Одно появление Дугласа Фэрбенкса на экране
вызывало улыбку, вселяло радость и тайное желание быть таким же ловким,
сильным и бесстрашным, как и он! Французский киновед Пьер Лепроон писал:
«В глазах иностранцев он являлся воплощением черт, составляющих
американский тип; своего рода большой ребёнок, которого не пугают
никакие трудности и не огорчают неудачи…» Историк кино Льюис Джекобс
придерживается того же мнения: «…Фэрбенкс создал образ честолюбивого,
прямого, молодого американца демократа… непобедимого и бесстрашного
человека, „сделавшего самого себя"»…
Дуглас Элтон Томас Ульман, известный
больше как Дуглас Фэрбенкс, родился 23 мая 1883 года в Денвере, штат
Колорадо. Его отец, Г. Чарлз Ульман, известный нью-йоркский адвокат,
приехал в Денвер, предварительно вложив все деньги в добычу серебра.
Однако дело у него не пошло, он начал пить и вскоре оставил семью. Мать
Дугласа, Элла, поменяла фамилию трёх сыновей на Фэрбенкс (её первый муж,
Джон Фэрбенкс, плантатор из Нью-Орлеана, умер от туберкулёза).
В детстве Дуглас занимался верховой
ездой, фехтованием, лёгкой атлетикой, играл в любительских спектаклях,
читал Шекспира и Байрона. В кино он пришёл уже известным
бродвейским актёром. Его дебютный фильм «Телец» вышел на экран осенью
1915 года. Фэрбенкс сразу стал модной звездой. Одна за другой выходят
картины с его участием. Герои Фэрбенкса с улыбкой преодолевали невзгоды и
опасности. Зрители думали, что и они с той же лёгкостью способны
справиться с любыми ударами судьбы. «Браво, Фэрбенкс!» — кричала публика
и «Браво, Фэрбенкс!» — вторили ей критики.
«Он похож на Ариэля», — утверждал
журналист Алистер Кук. Дуглас выполнял трюки с той же лёгкостью, с
которой Фред Астер танцевал с подставкой для шляп. Фэрбенкс утверждал,
что здоровье и оптимизм — это «самые большие достоинства, которыми может
обладать человек». «Они очень пригодились мне на сцене, ибо я никогда
не претендовал на роль большого актёра».
Лучшим другом Фэрбенкса был Чарли
Чаплин. Дуглас придумал красивую историю их первой встречи. В 1910-х
годах в Калифорнии какой-то человек стоял возле кинотеатра, где шёл
фильм с Фэрбенксом. Проходящий мимо мужчина невысокого роста спросил у
него: «Хороший фильм?» — «Там играет самый лучший артист кино», —
раздалось в ответ. «Он так же хорош, как Чаплин?» — не отставал
коротышка. «Он во много раз превосходит его. Они просто в разных
категориях». Тогда маленький человек заявил, что он Чаплин. Его
собеседником оказался Фэрбенкс.
В 1918 году вместе с Чаплином и своей
будущей женой Мэри Пикфорд Фэрбенкс предпринял поездку по Штатам,
распространяя военный заём, называвшийся почему-то «Займом свободы».
Турне самой знаменитой артистической тройки немало способствовало успеху
займа и укреплению популярности его пропагандистов. Фэрбенкс и Чаплин
выступали на Уолл-стрит. Пятьдесят тысяч человек толпились на улице,
высовывались из окон и смотрели с крыш. Фэрбенкс держал друга над своей
головой; Чаплин размахивал котелком; толпа неистовствовала.
Незадолго до окончания войны Фэрбенкс,
Чаплин и Пикфорд совместно с Дэвидом Гриффитом основали собственную
независимую кинокомпанию «Юнайтед артистс» — к этому времени они были
миллионерами.
Карьера Фэрбенкса оказалась под угрозой
после того, как он развёлся с первой женой Бет, от которой имел сына
Дугласа-младшего. Дуглас, по мнению зрителей, воплощал в реальной жизни
бойскаутские идеалы своих героев. Маленькая Мэри была национальным
символом, «мифом и легендой». «Не имя, — писал критик К. А. Лежун, —
лежало в основе современного кинематографа; её репутация стала
репутацией всей индустрии». Если бы их роман стал достоянием гласности,
карьера Пикфорд рухнула бы, а вместе с ней, по мнению некоторых, рухнуло
бы и всё немое кино.
Фэрбенкс всё же заставил Мэри сказать
«да» в доме Брюора 28 марта 1920 года (хитрый Дуглас заверил Пикфорд,
что эта дата особенно благоприятна по астрологическому календарю).
Они поженились и были удивительно
счастливы. Фэрбенкс отремонтировал свой старый дом, обставил его и
пристроил несколько комнат для гостей. Супруги жили на широкую ногу — у
них была превосходная прислуга и повар, а Дуг был превосходным хозяином.
Слава Фэрбенкса была в зените, и
казалось, ни большей популярности, ни лучших фильмов в его жизни уже
быть не может. Ближайшие годы показали ошибочность такого суждения.
Фэрбенкс становится экранным воплощением героев исторических и
легендарных. «Знак Зорро» имел такой успех, что актёр на целое
десятилетие стал кумиром поколения: он виртуозно фехтовал на шпагах в
роли д'Артаньяна в «Трёх мушкетёрах», перепрыгивал с башни на башню в
роли Робин Гуда, парил на крылатом коне в феерическом «Багдадском воре» и
плыл под парусом в «Чёрном пирате».
За десять лет супруги Фэрбенкс совершили
семь кругосветных путешествий. В 1921 году они посетили Италию,
Францию, Швейцарию, Ближний Восток и Африку. В 1924 году за три месяца
побывали в Лондоне, Париже, Мадриде, Берне, Люцерне, Цюрихе, Мюнхене,
Берлине, Осло, Копенгагене, Амстердаме и Брюсселе. Поскольку звёздную
чету принимали царственные особы и аристократы, в сознании людей они
ассоциировались с международной элитой. Возможность появиться на одной
фотографии с Фэрбенксами льстила монархам.
Всё это питало тщеславие Дугласа и
удовлетворяло его страсть к путешествиям. Общаясь с королями и
королевами, он старался выглядеть стопроцентным янки. Говорили, что
встретиться с Фэрбенксом — это всё равно что встретиться с самой
Америкой.
Особенно тепло Дугласа и Мэри встречали в
Лондоне. Фэрбенкс был в хорошей форме. Он вышел на балкон отеля,
вспрыгнул на балюстраду и повис на руках, словно настоящий киногерой.
Толпа внизу взревела от восторга.
В тот вечер Фэрбенксы отправились в
«Вест Энд», чтобы посмотреть Джорджа Роби в пьесе «Джонни Джоунс». Они
опоздали на спектакль из-за уличных пробок. Когда Дуглас и Мэри вошли в
зал, действие на сцене прервалось. Гости заняли свои места в королевской
ложе, украшенной британскими и американскими флагами. Спектакль
возобновился лишь после десятиминутной овации.
Поклонники могли прочитать в газетах,
что Фэрбенкс встаёт в пять утра, полчаса бегает трусцой вокруг дома,
делает стойку на руках. Вернувшись в дом, он выбирает себе подходящую
одежду из тысячи рубашек, семидесяти пиджаков и брюк, тридцати пяти
пальто, тридцати семи шляп и пятидесяти пар туфель. В шесть часов он
встречается с Мэри в столовой цвета слоновой кости. Завтракая перед
овальным окном, они пьют чай из серебряного сервиза и обсуждают планы на
день.
В книге «Моя биография» Чаплин много и
тепло рассказывает о своём друге. Вспоминает его романтический характер и
неожиданный при этом практицизм, воздаёт должное большому артисту.
«Дуглас недаром пленял воображение зрителей и заслужил их горячую
любовь, — писал Чаплин. — Весь дух его картин, их оптимизм, неизменная
удачливость героя отвечали вкусу американцев, да и зрителей всего мира.
Он обладал удивительным обаянием и мальчишеской способностью увлекаться,
заражая ею публику. Когда я узнал его поближе, меня особенно подкупила
его обезоруживающая честность — Дуглас признавался, что по натуре он
сноб и его тянет к знаменитостям».
Хотя сам Дуг пользовался невероятной
популярностью, это не мешало ему искренне хвалить чужой талант и очень
скромно отзываться о своём. Он часто повторял, что Мэри Пикфорд и Чаплин
гениальны, а его дарование очень невелико.
У Дугласа было множество друзей из самых
разных слоёв общества, начиная от ковбоев и кончая королями, и в каждом
он находил что-то интересное для себя. Особенно ценил Дуглас своего
приятеля Чарли Мака, бойкого ковбоя, который всегда умел его рассмешить.
В своей студии Фэрбенкс располагал
роскошными апартаментами, с турецкой баней и бассейном для плавания.
Здесь он принимал своих именитых гостей: угощал их завтраками, водил по
студии и показывал, как делаются фильмы.
После съёмок все шли в частный спортзал
при студии «Пикфорд-Фэрбенкс». По слухам, герцог Альба фехтовал в этом
зале, сэр Артур Конан Дойл боксировал с грушей, а король Швеции
демонстрировал шведскую гимнастику. Больше всего повезло лорду
Маунтбеттену: он всего лишь посмотрел баскетбольный матч.
После интенсивных тренировок Фэрбенкс
приглашал гостей попариться в турецкой бане и поплавать в бассейне.
Чаплин шутил, что «было даже забавно представляться королю Сиама в тот
момент, когда ты только что выскочил из парной и собираешься нырнуть в
бассейн».
В турецкой бане Дугласа можно было
встретить высокопоставленных персон, включая герцога Альбу, герцога
Сатерлендского, Остина Чемберлена, маркиза Вены, герцога Панаранда и
многих других.
«Привет, Дуг, — сказал как-то утром
Чаплин. — Как поживает герцог?» — «Какой герцог?» — спросил Фэрбенкс. —
«О, — пожал плечами Чаплин, — любой герцог».
Естественно, когда у Фэрбенксов в гостях
бывали герцоги, то в первый вечер обычно слышалось официальное «ваша
светлость», но очень скоро «ваша светлость» уступало фамильярному
«Джорджи» или «Джимми».
Однажды во время уик-энда Фэрбенкс
разбудил всех гостей до восхода солнца, заставил их сесть на лошадей и в
сумерках отправиться к каньону, где был разбит лагерь. Там их ждали
бифштексы и грейпфруты. Когда встало солнце, ковбойский квартет заиграл
музыку кантри, а Фэрбенкс принялся рассказывать историю о мексиканском
бандите, логово которого якобы находилось неподалёку.
Гости в восторге от изобретательности
Дуга. «Как он обаятелен!» — признавались по секрету дамы. Фэрбенкс и в
самом деле был обаятелен, и никто не умел так очаровывать женщин, как
он.
Дуглас Фэрбенкс родился, чтобы стать
знаменитым, родился для кино. В течение пятнадцати лет публика видела в
нём своего кумира. Все эти годы Дуг процветал и ни о чём не задумывался.
Все восхищались им. Но время шло, и зрительские вкусы менялись.
Страшный кризис 1929 года,
парализовавший всю американскую экономику, окончательно убил
фэрбенксовские сказки. Да и самого актёра фильмы интересовали всё
меньше, и если прежде он отдыхал в перерывах между съёмками, то теперь
делал фильмы в промежутках между путешествиями.
Фэрбенкс играл в гольф в Англии. Едва
вернувшись на родину, отправлялся путешествовать по миру в компании с
Чаком Льюисом и режиссёром Виктором Флемингом. В Японии Дуг увлёкся
фехтованием и джиу-джитсу. В Шанхае он посещал опиумные притоны. В
Бангкоке встречался с местным королём. Во время сафари в Индии Фэрбенкс,
верхом на слоне, убил трёх леопардов, тигра и пантеру.
Актёр убегал от своих демонов, изучая
Филиппины, Суэцкий канал, Сибирь, Маньчжурию, Монголию и Марокко.
Фэрбенкс мог бы играть в гольф и в имении «Пикфэр», но ему нравилось
участвовать в международных соревнованиях. Он нередко играл с принцем
Уэльским.
Весной 1932 года в Лондоне на приёме,
посвящённом приезду короля Испании, он увлёкся леди Сильвией Эшли,
красавицей со скандальной репутацией. После развода с Мэри Пикфорд он
взял Сильвию в жёны. Супруги поселились в уединённом доме на побережье.
Фэрбенкс больше не снимал фильмов, его не обслуживала армия слуг. Он сам
готовил коктейли для гостей, играл в карты и рассказывал старые
истории. Его любимым занятием оставался гольф.
Фэрбенкс умер от сердечного приступа 12
декабря 1939 года. За несколько дней до этого он почувствовал боль в
сердце и по совету врачей лёг в постель. Актёр успел встретиться со
своим братом Робертом. Дуг с горечью заметил, что жизнь наскучила ему;
он добился всего, чего хотел, и желает лишь скорой смерти…
Природа наделила каждого из нас уникальной красотой, но время беспощадно ко всему прекрасному, и мы должны заботиться о том, чтобы подольше сохранить наш великолепный образ. Качественная пластическая хирургия поможет исправить мелкие и большие недостатки нашей внешности. Красота не требует жертв, она требует заботы, внимания и бережного подхода.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Дуглас Фэрбенкс. Бесстрашный американец"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.