Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной
музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился
в серьезное искусство. «Редкий из латышей, чья фамилия не требует
комментариев», – написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт
Янис Петерс.
Так получилось, что на территории экс-Союза выдающийся
пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой,
pеспублики. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж»,
«Стаpинные часы», «Зеленый свет» и т. д. в исполнении А. Пугачевой,
В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до
сих поp исполняются на бис.
Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье Волдемара
и Алмы-Матильды Паулсов – слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом.
Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво»
играл на ударных инструментах.
Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом
– «как Паганини»: Волдемару казалось, что музыкантский хлеб более
легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору
и попросил оценить его музыкальные способности, но «профессионал»
был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем,
кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и
желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский
сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: «Начнем
лучше не со скрипки, а с рояля». Так была решена его судьба.
Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти
по его стопам: «Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только
талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает
каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому,
не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня
никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом».
Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен
во имя работы напрочь забыть про еду и сон...
В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным
художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах
мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил
в Музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом.
А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне
ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал
информацию с радио «Голос Америки»: прослушивал все передачи Music
USA и по памяти писал ноты.
В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году окончил Государственную
консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством
профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции
у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных
оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером
в филармонии, особенно интересовался «легким» жанром, в котором
он наметил свой серьезный путь. В 1963–1971 годах – руководитель
РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович
написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса – «Зимний вечер»,
«Мы встретились в марте», «Старая береза», – мелодичные, душевные,
легкие и лиричные.
Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских
исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров
и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х
годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому
удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого
в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.
31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (ее специальность
– лингвист). Их дочь Анета (1962 г. рожд.) окончила ЛГИТМИК по специальности
«режиссер телевидения» и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS
Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери – Анна-Мария (1989
г. рожд.) и Моник-Ивонн (1994 г. рожд.).
В начале 1970-х Паулс создал ВИА «Модо», который с невероятным успехом
гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива
просочилась сквозь «железный занавес» и занимала верхние строчки
в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл
«Сестра Керри» по Теодору Драйзеру. По мюзиклу был создан музыкальный
видеоклип, который получил премию «Золотой янтарь» на международном
конкурсе в Польше. Впоследствии «Сестру Керри» ставили во многих
театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский
театр «Русская драма». С 1978 года Паулс работал главным музыкальным
редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению
и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.
В России слава Маэстро началась с песен «Синий лен» (в исполнении
Л. Мондрус) и «Листья желтые» (в исполнении Н. Бумбиеры, В. Лапченока,
О. Гринберга, М. Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать
с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые
согласился писать стихи на готовую музыку. Композиции Паулса и Вознесенского
«Подберу музыку» (в исполнении Я. Йолы) и «Танец на барабане» (в
исполнении Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.
В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник
Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора,
ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом
стал «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой – песня звучала по всем
радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями
песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева («Старинные часы», «Эй
вы там, наверху», «Без меня», «Делу время», «Возвращение», «Я ждала
вас так долго» и др.), Лайма Вайкуле («Еще не вечер», «Вернисаж»,
«Чарли» и др.), Валерий Леонтьев («Верооко», «Я с тобой не прощаюсь»,
«Годы странствий», «Поющий мим», «После праздника», «Гиподинамия»
и др.).
В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым («Зеленый свет», «Диалог»,
«Комета Галлея» и др.), М. Таничем («Притяжение любви», «Три минуты»,
«Карусель», «Бархатный сезон», «Маяк»), продолжает сотрудничество
с А. Вознесенским («Полюбите пианиста», «Муза», «Затменье сердца»,
«Человек-магнитофон» и др.). Их песня «Миллион алых роз» (в исполнении
А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие
языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом
песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.
Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль «Кукушечка»,
который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс
впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители
из «Кукушечки» исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных
певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется
композиция этого коллектива «Золотая свадьба» (слова И. Резника).
Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми
исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по
Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль «Бранд» получил первый приз
за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам
– «Долгая дорога в дюнах», «Театр» и др.
В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание народного артиста
СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей,
за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение
15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно
проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам:
Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор
фирмы «Мелодия» вручил композитору в подарок к 50-летию два «золотых
диска» – за фортепианный альбом «Мой путь» и песенный сборник «У
нас в гостях Маэстро».
В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии,
а 26 марта 1989 года – народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года
депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили «голосование
ногами»: демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку
дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова – Риббентропа.
6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ
о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием
независимости прибалтийских республик.
В ноябре 1989 года Паулс возглавил Министеpство культуpы Латвии.
Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда
не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии
пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром
культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году
– и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул
пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен
вопрос об упразднении Министерства культуры и совмещении его с другими
правительственными организациями. (Позже это предложение так и не
было утверждено.)
Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой
контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы.
Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством,
остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на
ремонт здание Национальной оперы – на пять лет. Построили Кукольный
театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра
культуры вызвали массу споров среди интеллигенции, но, как впоследствии
оказалось, в большинстве случаев он был прав.
С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры
при Президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время
визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают
награды королевства – ордена Полярной Звезды I степени. В те же
годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с
детским ансамблем «Кукушечка», писал песенные циклы и концертные
программы. Создал музыку к спектаклям «Дикие лебеди», «Граф Монте-Кpисто»,
«Зеленая дева» и др., несколько программ для Л. Вайкуле («Я вышла
на Пикадилли», «Лайма в стиле танго» и др.). Особым успехом пользовался
его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: «Рапсодия
в стиле блюз» (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная
опера «Порги и Бесс» с участием профессиональных джазовых исполнителей...
14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность –
стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии,
объяснив свой шаг желанием «продвинуть в pуководство стpаны молодых
пpогpессивно мыслящих людей». 3 октября 1998 года Паулса избирают
депутатом 7-го Сейма ЛР – он работает в комиссиях «по образованию,
культуре и науке», «ревизионной», «защиты прав детей» и в Латвийской
национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая
паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно
пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович
неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой
короткой официальной речью: «Взвесив все "за” и "против”, я решил
снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал».
К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности,
Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму
от Президента России Владимира Путина: «...На протяжении многих
лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали
репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно
вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы
и расстояние, вас помнят и любят в России».
Живет и работает в Риге.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Раймонд Паулс. Ваш выход, маэстро..."
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.