Блистательному, самобытному художнику XIX – начала XX
века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись,
графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы
находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и
поэтому часть его полотен выцвела. Однако и то, что сохранилось, позволяет
судить о мощи его гения.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 17 марта
1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера
Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В
пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в
Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли
преподавателя рисования.
«В Саратов была привезена однажды… копия с фрески
Микеланджело "Страшный суд", – рассказывала сестра Михаила Анна. –
Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат усиленно просил повторить
осмотр… и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во всех характерных
подробностях».
Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия
историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то
обыкновенно по просьбе отца.
Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе.
Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекается «историей, по которой
пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья».
Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и
Горация.
После окончания гимназии Михаил в 1874 году поступает
на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает
рисовать. Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода: это «Врубель
со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) –
иллюстрация к гетевскому «Фаусту». Но лишь на последних курсах университета
Врубель приобщается к профессиональному обучению искусству: начинает посещать
в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова.
Однако все снова прерывается, когда по окончании
университета Врубель отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880 году
Михаил становится студентом Академии художеств.
С особой благодарностью Врубель говорит об одном из
своих академических учителей – П.П. Чистякове, в классе которого он вновь
стал заниматься с осени 1882 года: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне
страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное,
как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». Врубель
испытывает постоянную потребность общения с Чистяковым, чтобы у него
«хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики».
Будучи в академии, Врубель много и упорно работает
самостоятельно.
Врубель рисует и пишет акварелью без устали, не переставая
изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то
за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду»
Михаил близко сходится с двумя своими однокурсниками –
с Валентином Серовым и с его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, – сообщает
Врубель, – единственные, понимающие серьезную акварель в Академии».
Они пишут акварелью натурщицу в обстановке «ренессанс».
Врубель говорит в письмах, что их связывает «культ глубокой натуры», что они,
«занятые с утра до вечера изучением натуры, как формы, жадно заглядывающиеся
в ее бесконечные изгибы и все-таки зачастую сидящие с тоскливо опущенной
рукой перед своим холстом, на котором все-таки видишь еще лоскутки… не могли
вырвать всего этого из сердец…» И далее он пишет: «Я прильнул, если можно так
выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот, с
неделю тому назад вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг».
Уже в ранних работах Врубеля намечались черты,
отличавшие его среди академистов. Он слыл, и по заслугам, мастером акварели и
удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар
композитора Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных
библейских сценах во «Введении во храм» (1882). Вместе с тем в ранний период
своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых
умел передать сосредоточенное душевное состояние человека.
В 1884 году Врубель бросил академию. Он принял
предложение А.В. Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по
реставрации живописи в древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о
восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных.
Художник изучает не только отечественные росписи, но
знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был
отправлен в 1884 году.
Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные
Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности.
Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь
только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с
кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения».
В эскизе «Надгробный плач» (1887) резко индивидуальный
облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью,
соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу.
Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и
страдания.
Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной
живописи позднее переносились им в станковые работы.
Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество
рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры – «средство прокормления».
Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве,
неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах: «И до чего дожил Миша с
его талантами… средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар,
он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».
Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла.
Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции,
Врубель так описывал своего «Демона» отцу: «Дух не столько злобный, сколько
страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».
Художник показал своего первого, так называемого
«Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. «Юный титан
изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается
в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая
скорбь», – описывает картину Н.А. Федорова. В 1899 году он пишет «Демона
летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной,
среди сгущающейся тьмы…» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к
упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон
поверженный» (1902).
Тема этого последнего Демона – титанический протест и
трагическая гибель.
Демон низвергнут с высот и распростерт на горных
кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними холодными
лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело
пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса… Но в его
глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.
«Демон поверженный» отличен от первого врубелевского
«Демона» и по образу и по живописному решению. Здесь нет той широты цветового
диапазона, которая была в раннем «Демоне», тех звучных сияющих пятен цвета,
которые были рождены темой красоты жизни. Здесь все построено в темной
напряженной красочной гамме только холодных синих и черных тонов, все желтые
тона притушены серым и зеленоватым, а красные – даны разбеленными и лишь в
самых холодных, фиолетовых своих оттенках.
В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается
новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд
заказов на декоративные панно Одно из них – «Венеция» (1893) – создано по
впечатлениям от новой поездки в Италию (1891–1892).
«Содержание картины "Испания" (1894),
возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и
считал "эпохой в музыке", – считает Н.А. Федорова. –
Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца
вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят
пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой
картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски
выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед
женщиной раскрылась страшная тайна будущего».
После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю
проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Греза» и
«Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки
1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гете для «готического
кабинета» в особняке А.В. Морозова.
В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и
все искусство художника, его портретная живопись остропсихологична. Врубеля
больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он
стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и
чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие
художнику.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля –
портреты К.Д. Арцыбушева и С.И. Мамонтова (оба – 1897). О портрете Арцыбушева
говорит Н.В. Баркова: «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой
личности человека, но и своими живописными достоинствами. Поразительна
пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм,
темно-красный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг.
Синими искрами загораются стекла пенсне. Врубель умеет извлечь красивые,
красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция
приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе
характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи
конца XIX столетия».
Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов
он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова
он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказка о
царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля,
талантливая певица Надежда Ивановна Забела.
В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка
«Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал
ее пение. Певица вспоминает: «Я была поражена и даже несколько шокирована
тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул:
"Прелестный голос!" Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне
представить: "Наш художник Михаил Александрович Врубель" и в
сторону мне сказала: "Человек очень экспансивный, но вполне
порядочный"».
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела
привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя
как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы
влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель».
Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала,
он лишил бы себя жизни».
28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы
и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре: «В Мих[аиле]
Ал[ександровиче] я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он
необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с
ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно
пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него
влияние».
В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской
майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на
сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».
О картинах Врубеля конца девятнадцатого столетия
интересно высказывается известный критик В.М. Алпатов: «Среди произведений
Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые
потому нетрудно передать словами; такова его картина "К ночи"
(1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет
голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий
флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной
луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая
гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями,
отливающими сиреневыми оттенками. Все эти произведения в силу
занимательности, сказочности своего сюжета пользуются наибольшей известностью,
хотя в них проглядывает нечто от оперной бутафории или от мифологических
картин Беклина».
В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших
своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст
сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его
душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец –
Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно,
это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились
признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного
сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Михаила
Александровича, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых
глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать,
непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как
дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
В последние годы жизни Врубель создает один из самых
нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне березок» (1904). К
этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал
портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника
постигло страшное несчастье – он ослеп.
Михаил Александрович Врубель умер 14 апреля 1910 года,
восприняв смерть как избавление. Поэт Александр Блок сказал над могилой
художника: «Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено
золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против
лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают
человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Михаил Врубель. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.