Добавить компанию




ЛАТЫШСКАЯ ЭСТРАДА

1970-1980-е
1990-2000-е

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ЛАТЫШСКАЯ ЭСТРАДА » 1970-1980-е




Раймонд Паулс. Ваш выход, маэстро...

Просмотров: 3661 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:


Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. «Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев», – написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс.

Так получилось, что на территории экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж», «Стаpинные часы», «Зеленый свет» и т. д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.

Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов – слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах.


Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом – «как Паганини»: Волдемару казалось, что музыкантский хлеб более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но «профессионал» был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: «Начнем лучше не со скрипки, а с рояля». Так была решена его судьба.


Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: «Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом». Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...


В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в Музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио «Голос Америки»: прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.


В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался «легким» жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963–1971 годах – руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса – «Зимний вечер», «Мы встретились в марте», «Старая береза», – мелодичные, душевные, легкие и лиричные.


Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.


31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (ее специальность – лингвист). Их дочь Анета (1962 г. рожд.) окончила ЛГИТМИК по специальности «режиссер телевидения» и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери – Анна-Мария (1989 г. рожд.) и Моник-Ивонн (1994 г. рожд.).


В начале 1970-х Паулс создал ВИА «Модо», который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь «железный занавес» и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл «Сестра Керри» по Теодору Драйзеру. По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию «Золотой янтарь» на международном конкурсе в Польше. Впоследствии «Сестру Керри» ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр «Русская драма». С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.


В России слава Маэстро началась с песен «Синий лен» (в исполнении Л. Мондрус) и «Листья желтые» (в исполнении Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О. Гринберга, М. Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писать стихи на готовую музыку. Композиции Паулса и Вознесенского «Подберу музыку» (в исполнении Я. Йолы) и «Танец на барабане» (в исполнении Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.


В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой – песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева («Старинные часы», «Эй вы там, наверху», «Без меня», «Делу время», «Возвращение», «Я ждала вас так долго» и др.), Лайма Вайкуле («Еще не вечер», «Вернисаж», «Чарли» и др.), Валерий Леонтьев («Верооко», «Я с тобой не прощаюсь», «Годы странствий», «Поющий мим», «После праздника», «Гиподинамия» и др.).


В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым («Зеленый свет», «Диалог», «Комета Галлея» и др.), М. Таничем («Притяжение любви», «Три минуты», «Карусель», «Бархатный сезон», «Маяк»), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским («Полюбите пианиста», «Муза», «Затменье сердца», «Человек-магнитофон» и др.). Их песня «Миллион алых роз» (в исполнении А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.

Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль «Кукушечка», который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из «Кукушечки» исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива «Золотая свадьба» (слова И. Резника).

Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль «Бранд» получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам – «Долгая дорога в дюнах», «Театр» и др.

В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы «Мелодия» вручил композитору в подарок к 50-летию два «золотых диска» – за фортепианный альбом «Мой путь» и песенный сборник «У нас в гостях Маэстро».

В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года – народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили «голосование ногами»: демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова – Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.


В ноябре 1989 года Паулс возглавил Министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году – и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении Министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)


Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы – на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллигенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.


С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при Президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства – ордена Полярной Звезды I степени. В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем «Кукушечка», писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям «Дикие лебеди», «Граф Монте-Кpисто», «Зеленая дева» и др., несколько программ для Л. Вайкуле («Я вышла на Пикадилли», «Лайма в стиле танго» и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: «Рапсодия в стиле блюз» (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера «Порги и Бесс» с участием профессиональных джазовых исполнителей...


14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность – стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием «продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно мыслящих людей». 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР – он работает в комиссиях «по образованию, культуре и науке», «ревизионной», «защиты прав детей» и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: «Взвесив все "за” и "против”, я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал».


К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: «...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России».


Живет и работает в Риге.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Раймонд Паулс. Ваш выход, маэстро..." показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: www.biograph.ru
2011-07-13


Теги: латышская эстрада, советская эстрада, Раймонд Паулс

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0