И. Стравинский "Петрушка" (потешные сцены в четырех картинах)
Cреди обширного и разнообразного наследия Игоря Федоровича Стравинского
весьма заметное место занимают балеты. К этому жанру композитор
обращался на протяжении почти всего своего жизненного пути. "Жар-птица"
- фантастический балет с музыкой, продолжающей. традиции учителя
Стравинского Н. А. Римского-Корсакова, - и абстрактно-хореографический
"Агон", буйная мощь "Весны священной" - и аллегорическая стилизация
"Поцелуя феи", сочный, остроумный, исполненный безудержного веселья
"Петрушка" - и окрашенный в просветленно-архаичные тона барочный
"Орфей" - таковы грани балетного творчества одного из крупнейших
художников XX века.
Ocенью 1910 года после блестящего успеха "Жар-птицы", написанной по
заказу С. Дягилева, Стравинский начал работать над следующим балетом
летом для дягилевской антрепризы в Париже. Предполагалось, что это
будет спектакль на тему из славянских языческих времен - "Весна
священная". Однако внезапно замысел этот отодвинулся на задний план.
Вот как рассказывает сам композитор: "Прежде чем приступить к "Весне
священной", над которой предстояло долго и много трудиться, мне
захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы
преобладающую роль... Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня
был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который
своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в
свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается
схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой
изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я
целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти
название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а
следовательно и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил
от радости. "Петрушка"! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех
стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел
название!"
13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле состоялась премьера "Петрушки".
Спустя 36 лет композитор вернулся к своему раннему произведению и создал новую
оркестровую версию.
Авторская программа "Петрушки" такова: "Во время масленичною разгула старый
фокусник восточного типа показывает оживших кукол:-Петрушку, Балерину и Арапа,
исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы.
Магия фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других
наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чемит Балерина и Арап. Горько чувствует он
жестокость фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и
смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее
сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни
Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец,
удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение.
Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов.
Гуляющий с цыганками купчик бросает
толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа
ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из
театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот.
Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий
Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником,
спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный
куольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а
тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого
фокусника, оставшегося наедине с куклой;
к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему
мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение".
Музыка Стравинского вышла далеко за рамки условного содержания
"кукольной" драмы. Ей свойственны яркая реалистичность, конкретность образов. В
страницах, посвященных Петрушке, музыка поднимается до трагедийности. Вспоминается
романтическая трактовка одинокой личности и равнодушной к ней, холодной окружающей
среды. Но все же автор помнит, что герои его - куклы. Он относится к ним с иронией, и это
своеобразно окрашивает музыку балета.
Построение "Петрушки" очень оригинально. Его четыре картины (каждой соответствует
один абзац в изложении содержания) напоминают части симфонии: I - Allegro, II -
медленная, III - аналогичная симфоническому скерцо и, наконец, финал. Сходство тем более
велико, что идут все четыре картины без перерыва.
"Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина, музыка которой
насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. На его фоне
выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются друг на
друга мотивы "Под вечер осенью ненастной", и избитого вальса); сцена фокуса, насыщенная
зловещими таинственными и словно завороженными звучаниями; блестящая огневая
"Русская". Картина заканчивается резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающих
стоны ожившего Петрушки. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь.
Она будет продолжаться, пока меняют декорации, вплоть до второй картины, которая
носит название "У Петрушки". Ремарка: "При поднятии занавеса дверь в комнате у Петрушки
внезапно отворяется; чья-то нога грубо его выталкивает; Петрушка валится. Дверь за ним
затворяется". Стравинским в нескольких тактах музыки различными тембрами переданы
истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, его недоумение и негодование. Начинается Адажиетто - горестный танец. Он сменяется более спокойным, а потом и радостным: к
Петрушке приходит Балерина. Но внезапно она исчезает; Петрушка вновь в отчаянии. Его
стоны (деревянные духовые) заглушают веселый масленичный гул. Вновь барабанный бой
заполняет антракт.
Третья картина - "У Арапа" - начинается, после дико звучащего
вступления, гротесковым танцем Арапа. Следующий за ним "танец
обольщения" Балерина танцует под нарочито пошлую мелодию, которую
играет корнет в сопровождении барабана. Арап пленен. Его дуэт с
Балериной - сентиментальный, карикатурно зучащий вальс. Внезапно
врывается Петрушка. Музыка "захлебывается" криком. Ссора заканчивается
тем, что Арап выталкивает Петрушку. Снова барабанный бой.
Заключительная картина балета - "Народные гулянья на масленой (под вечер)" -
возвращает к настроению и образам завязки балета. Как и в 1 картине, здесь господствует
буйное веселье. Широко выписанные сцены следуют одна за другой: "Танец кормилиц", в
котором звучат мотивы "Вдоль по Питерской" и "Ах, вы сени, мои сени"; эпизоды
мужика " медведем и купца с цыганками; "Танец кучеров и конюхов" с тяжелым топотом,
в котором слышится мелодия русской плясовой "А снег тает";
удалой пляс ряженых. Сцена достигает кульминации, и в этот момент раздается дикий
крик Петрушки (труба с сурдиной). Арап настигает его и убивает. Смерть Петрушки
передана звуками падающего бубна и вибрирующей тарелки, на фоне которых жалобно
"стонут" флейты-пикколо. Скорбное послесловие струнных прерывается приходом
фокусника, который трясет мертвую куклу. Внезапно малая труба пронзительно поет
лейтмотив Петрушки, над театром появляется его тень. Фокусник в ужасе убегает. На
полуслове обрывается музыка... Занавес*.
Л. Михеева
В редакции 1547 года Стравинский заменил четверной состав оркестра более удобным
тройным, уравновесил в отдельных местах звучание оркестра, ввел дополнительно тембр
фортепиано и почти исключил колокольчики. Кроме того, композитор дал два варианта
коды финала: в одном схита заканчивается смертью Петрушки, в другом - танцем
ряженых.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ПЕТРУШКА. И. СТРАВИНСКИЙ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.