Добавить компанию




ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ О МУЗЫКЕ И ИСКУССТВЕ
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
КЛАССИКИ ОБ ИСКУССТВЕ
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ
ВЕЛИКИЕ СУДЬБЫ
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
ЦИТАТЫ ВЕЛИКИХ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕЦЕПТ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА » ЗАГАДКИ ИСТОРИИ




Рыцари. Тайна, покрытая доспехами

Просмотров: 1938 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

История рыцарства окутана романтической дымкой. Легенды о благородном короле Артуре и рыцарях Круглого стола, великолепный роман Вальтера Скотта «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», многочисленные фильмы — из них мы получаем представление о рыцарях как о неких супергероях, пожертвовавших мирскими благами ради подвигов во имя справедливости, добра и любви. Но соответствует ли это представление реальному положению дел? Откуда вообще появились в Европе рыцари?

О происхождении рыцарства писали многие ученые-историки, но к единому мнению относительно происхождения рыцарства не пришли. Некоторые считают толчком, послужившим появлению рыцарей, первые крестовые походы. Шатобриан относит начало рыцарского движения к началу VIII в. — эта точка зрения наиболее популярна и подтверждена многочисленными документами. Также очень отличаются взгляды на то, какими были рыцари: благородными, доброжелательными и мужественными или жестокими и высокомерными.

Возможно, что оба эти предположения в какой-то степени верны. Чтобы установить истину, обратимся к эпохе, предшествующей появлению рыцарства.

Ф. Кардини полагает, что феномен рыцарства был порожден комплексом факторов — как политических и экономических, так и культурных и духовных. Падение Римской империи под натиском варваров привело к осознанию преимущества конных воинов перед пехотой, из которой в основном и состояла римская армия. Именно при Адрианополе стало очевидным, что в военном отношении будущее за хорошо обученным и надежно защищенным конным воином. В этом смысле 410 г. можно считать тем зерном, из которого спустя 300 лет выросло пышное древо рыцарства. Одновременно с Востока в Европу проник образ воина-всадника, повергающего врагов и чудовищ, своеобразный идеал защитника. Он вполне соответствовал христианской доктрине и потому был принят священниками.

Подтверждение тому — образ Георгия Победоносца, гарцующего на коне и попирающего змея.

Период после краха Рима ознаменовался междоусобными войнами, падением нравов, почти полным уничтожением науки, которая теперь могла развиваться только в закрытых монастырях. Образ защитника вошел в сказания и легенды, таких героев ждали, эта социальная ниша была свободна. Много времени, чтобы заполнить ее, не потребовалось.

На дорогах Европы появились одетые в железо воины, побеждавшие разбойников, помогавшие тем, кто попал в беду. Простые люди действительно преклонялись перед рыцарями, и не только потому, что видели в них почти сказочных героев, пришедших из мифов древности. Во многом такое отношение порождалось благодаря влиянию Церкви. Духовные лица, видя в рыцарях стражей веры и покровителей сирот, смотрели на них как на солдат, достойных Божьего благословения. Католическая церковь придала большое значение. Рыцарь этому только зарождающемуся сословию. Второй, не менее важной причиной, по которой рыцари были популярны в народе, была та, что для своего времени рыцарь был на редкость надежно вооружен. При обилии разбойников и прочих охотников до чужого добра это был верный способ не только остаться в живых, но и победить обидчиков. Таким образом, звон оружия и доспехов вызывал трепет у беззащитных и безоружных селян. Воин, восседающий на коне и закованный в железные латы, был вершиной могущества в эпоху жалкого существования живущих впроголодь людей и дефицита металла. Как отдельная социальная группа рыцарство сформировалось в расцвет эпохи феодализма. Это были герои, вооруженная охрана, благородные воины, призванные защищать людей от разбоя и угнетения.

Эти воины быстро снискали себе авторитет в обществе благодаря отличной воинской выучке. В начале Средних веков только право сильного могло быть противопоставлено беззаконию всевозможных злоупотреблений, следовательно, рыцари в полной мере соответствовали духу времени и потребностям власть предержащих. Со временем рыцари составили неоднородную внутри социальную группу с определенным набором общественных функций, прав и обязанностей. Теперь слово «рыцарь» стало почетным званием высшего воинского сословия.

В период Высокого Средневековья рыцари выделились в отдельную привилегированную касту, в которую входили как короли и герцоги, так и обедневшие странствующие рыцари, которых с XII в. становилось все больше. В эту эпоху рыцарем мог стать только человек благородного происхождения, тогда как в более ранний период в сословие рыцарей проникали и представители низших слоев населения. Первоначально рыцарство служило королям и крупным феодалам, то есть не имело ни малейшего отношения к Церкви. Более того, идеалы первых рыцарей противостояли официальной церковной морали, но постепенно Церковь усиливала свое влияние, все активней привлекая элитарное воинство для защиты своих интересов. Приняв участие в крестовых походах, рыцари смогли достичь такой славы, влияния и богатства, которые были не у всех королей того времени.

Естественно, звание рыцаря стало заветной мечтой многих молодых людей. Оно сулило достаток, почет, славу и давало широкие связи в разных слоях общества. Неудивительно, что людям той эпохи казалось, что рыцарство распространяет вокруг себя какую-то волшебную прелесть, которая занимает, привязывает и обольщает. Возвеличиванию воинов в доспехах способствовали и странствующие певцы — трубадуры и менестрели, которые ярко и возвышенно рассказывали о многочисленных подвигах рыцарей, часто приукрашивая их, дабы произвести впечатление на слушателей.

Естественно, популярностью храбрые воины пользовались и у дам. И это было вполне заслуженное восхищение. В то время на Востоке женщины жили буквально в рабстве, да и в Римской империи до введения христианства женщины не имели права принимать самостоятельные решения и полностью зависели от воли мужчин. Только христианство заставило мужчин принять женщину не как рабыню, почти вещь, а как подругу и соратницу. На севере Европы христианство способствовало закреплению еще языческих представлений об особенной силе женщин, их талантах исцелять и пророчить. Здесь женщина стала почитаться как высшее существо. Эта вера и стала одной из основополагающих доктрин рыцарства, которое возвеличило женщину и сделало ее предметом поклонения. Все думы рыцаря были связаны с этим верованием, порождая чистую целомудренную любовь. Как только рыцарь избирал себе «даму сердца», которая со временем должна была сделаться его подругой и женой, он старался совершать подвиги в ее честь, нытаясь таким образом заслужить ее расположение и уважение. Желание понравиться даме удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать опасности. Однако кодекс рыцарства обязывал его, сохраняя верность своей даме, покровительствовать и другим женщинам, если они нуждались в защите и помощи. Действительно, благодаря поддержке рыцарства женщинам той эпохи удавалось сохранить свою честь и имущество или отомстить за нанесенную обиду. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не позволять никому другому делать это.

Девиз рыцарства гласил: «Бог, женщина и король». Какое отношение рыцари имели к Церкви и женщинам, мы уже разобрали, но чем обязаны были рыцарству короли? Если отвечать просто — властью. Ведь рыцарство способствовало сохранению вассальной верности, преданности, что и являлось залогом целостности королевства и авторитета его правителя. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями. Нарушившие кодекс чести становились презираемыми изгоями.

Разумеется, в реальности все было не так легко и красиво, как это выглядит на бумаге. Среди рыцарей были и стяжатели, и предатели, и просто разбойники, но в ту эпоху таких было меньшинство. С началом крестовых походов рыцари стали объединяться в ордены с суровым уставом и законами чести, которые исполнялись неукоснительно, по крайней мере по отношению к христианам. Забегая вперед, заметам, что со временем рыцари, сражавшиеся за Гроб Господень, получили чуть ли не статус святых и с той поры, что бы они ни творили, их былые заслуги покрывали все грехи. Но это произошло несколько позже, а вначале рыцарь был воплощением чести, мужества, доблести и милосердия.

Теперь для того, чтобы стать рыцарем, было мало иметь оружие и коня. Необходима была храбрость, преданность высоким идеалам, воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой — посвящение в рыцари — стало одним из красивейших и важнейших обрядов в ту эпоху. Со временем, когда рыцарство приобрело большое влияние, посвящение в рыцарское звание становилось все более и более затруднительным. Только родовой дворянин по отцу и матери, которому исполнился 21 год, мог быть посвящен. Человек, претендовавший на звание рыцаря, был подготовлен к этому с юных лет соответствующим воспитанием. Он должен был быть настолько силен и крепок, чтобы выносить без вреда для здоровья все трудности воинской жизни, и сам досконально знал все тонкости жизни и обязанностей воина. Желавший получить рыцарское звание должен был сначала доказать свое мужество, честь и доблесть. Только после многолетней подготовки он мог быть удостоен великого звания.

Как мы уже упоминали, рыцарями могли стать потомственные дворяне. И подготовка начиналась с детства. В десять лет мальчика было принято отсылать в семью более знатного или прославившегося своими подвигами рыцаря, с которым его родители состояли в родстве или в дружбе. Там ребенок осваивал обязанности пажа. Советы и пример таких рыцарей были главной составляющей образования. Взять на воспитание мальчика из другой семьи считалось для рыцаря большой честью. Следующей ступенью к званию рыцаря была должность оруженосца. В этом звании будущий рыцарь должен был прослужить несколько лет. Если в течение этого срока он отличался хорошим поведением, скромностью, мужеством и храбростью, то мог добиваться рыцарского звания. Старший рыцарь, или сеньор, или сам король наводил о нем справки и, получив одобрительные отзывы, назначал день посвящения. Для этого обряда обыкновенно избирались кануны церковных или светских праздников: дата коронования королей, рождения, крещения или брак принцев, Рождество, Пасха, Вознесение и т. д.

Будущему рыцарю давали несколько дней на подготовку. Новик (так называли готовящихся к посвящению) должен был соблюдать строгий пост и раскаиваться в грехах. После исповеди и приобщения Святым Тайнам новика наряжали в белоснежные льняные одежды, символизировавшие непорочность, которую должен соблюдать рыцарь. Именно отсюда берет происхождение слово «кандидат» — candidatus от candidus — «белый». Кандидат отправлялся в этом одеянии в церковь, где должен был провести всю ночь в молитвах.

На рассвете за новиком приходили рыцари, которые должны были участвовать в его посвящении, и вели кандидата в баню. После очистительных процедур на будущего рыцаря надевали перевязь с мечом, укладывали в постель и покрывали простым белым, а иногда и черным сукном в знак того, что он прощается с суетой этого мира и вступает в другую, новую жизнь.

В таком наряде кандидата вводили в церковь, где его ожидали родные и гости. Священник благословлял меч будущего рыцаря. После обряда старые рыцари, пригашавшие новичка в свои ряды, уводили юношу и нарядно одевали. Новоиспеченного рыцаря в парадном костюме приглашенный знатный рыцарь, а иногда и сам король, должен был облобызать. Этот ритуал проводился обычно в церкви или часовне. Затем торжественная процессия, впереди которой прославленные рыцари несли на подушках доспехи кандидата, входила в храм. Совершалась литургия во имя Святого Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, как можно ближе к алтарю. По окончании обедни священники зачитывали кандидату и всем присутствующим книгу со сводом рыцарских законов — Кодекс чести.

После этой церемонии наиболее знатный рыцарь вынимал свой меч и три раза ударял им по плечу кандидата. Рыцари, принимавшие в свои ряды новобранца, одевали на него части вооружения, поясняя смысл каждой из них, Примерно такими словами сопровождалось водружение на рыцаря шлема: «Господин рыцарь, как голова есть важнейшая часть человеческого тела, так шлем, ее изображение, составляет главнейшую часть рыцарских доспехов; вот почему его изображают над щитом герба — представителем прочих частей тела; как голова есть твердыня, в которой пребывают все душевные способности, то покрывающему голову этим шлемом не следует предпринимать ничего, что не было бы справедливо, смело, славно и высоко; не употребляй этого доблестного украшения головы на низкие ничтожные деяния, а старайся увенчать его не только рыцарским венцом, но и короною славы, которая да дастся тебе в награду за доблести».

После того как молодой рыцарь был полностью облачен в доспехи, ему подводили коня, покрытого попоной, на всех четырех концах которой был изображен родовой герб посвященного. Если новый рыцарь был королевской крови, то ему надевали мантию из красного сукна как знак его царского происхождения.

Таким пышным и длительным был обряд посвящения в рыцари в мирное время. Во время войны дело обстояло иначе — на поле брани было не до церемоний. Отличившемуся в бою воину рыцарское звание жаловалось среди лагеря или, если удавалось взять штурмом вражеские укрепления или город, в проломе вражеских укреплений. Бывали случаи, когда король, стремясь усилить свою армию, посвящал в рыцари сразу сотни простых воинов. И это было действительно отличным стимулом пробудить храбрость и мужество бойцов. Обряд посвящения в таких случаях был очень прост. Посвящаемого ударяли три раза мечом по плечу и говорили: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и Святого Великомученика Георгия жалую тебя рыцарем». Затем следовал обыкновенный обряд лобзания. Посвящение в рыцари в военное время имело любопытную особенность — часто воинам давали прозвища, соответствующие обстоятельствам, во время которых отличился возведенный в рыцари. Так появлялись рыцари битвы, рыцари приступа и даже рыцари подкопа…

Мы уже отмечали, что рыцарское звание было привилегией дворянства. Но иногда, крайне редко, бывали случаи, когда рыцарями становились простолюдины, оказавшие какую-то очень важную услугу. Но возвести простого воина или крестьянина в рыцари мог только король. Их называли «рыцарями из милости». У многих читателей может возникнуть представление, что рыцари жили легко и вольготно, пользуясь дарованными им привилегиями и властью. Но все было не так просто. Современным людям тяжело даже вообразить, насколько трудно было быть рыцарем. Хотя бы потому, что приходилось постоянно носить на себе доспехи. В XI–XVI вв. боевые доспехи миланской работы весили около 30 кг, а турнирные, более нарядные и тяжелые — около 40 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем, составляло вес примерно 20 кг. Не стоит забывать, что закована в броню была и лошадь. Броня состояла из нагрудника, накрупника, пластин, защищавших глаза и шею. Все это снаряжение весило вместе с седлом примерно 35 кг. Если предположить, что вес самого рыцаря составлял 80–90 кг, то мы получим впечатляющую цифру 160–170 кг. Именно такой вес приходилось тащить рыцарской лошади.

Естественно, такой груз был по силам далеко не каждому коню, потому-то рыцарские кони ценились особенно дорого и разводились в специальных конюшнях, которыми заведовали маршалы. Так назывался придворный чин, который с XVII в. стал воинским званием. Хорошая боевая лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые доспехи с вооружением стоили как 2–3 лошади, а иногда и дороже. Это вполне закономерно, поскольку от брони и оружия рыцаря зависела его жизнь, потому качества они должны были быть отменного. Не менее могучим должен был быть и сам рыцарь. Ведь он должен был не только нести на себе броню, но и сражаться. А оружие было тоже отнюдь не легким. Сохранившаяся в музее чешская боевая секира XIV в. имеет длину 114 см, но поднять ее над головой может далеко не каждый мужчина. Двуручный меч немецкого рыцаря длиной 170 см весит 16,6 кг. Учитывая эти обстоятельства, понятно, почему в поход рыцарь никогда не отправлялся один. Как правило, за рыцарем следовали оруженосец, который вез двуручный меч, два лучника, пеший копейщик и двое слуг. Этот отряд назывался «копьем». Физической подготовке рыцарей уделялось особое внимание. Хроники и летописи Средневековья описывают силу рыцарей, которая порождала легенды. Учитывая, какую нагрузку приходилось выдерживать рыцарям, силой они обладали действительно немалой. Летописи свидетельствуют, что Цезарь Борджиа мог одним ударом меча обезглавить быка, а ударом кулака свалить с ног лошадь. Польский рыцарь Завиша Парный, герой Грюнвальдской битвы 1410 г., по преданиям, мог метнуть копье на расстояние 70 м и в легких доспехах перепрыгнуть через коня. Немецкий рыцарь Конрад фон Своген, обороняя свой замок, два часа подряд сражался с врагами громадным двуручным мечом, сразив 19 человек. Правитель Цимисхий в полном вооружении мог поднять на плечи лошадь и пробежать с ней 50 м. В Лувре до наших дней сохранилось копье французского рыцаря XIV в. Мориса де Гийома, которое весит 19 кг и в диаметре имеет 7 см. Согласно легендам, он поразил им 176 врагов.

Таких могучих воинов среди рыцарей были сотни и сотни. Во время войн эта мощь сметала врагов, но какой угрозой она могла быть в мирное время или в междоусобных войнах? Вскоре могучая сила рыцарей нашла выход — в крестовых походах за Святую землю. Там же образовались первые рыцарские ордена. Но это уже совсем другая история.



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Рыцари. Тайна, покрытая доспехами" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2013-07-26


Теги: история, Крестовые походы, рыцари

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

04.12.16

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

30.11.16

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

23.10.16

Финал IV Международного конкурс вокалистов имени М.Магомаева в Москве Финал IV Международного конкурс вокалистов имени М.Магомаева в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Майя Плисецкая. Сквозь тернии к звездам Майя Плисецкая. Сквозь тернии к звездам

Новости Культуры

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль "Жизнь в танце", посвященный 80 летнему юбилею Мариса Лиепы

В культурном центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге пройдут новогодние мероприятия для детей

В культурном центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге пройдут новогодние мероприятия для детей

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0