Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не
«уразумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала», – отмечал
Андрей Вознесенский.
«Я ходил по Луне, – говорил художник, – когда еще не
существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»
Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года в городе
Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил
рабочим у купца-селедочника, а мать, Фейга, содержала мелочную лавочку. В
1905 году Марк окончил четырехклассное городское ремесленное училище.
Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. В
автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал посвящает Юрию Моисеевичу
следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая
фигурка. В моей памяти он живет рядом с отцом. Часто, мысленно гуляя по
пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него. Сколько раз я
готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы
стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших картин,
на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте!»
С 1907 года в Петербурге два года Марк занимался в
Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Н. Рерихом.
Позднее Шагал учился в мастерской С. Зайденберга и в частной школе Е.
Званцевой, где его наставниками были М. Добужинский и известный график и
театральный декоратор Леон Бакст.
Начало художнической биографии Шагала – картина
«Смерть», написанная в 1908 году, – переплетение фантастики и реализма.
«В отличие от академических художников Шагала всегда
привлекали дорога, сцены повседневной жизни, цирк, – пишет С. де Роза. – Даже
такой сюжет, как "Святое семейство", – имеется в виду картина,
написанная в 1910 году перед самым отъездом в Париж, – был для художника
предлогом для того, чтобы придать персонажам народные черты.
В этой прекрасной картине все непривычно,
нетрадиционно. Цветовое решение привлекает мастерски найденной
естественностью тона, но главный секрет красоты кроется в умении художника
вывести образ за пределы общепринятой иконографии и превратить его в сугубо
личный момент свидетельства и веры».
Для продолжения образования в августе 1910 года Марк
уехал в Париж. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный
деятель М. Винавер. Сначала Шагал снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а
затем перебрался в знаменитое общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в
то время обитали такие художники и скульпторы, как Архипенко, Кикоин, Сутин, Штеренберг,
Цадкин, Модильяни, Леже.
А.В. Луначарский, посетивший «Ля Рюш» в 1912 году в
качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», писал о нем как о
«живописном и убогом», «огромном коллективном гнезде художников… Вавилоне №
2… который сооружен из рухляди и остатков разрушенных зданий, приспособлен к
потребностям бедного художника и дает приют доброй сотне молодых людей,
ведущих отчаянную материальную борьбу с жизнью».
Шагала он назвал «маленьким Гофманом околовитебских
трущоб», поэтом, стремящимся «выразить свою незаурядную душу графически,
красочно». Луначарский поинтересовался, почему он написал еврея на крыше
домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня
был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не
беспокоили».
До конца своих дней Шагал называл себя «русским
художником», подчеркивая родовую общность с русской художественной традицией:
«Приобщившись к этой уникальной технической революции искусства во Франции,
я, однако, возвращался в мыслях к моей собственной стране. Я жил спиной к
тому, что находилось передо мной».
Нельзя не видеть влияния на творчество Шагала еврейской
и французской культуры. Отсюда особенности художника, создавшего своеобразный
сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности. Экспрессивность
цвета и рисунка сделали Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По
словам художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только
что родился». Художественно-поэтическая система Шагала определилась уже в
ранних полотнах 1911–1913 годов: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет»,
«Россия. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка
табаку», «Молящийся еврей».
Я. Тугендхольд вспоминает о впечатлении, которое
производили в Париже полотна Шагала: «Тогда как от головоломных кирпичных
построений французов веяло холодом интеллектуализма, логикой аналитической
мысли, в картинах Шагала изумляла какая-то детская вдохновенность, нечто
подсознательное, инстинктивное, необузданно-красочное. Точно по ошибке рядом со
взрослыми, слишком взрослыми произведениями попали произведения какого-то
ребенка, подлинно свежие, "варварские" и фантастические… Фантастика
и палитра Шагала казались чрезмерно напряженными, нездоровыми и бредовыми, но
нельзя было сомневаться в их искренности, – разве можно придумать нарочно
такие фантомы и такие вспышки красочного жанра?»
Однажды в мастерскую Шагала пришел Гийом Аполлинер. Он
сел, покраснел, потом улыбнулся и пробормотал: «Сверхъестественно!» На
следующий день художник получил от Гийома письмо и посвященное ему
стихотворение. В свою очередь, Шагал создал картину «В честь Аполлинера».
В 1912 году Шагал впервые показал свои полотна на
Осеннем салоне в Петербурге, с группой «Мир искусства», в 1913 году – в
Москве, на выставке «Мишень», организованной М. Ларионовым. В июне следующего
года в одной из берлинских галерей открылась первая персональная выставка
Шагала, устроенная Г. Вальденом.
Начавшаяся Первая мировая война не позволила Шагалу
вернуться в Берлин из родного города, где он был в отпуске. Летом 1915 года
Шагал женился на Берте (Белле) Розенфельд, в следующем году у них родилась
дочь Ида.
Белла получила прекрасное образование: изучала
литературу, историю и философию, занималась актерским мастерством в одной из
студий К.С. Станиславского. Но главное – Белла и Марк с первой же встречи
стали предельно близки друг другу, слились душами. Шагал так говорил о ней:
«Ее молчание было моим молчанием. Глаза – моими глазами. Как будто мы
давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю
жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то
рядом… На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза,
моя душа».
Осенью 1915 года семья уехала в Петроград. В это время
Шагал по-прежнему много пишет. Он создает такие значительные работы, как
«Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей» (все – 1914), «Красный
еврей» (1915), «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915),
«Розовые любовники» (1916), «Зеркало» (1915), «Портрет Беллы в белом
воротничке» (1917).
В ноябре 1917 года Шагалы вернулись в Витебск. Художник
воспринял революцию, прежде всего, как установление национального равенства,
открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа.
В августе 1918 года Шагал получил мандат
«уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии». В
Витебске, по словам А. Эфроса, Шагал «по-своему делал революцию. Он был там
кусочком новой власти». Шагал организовал музей и народное художественное
училище, в котором преподавали Ю. Пэн, М. Добужинский, И. Пуни и К. Богуславская,
а затем К. Малевич.
В течение двух лет он был комиссаром искусства, а затем
его «сверг» К. Малевич. Автор знаменитого «Черного квадрата» обвинял Шагала, что
он всего-навсего «неореалист», что он все еще возится изобретением каких-то
вещей и фигур, тогда как подлинное «революционное» искусство должно быть
«беспредметным».
«Живописные произведения Марка Шагала, созданные в
1918–1921 годах, пронизаны духом романтической идеальности мира, – пишет А.А.
Каменский. – В них торжествует чудо, все они так или иначе приобщены к неким
высшим силам, врывающимся в обычный ход жизни и решительно преобразующим ее.
Своего рода эпиграфом к такому образно-символическому
строю может служить большое полотно "Видение" (1917–1918)».
Шагал говорил, что она появилась благодаря странному
сну:
«Меня одолевали сны. Квадратная, пустая комната. В углу
одинокая постель, где сижу я. Темно.
Вдруг разверзся потолок и крылатое существо с шумом и
грохотом спустилось вниз, наполняя комнату движением и облаками. Шелест
влекущихся крыльев. Я понимаю: ангел! Не могу открыть глаза, становится
слишком светло и лучисто. Пошарив всюду, он поднялся к прорези в потолке,
унося с собой весь свет и голубой воздух.
Снова стало темно. Я проснулся.
Моя картина "Видение" вызвана этим сном».
Переехав из Витебска в Москву в 1920 году, Шагал писал
декорации для гоголевских постановок: «Ревизор», «Женитьба», «Игроки». В
течение года художник преподавал рисование в детских колониях «Малаховка» и
«III Интернационал».
Летом 1922 года художник направился в Берлин, чтобы
узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. Вернуть удалось
ему меньше десяти работ. То же произошло в Париже. В Берлине Шагал овладел
новыми видами техники – офортом, сухой иглой, ксилографией.
«В 20-е парижские годы Шагал-живописец живет на
проценты с Витебска, – считает Б. Зингерман. – Об этом периоде творчества
художника Лионелло Вентури деликатно говорит, что никогда еще его искусство
не было таким чарующим, хотя, может быть, оно стало менее глубоким. С этих
дивных по своей колористической утонченности "парижских" полетов
вокруг и около Эйфелевой башни начинается открыточный, отдыхающий, хотя и по-прежнему
прелестный, праздничный – еще более праздничный – Марк Шагал. В этих вещах
чувствуется и умиротворенность художника, переводящего дух после российских
потрясений, и порою глубоко скрытая растерянность: правда, она искупается
более изысканным, чем прежде, колоритом. Спасаясь от упадка духа, риторики и
повторений, Шагал дарит свою заветную тему циркачам. Отныне, с парижских 20-х
годов они становятся постоянными спутниками его праздничного искусства.
Совсем иной масштаб. Другой эмоциональный накал. То взмывали в поднебесье
витебские провинциалы. А то – профессионалы, мастера арены, воздушницы и ловиторы,
кувыркающиеся на трапеции под куполом цирка».
С 1923 года Шагал вновь в Париже, где вошел в европейскую
художественную элиту. По заказу А. Воллара художник проиллюстрировал «Мертвые
души» Гоголя (1923–1927 годы), затем исполнил иллюстрации к «Басням»
Лафонтена (1927–1930 годы).
В двадцатые–тридцатые годы художник много путешествовал
по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях,
где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французской природой
(гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937-м).
А.С. Шатских пишет:
«В 1931 году Шагал совершил путешествие по Сирии и
Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66
офортов в 1930–1939 и 39 офортов в 1952–1956 годы) стали фундаментом
огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число
гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов,
вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное "Библейское
послание" Марка Шагала.
В 1933 году произведения мастера были публично сожжены
в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии,
предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические
тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало
распятие ("Белое распятие", 1938; "Распятый художник",
1938–1940; "Мученик", 1940; "Желтый Христос", 1941; и
др.)».
Горящий Витебск служил фоном для многочисленных
композиций Шагала с умирающим на кресте мучеником-земляком.
«Ничего не поделаешь, – говорил А. Бенуа – антипод
Шагала, посетив парижскую выставку Шагала в 1940 году. – Это то искусство,
которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Это то, что во
всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я,
несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться, и все же
это пленит, я бы даже сказал – чарует, если держаться точного смысла этого
слова. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство,
которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор
ему…».
Во время Второй мировой войны Шагал по приглашению
нью-йоркского Музея современного искусства в мае 1941 года вместе с семьей из
Марселя отправился в США. В Нью-Йорк Шагал приехал на следующий день после
нападения Германии на Советский Союз.
«Я жил и работал в Америке, – вспоминал художник, – в
то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Один из его главных
циклов военных лет – «Деревня и война»: охваченные огнем крестьянские дома,
пылающий снег, распятый на пожарище художник.
В сентябре 1944 года Шагал пережил внезапную смерть
жены: огромной силой любви проникнуты композиции «Моей жене посвящается»
(1943–1944 годы), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи» (обе – 1945 год). В 1945
году Шагал написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.
Стравинского «Жар-птица».
В 1948 году художник вернулся во Францию, поселившись
около Ниццы. Вскоре он получил Гран-при за иллюстрации к «Мертвым душам» на
24-м биеннале в Венеции. В 1952 году Шагал женился во второй раз – на Валентине
Григорьевне Бродской. В пятидесятые–шестидесятые годы, совершив поездки в
Грецию и Италию, он создает циклы цветных литографий, станковых и книжных
работ. Наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя»
(1960–1962 годы).
В последние годы мастер уже не писал картины, полностью
посвятив себя литографиям. У Шагала в помощниках было два Шарля: литограф
Шарль Сорлие и художник по стеклу Шарль Марк.
Теперь Шагала все больше интересуют монументальные виды
искусства, он занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В 1957
году художник чрезвычайно увлекся витражами. Вместе с Марком Шагал сделал
около 1200 квадратных метров витражей для соборов Реймса, Меца, Цюриха,
небольшой деревушки Кент около Лондона, и, наконец, на тему «Мир» для ООН.
В 1963 году, когда Шагалу предложили расписать потолок
парижской оперы, ему было 76 лет. Над росписью он с увлечением трудился более
года.
Плафон в «Гранд-Опера», заказанный президентом Шарлем
де Голлем и министром культуры А. Мальро, завершенный в 1964 году, вызвал
небывалый резонанс. В 1966 году Шагал создал новый шедевр – панно для
«Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В том же году художник поселился на вилле «Коллин»
в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Ванс, километрах в двадцати
от Ниццы. Большие шагаловские полотна висели в просторной зале, в окно была
видна стена, украшенная мозаикой, выполненной по его рисунку. На этой вилле,
расположенной в глубине парка, художник прожил последние двадцать лет жизни.
В июне 1973 года Шагал вместе с женой посетил Москву и
Ленинград. Художник рассказывал о поездке на родину: «На улицах, когда нас
узнавали, тоже подходили незнакомые и тоже протягивали букеты цветов. И
подарками нас забросали. Нам дали целый апартамент в гостинице "Россия",
и секретаршу, и автомобиль с шофером». Когда Шагал вернулся из поездки, он
написал большую картину «Возвращение блудного сына». На фоне Витебска он
изобразил старика, перед которым стоит на коленях его сын.
По случаю девяностолетия художника в 1977 году была
развернута уникальная выставка его работ в Лувре. Он был награжден Большим
Крестом Почетного легиона. Последняя прижизненная выставка Шагала состоялась
в 1984 году в Национальном центре культуры и искусства имени Жоржа Помпиду.
Она была посвящена его рисункам, в том числе иллюстрациям к произведениям
Гоголя.
Марк Шагал умер вечером 28 марта 1985 года. Его
похоронили на обращенном к морю кладбище города Сен-Поль-де-Ванс.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Марк Шагал. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.