструмент находится под мышкой левой руки. Заворачивая струну вокруг палочки, играющий укорачивает ее и таким образом повышает звук, и наоборот. Удар производится плектроном, который играющий держит между большим и указательным пальцами правой руки. Другая форма, бенгальский "гопичанд", инструмент, которым Кришна, по преданию, привлекал пастушек, знаменует собой уже значительный прогресс. Свободный конец стальной струны прикреплен к колку, вставленному в отрезок бамбука. От этого отрезка отходят вилообразно две эластичные полосы бамбука, прикрепленные свободными концами к бочкообразному резонатору. Путем надавливания или отпускания этих полос меняется степень натянутости струны и соответственно высота тона. Еще другая система применяется в южно-индийском инструменте "тантуни", в котором стальная струна прикреплена к колку, вставленному в палку, приделанную к внешней стороне деревянного цилиндра.
Каким образом человек впервые открыл музыкальные качества, которые скрываются в натянутой струне и на которых фактически основана большая часть высших музыкальных достижений? Не подлежит сомнению, что лук - праотец всех струнных инструментов. Простое сравнение убедило первобытного человека, что длинная тетива издает более низкий звук, чем короткая, и стоило ему только на один и тот же лук натянуть несколько тетив, разной длины - и первобытная арфа была готова. В индийской культурной области такая арфа сохранилась, в увеличения числа струн и, наконец, уточнение путем введения ладов.
Простейший резонатор состоит из одного или нескольких пустых плодов, обыкновенно тыкв или кокосовых орехов, на которые кладется палка со струнами. Эта идея осуществлена в одном из древнейших индийских инструментов, в южно-индийской "киннари". Как все остроумные идеи, она приписывается индусами богам. Другая разновидность с искусственными резонаторами, сохраняющими однако форму тыквы, представлена в классическом инструменте древней Индии, "вина", изобретение которого приписывается великому вестнику богов, Нарада. Другой принцип резонатора, представляет простой однострунный инструмент, "эктар", употребляемый нищими по всей Индии. Резонатор состоит из глиняного горшка, обтянутого кожей, т.-е. представляет собой односторонний барабан. Конец палки вставлен в этот горшок так, что струны проходят над перепонкой. Высшая степень развития инструментов с таким резонатором представлена в кашмирском "сааз", где нижний конец палки удлинен и поддерживает инструмент во время игры, наподобие нашей виолончели. Этот принцип оказался для дальнейшего развития струнных инструментов самым жизненным, причем впоследствии гриф обычно приклеивался к резонатору. Своеобразный пережиток резонатора из тыквы, при наличии главного резонатора по второму типу, представляет собой южноиндийская "вина". Обыкновенно резонатор, даже когда он делается из дерева, сохраняет форму полушария, которая была свойственна первоначальному глиняному горшку. Но возникают и другие формы, как например, лодки, овальные или четырехугольные, прямые или с вогнутыми боками, четырехугольные коробки. Иногда резонатор принимает причудливые формы, как например, в "маюра вина" северной Индии (фигура павлина).
Количество струн увеличивается вместе с утончением музыкальной культуры, и соответственно расширяется гриф. У многих инструментов, наряду с главными струнами, на которых производится мелодия, мы видим значительное количество тонких струн разной длины, проходящих под главными струнами. Когда играющий ударяет по главным струнам пальцами, плектроном или смычком, то звуковыми волнами приводятся в колебание те побочные струны, которые настроены на обертоны данного звука. Таким образом, получается своего рода естественная гармония.
Дальнейшее разнообразие звуков достигается укорачиванием струны путем придавливания ее к грифу в том или ином месте. Часто эти места обозначены так называемыми ладами. Лады встречаются далеко не у всех инструментов и не могут служить признаком усовершенствования. Мы их видим на "киннари" и "наряда вина", где они приклеены к грифу при помощи смолы и заменяют кобылку. У других инструментов лады подвижные и могут быть переставлены в зависимости от тональности.
Хотя индийская музыка имеет свои корни в музыке самих индийских племен, она получила сильный толчок от знакомства со средне-азиатской музыкой, привезенной вместе с афганскими, персидскими и могольскими властителями. Соответственно обогатился и состав музыкальных инструментов, в особенности струнных, и мы встречаем инструменты, которые до настоящего времени употребляются в Персии или Аравии, как например: "эсрар", "ситар", "саринда" и т. д.
На целом ряде струнных инструментов играют при помощи смычка. Многими исследователями родиной смычка считается Индия и предполагается, что он происходит от лука, также как и сами струнные инструменты. По другому предположению смычок произошел от пилы для добывания огня. На "вина" и родственных ей инструментах играют без смычка, пальцами или плектроном.
Рядом с главной массой струнных инструментов, которые представляют собой разные ступени одной и той же эволюции, следует указать на два типа, стоящие особняком. Первый - камышевая цитра племени канда из Читтагонга в восточной Бенгалии. Она имеет форму плота из двадцати трех отрезков камыша, скрепленных между собой; от них спереди и сзади отделены струны, приподнятые вставленными под них палочками; средние четыре струны расщеплены. Несмотря на свою первобытность, этот инструмент происходит от еще более простого первоначального типа, распространенного, главным образом, в Индо-Китае и Индонезии и состоящего из одного отрезка бамбука или тростника, от которого отделяется подрезанная тонкая полоса, приподнятая палочкой. Этот инструмент, столь же первобытный, как и лук, не стал родоначальником такого же разнообразного семейства. Однако он эволюционировал в бирманский концертный инструмент "ми-гияун" (т.-е. крокодил), в котором первоначальная бамбуковая трубка, служившая одновременно грифом и резонатором, заменена лодкообразным полым корпусом из тикового дерева.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Индийские флейты, рога и трубы не достигли той высоты развития, которой отличаются струнные инструменты. Их начало следует искать в некоторых формах, выработанных самой природой. Несколько таких примитивнейших инструментов сохранилось до наших дней. Так например, рог быка употребляется в пастушеском быту в разных областях Индии. Особенно почетное место занимает раковина "шанкха", родоначальница трубы. Звуковые возможности этого инструмента были открыты человеком вероятно тогда, когда он извлекал пальцами мясо из раковины и дул в нее, чтобы облегчить себе эту работу. Как военный инструмент, "шанкха" описывается в древних индийских былинах. Сейчас она играет важную роль при культовых действиях. Ей, также как и колоколу, приписывают силу, способную прогнать злых духов. Поэтому она и красуется в руке Вишну и помогает ему в борьбе с ночными демонами. По примеру бычьего рога изготовляются металлические рога, как например, медный рог из Кочина. Он разъемный и имеет форму полукруга или латинского S. Как военный рог, он с давних пор распространен по всей Индии. Сейчас он употребляется преимущественно в храмах.
Другой металлический разъемный рог из пестро разрисованной тонкой меди употребляется йогами для привлечения внимания прохожих. Дальнейшее развитие рога представляется в виде прямой трубы. Употребление этого инструмента, также как это было в средние века в Европе, предоставляется исключительно музыкантам при княжеских дворах или жрецам при богослужении. Извилины "шанкха" привели к изобретению трубы с одной петлей. Этот инструмент очень похож на простые европейские трубы и употребляется, как и предыдущий, преимущественно при богослужении. В былое время звук этой трубы сопровождал сожжение вдов.
В отличие от металлических труб, флейта - излюбленный духовой инструмент низших каст. Ее происхождение теряется в тумане седой древности, когда наши далекие предки высасывали и нередко выдували мозг из костей животных. Может быть, употребляемая до сих пор в Тибете дудка из человеческой берцовой кости является пережитком родоначальника этого класса инструментов. Тростниковая флейта обычно связывается с пастушеской жизнью.
Божественный пастух Кришна почти всегда изображается играющим на этом инструменте. Разновидности тростниковых флейт встречаются во всех частях Индии. Часто звуковые возможности увеличиваются соединением двух инструментов таким образом, что воздух приводится в вибрацию в обоих стволах флейты одновременно. Возможно, что этот тип инструмента пришел в Индию из западной Азии, где он был известен уже в очень древнее время. Флейта сопровождает многие события в жизни сельского населения, радостные и печальные: она не только зовет к веселым пляскам, но во многих местах ее звук сопровождает и покойника на последнем пути.
Из класса флейт выделились язычковые инструменты, в которых струя воздуха вводится и регулируется при помощи язычка из металла, тростника или пальмового листа. Этот тип больше всего походит на европейские кларнеты или гобои. Однако, в отличие от европейских инструментов, они употребляются, ввиду их резкого звука, в процессиях или музыкальных представлениях под открытым небом.
Особый род волынок употребляется заклинателями змей. Они состоят из полой тыквы, в которую вставлена пара закрытых тростниковых флейт. Играющий вдувает струю воздуха в тыкву и пальцами обеих рук открывает и закрывает отверстия флейт. На Цейлоне тыква заменяется кокосовым орехом. На том же принципе построена ассамская волынка, которая в остальной Индии не встречается, но распространена по всему востоку и юго-востоку Азии.
А. МЕРВАРТ
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКА ИНДИИ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.