Изучение музыки Древнего Египта и государств Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились.
О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные — тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи, отдельные упоминания в документах. Сведения приходится собирать по крупицам, и находят их порой в самых неожиданных местах — хозяйственных отчётах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.
Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных.
Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи.
Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближённых на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню.
В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях (сцены ритуального пира или собрания богов). Музыкальные инструменты похожи на своих египетских «собратьев» — это арфы, лиры, лютни и флейты.
Музыкальное письмо
В 1967 г. при раскопках финикийского города-государства Угарита была найдена табличка XV в. до н.э. с текстом религиозного гимна. Это пока единственная запись музыки Двуречья. Слова гимна написаны на хурритском языке, а «ноты» — на аккадском. Расшифровку сделали специалисты из Бельгии, Великобритании, США и Чехии; в результате получилось четыре абсолютно разных произведения.
Почему же столь сложно расшифровать даже такое маленькое музыкальное сочинение? Причину следует искать в особом способе записи музыки.
В Двуречье использовали клинопись — письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия — интервал. Как должны исполняться эти звуки — последовательно или одновременно, в тексте не указывалось.
По поводу записи египетской музыки существуют разные предположения. Если с этой целью применяли иероглифы — рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию, — тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и особый способ обозначения звуков через жесты — хирономия (от греч. «хе'йр» — «рука» и «но'мос» — «закон»). Она практиковалась, вероятно, в хоровом пении и известна по изображениям на рельефах гробниц.
Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные произведения записывались неполно? Почему, создавая сложные системы письменности, древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный для музыки, подобно тому как европейцы пришли к созданию нотной грамоты? Вероятно, в сознании древних египтян и жителей Двуречья музыка была значительно теснее связана со словом, нежели в более поздние эпохи. К тому же характер музыки мог зависеть не только от содержания текста, но и от трактовки его исполнителем. Возможно, поэтому музыкант записывал лишь самые необходимые сведения, на основе которых он импровизировал.
В отличие от исторической хроники или поэтического произведения музыкальный текст был всего лишь своего рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращённом виде и, скорее всего, была понятна только исполнителю.
Было развито хоровое пение; умение петь и управлять хором входило в обязанности писцов. При раскопках в городе Ур обнаружены клинописные «учебники» по пению.
От II тысячелетия до н.э. до нас дошли термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры, — всего четырнадцать слов. Они встречаются в текстах из Ура, Ниппура, Ашшура и некоторых других древних городов. Расшифровать их удалось только в 60—70-х гг. XX в. И хотя учёные до сих пор спорят о том, каково было настоящее звучание древних интервалов и ладов, можно твёрдо сказать, что в Двуречье музыканты не только создавали и исполняли музыку, но и накапливали знания по музыкальной теории.
Источник:Н.Боровская, О.
Живаева, А. Русакова, А. Тимофеев Язык музыки // Энциклопедиядля детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68 Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.:
Аванта+, 2000.
Не можете заснуть ночью, а утром чувствуете себя разбитыми и уставшими? Наверное все дело в старом матрасе, который лишает вас комфортного сна. Пришло время купить матрас - 24 часа в сутки вы будете спать спокойно.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыкальная культура Древнего Египта и Двуречья"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.