Ив Монтан (настоящее имя Иво Ливи) родился 13 октября
1921 года в итальянской деревушке Монсуммано Альто, в пятидесяти километрах от
Флоренции. «Мама назвала меня Иво, - вспоминал Монтан - Фамилия моего отца -
Ливи. Когда я появился на свет, у меня уже были брат и сестра. Родители
говорили, что жизнь была тогда очень трудной: нищета, безработица.
В 1923 году,
когда отец со всеми нами сбежал во Францию, мне было всего два года. Ему не нравился фашизм. Он боялся, как бы его сыновей не забрали силой в
отряды Балилла. «Мои сыновья не будут ходить в черных рубашках, они не будут
носить траур по Италии» Он был прав. Италия черных рубашек была страной,
заранее надевшей траур по своим детям. Мы задержались в Марселе. У нас не
осталось ни гроша, и дальше ехать было не на что.»
Иво стал ходить во французскую школу и неплохо учился. Но школу пришлось
бросить: отцу слишком тяжело, он кормит троих детей и жену. С пятнадцати лет
Иво пошел работать.
Кем только не был: гарсоном в кафе, учеником бармена, рабочим на макаронной
фабрике и даже дамским мастером.
«Я вкалывал не только ради куска хлеба, но и ради свободы, ради права
делать то, что я хочу, - говорит Монтан - Все остававшиеся деньги я тратил на
пластинки Мориса Шевалье и Шарля Трене. Я умирал от желания стать таким, как
они. Для меня они были самыми великими! Я знал наизусть все их песни. Я ходил их
слушать, когда они приезжали в Марсель. Дома перед зеркалом я копировал их
жесты. Я работал так часами и был счастлив. И вдруг однажды мне удалось спеть в
одной забегаловке на окраине. Для меня это был «Альказар» (старейший
французский мюзик-холл - авт.)
Именно в этом кабачке мне пришлось изменить фамилию.
«Иво Ливи, - сказал мне хозяин, - это плохо. Слишком типично и не звучит”.
Я взял французское имя, «а monta» превратил в Монтана.
Я выступал сначала в маленьких третьесортных залах, потом во второсортных
и, наконец, добрался до «Альказара”. Его хозяин - Эмиль Одифред. Ему я обязан
началом своей карьеры. Он ко мне великолепно относился. Он говорил: «Вот
увидишь, сынок, в Марселе тебя ждет мировая слава”.
И мы оба смеялись. Но в первый вечер меня колотило от страха.
Когда в Марселе люди идут в театр, они несут с собой автомобильные гудки,
помидоры, тухлые яйца с намерением пустить их в дело, если что-то не
понравится. Со мной все прошло отлично, даже устроили овацию.
Война все поломала. Я стал рабочим-металлистом, точнее, формовщиком. Это
очень вредно для легких. Мне выдавали три литра молока в день. Потом я стал
докером.»
Прекрасно понимая, что в Марселе настоящей карьеры не сделать, Монтан
подался в Париж. Ему повезло - в феврале 1944 года он выступил в «АВС”.
«В 1945 году он, спасаясь от мобилизации на трудовой фронт, бежит из
Марселя в Париж и начинает искать ангажемент, - пишет Н. Сарников. - В руках у
него потрепанный чемодан, в кармане несколько франков и выцветшая марсельская
афиша: «Поет Ив Монтан, человек-динамит”.
Монтан шарахается от немецких жандармов, смешит парижан своим марсельским
акцентом и, с трудом сдерживая дрожь в коленках, ездит в метро, которое
приводит его в ужас. Ему волей-неволей приходится много колесить по Парижу: он
пробуется чуть ли не во всех кабаре - «Болье», «Фоли-Бельвиль», «Бобино”.
Наконец приходит черед «Мулен-Руж» (для молодого певца это уже успех) - тут
Монтан встречает Эдит Пиаф. Она поможет ему сделать карьеру, научит
разговаривать с импресарио. И навсегда разобьет его сердце”.
О первой встрече Монтана и Пиаф подробно пишет в своей книге о великой
певице С. Берто: «Периоду, который наступал, суждено было длиться долго. Эдит
назвала его «фабрикой», потому что она сама стала формировать певцов. Открыла
их серийное производство. Начала она с Ива Монтана.
Лулу сказал как-то Эдит: «Больше вам не будут навязывать актеров в качестве
«американской звезды”. Теперь право выбора за вами. Для концертов в «Мулен-Руж»
вам предлагают Ива Монтана”.
- «Нет. Я о нем не имею представления. Я хочу Роже Данна, оригинальный
жанр. Это товарищ, его я знаю”.
Но Роже не было в Париже. И никого нельзя было пригласить из провинции, все
стало слишком сложно. Дело происходило за месяц до Освобождения.«Ну ладно, -
сказала Эдит - Назначьте прослушивание вашему Иву Монтану. Я приду”.
Сидя в глубине зала «Мулен-Ружа», Эдит ждала. На сцену вышел крупный
темноволосый парень, по типу итальянец, красивый, но безвкусно одетый:
В довершение всего он стал петь старые американские и псевдотехасские
песенки, подражая Жоржу Ульмеру и Шарлю Трене. До чего же это было плохо! Я
следила за Эдит, будучи уверена, что она не досидит до конца.
Спев три песни, он вышел на авансцену и вызывающе спросил: «Ну что,
продолжать или хватит?«Хватит, - крикнула Эдит, - подожди меня”.
Я была уверена, что он сейчас взорвется. Эдит знала, что он злится на нее
за это прослушивание и что он, не стесняясь, говорил о ней так: «реалистическая
песня в уличном исполнении», «скука смертная» и т.п
Забавно было смотреть на них издалека: он стоял на краю сцены, она - внизу,
такая маленькая, что ее нос не доставал до его колен. Он счел унизительным для
себя нагнуться к ней. Но Эдит не собиралась вести с ним длинной беседы: «Если
хочешь петь в моей программе, приходи через час ко мне в отель «Альсина”.
Ив задохнулся, побелел от бешенства. Однако через час в комнате отеля
«Альсина» сдался на милость победителя. Эдит не стала надевать белых перчаток.
- Для краткости начнем с твоих достоинств. Ты красив, хорошо смотришься на
сцене, руки выразительные, голос хороший, приятный, низкий. Женщины по тебе
будут сходить с ума. Ты хочешь выглядеть и выглядишь умным. Но все остальное -
нуль. Костюм дурацкий, годится для цирка. Жуткий марсельский акцент,
жестикулируешь, как марионетка. Репертуар не подходит совершенно. Твои песни
вульгарны, твой американский жанр - насмешка”.
- Он нравится! Я с ним добился успеха.
- В Марселе! Там уже четыре года ничего не видели. А в Париже публика рада,
когда пародируют оккупантов. Здесь аплодируют не тебе, а американцам. Но когда
американцы будут здесь, рядом с ними ты будешь выглядеть как придурок. Ты уже
вышел из моды.
Пытаясь подавить злость, Ив даже скрипел зубами. Эдит внутренне веселилась.
- Спасибо, мадам Пиаф Я понял. Я вам не подхожу.
- Опять не угадал. Подходишь, и я не хочу помешать тебе заработать на жизнь.
Пиаф стала той ракетой, которая вывела Монтана на орбиту большой эстрады. В
дальнейшем же своей эстрадной и кинематографической карьерой Монтан в немалой
степени обязан Симоне Синьоре, которая ради него оставила мужа, режиссера Ива
Аллегре. Поженились 22 декабря 1951 года в мэрии Сен-Поль-Де-Ванса.
Монтан говорил: «Она была такая умница, в совершенстве знала английский,
латынь, историю - не то, что я, дремучий босяк. Симона воспитывалась в
интеллигентной семье, ее отец дружил с драматургом Жаном Ануем, художником
Полем Гримо, а сама она общалась с Превером и Луисом Бунюэлем.
Меня, примата, только в 23 года узнавшего о существовании Бодлера, она
заставляла читать книги и даже в домашней обстановке изъясняться высоким
стилем: «Прошу, подайте соль, что под рукой у вас», «Сударыня, как приятно вас
лицезреть”.
Под умелым и внимательным руководством Синьоре он совершенствует свое
мастерство. В своих песнях он обращается к поэзии Л. Арагона, Г. Апполинера, П.
Элюара, Ж. Провера, к актуальным политическим темам.
Во второй половине 50‑х годов Ив Монтан приехал в СССР. Его уже знали
благодаря прославленному кукольнику Сергею Образцову. Из Парижа он привез
несколько пластинок и с помощью радио познакомил с Монтаном советского
слушателя.
В 1956 году в предисловии к книге Монтана под названием «Солнцем полна
голова» Образцов рассказывал:
«Тот концерт, на который мы пришли в зал «Этуаль», не был премьерой
Монтана. Он пел в этом зале и вчера, и позавчера, и неделю назад. Он пел уже
несколько месяцев подряд одни и те же песни, и каждый день две тысячи человек
заполняли зал и еще сотни не могли достать билетов. Молодой, спортивный, в
коричневой куртке с расстегнутым воротом, заправленной в такие же коричневые
штаны. Легкий, но не развязный, ловкий, могущий сделать во время песни про
акробатов «колесо», но вовсе не эксцентричный и не хвастающийся своей
ловкостью.
Сзади него - большой, туго натянутый занавес из тюля. За тюлем маленький
оркестр. Он виден, но не мешает, не лезет в глаза. Как только Монтан начинает
петь, перед вами остается только один человек, объемный силуэт которого вырезан
на белом экране тюля.
Какие же песни поет Монтан? Разные, очень разные. О чем они? О многом. И об
очень значительном, и о том, что, на первый взгляд, может показаться пустяком,
но что никогда не пустяк.
Девушка, красивая, молодая, качается на качелях, и ничего ей, кроме
качелей, не нужно. Влюбился в нее человек. Простой человек. Стал угощать
конфетами, повел смотреть балаганы. Она сказала «мерси» и побежала качаться на
качелях. Он дождался ее внизу и поцеловал. Но она опять убежала качаться.
Наконец он сделал ей предложение. Женился. А она все-таки бежит на качели.
Смешная песня.
Комичность ее Монтан сохраняет полностью и ничем не отягчает песенной
легкости, но все это окрашено таким нежным, добрым и чистым отношением Монтана
к героине своей песни, что сама песня становится прекрасной, как хрусталь.
А вот другая песня. Маленький негр чистит обувь белым людям. Солнце он
видит только тогда, когда оно отражается в блеске начищенных им башмаков. Луч
прожектора освещает Монтана.
Черная тень все растет и растет сзади певца на широком экране, и песня о
маленьком негритянском мальчике становится песней о судьбе большого народа. Вы
видите, как не похожи эти песни - веселая и совсем не веселая. По-смешному
любовная и социально заостренная, антирасистская. Совсем не похожи. Но верой в
людей объединяет их Монтан.
Он поет о шофере, ведущем грузовик по бесконечной ленте дорог, и вы
понимаете, как безжалостен бывает труд. Он поет про дирижера симфонического
оркестра, полюбившего обыкновенную девушку, которой нравится только простая
музыка танцев, и вы понимаете, что, как бы прекрасно и сильно ни было
искусство, все равно любовь сильнее, потому что она прекраснее.
Он поет про солдата, идущего на войну с надеждами на славу и возвращающегося
никому не нужным, с узелком грязного белья за спиной.
А потом Монтан рассказал - не спел, а тихо рассказал - про девушку, которую
звали Барбара. Он любит ее, хоть и видел всего только раз. Это было давно. Она
шла по лестнице, и кто-то ее окликнул: «Барбара!»
И девушка кинулась на этот зов, и стало ясно, что ее позвал возлюбленный. С
тех пор прошли годы. Была война.
Неужели девушка несчастна? Неужели ее возлюбленный убит? Как горько, как
страшно думать о том, что девушка, которую любишь, несчастна!» Представ перед
москвичами, Монтан полностью оправдал надежды. Однако после того как Монтан,
убежденный антисталинист, снялся вместе со своей женой в известном фильме 1969
года по мотивам горестных воспоминаний чешского коммуниста Артура Лондона
«Признание», он подвергся несправедливым нападкам со стороны советской прессы.
Участие в фильме «Признание» надолго сделало его «невъездным» в СССР он
приехал туда только в 1989 году, когда этот фильм показали в Москве.
Параллельно с эстрадными триумфами успешно развивалась и его кинокарьера.
Свою первую роль в кино он получил в фильме М. Карне «Врата ночи» (1946), где
еще выглядел явно беспомощным. Однако Монтан оправдывает свой псевдоним
«растущий”.
Он очень трудолюбив и явно прогрессирует в фильмах, где режиссеры используют
его выгодные внешние данные, мужественность. Первый большой успех принесла ему
картина Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1952).
Далее он с убедительным мастерством и обаянием играл в таких содержательных
фильмах, как «Сейлемские колдуньи», «Люди и волки», «Война окончена», «Жить,
чтобы жить», «Все хорошо», «Красный круг», «Полицейский пистолет «Питон-357»,
«Признание», «Убийцы в купе», «Дикарь”.
Последнюю роль актер сыграл в фильме Ж. Ж. Бенекса «ИП-5», вышедшем на
экран уже после его смерти.
В 1985 году умерла жена певца Симоне, а в шестьдесят семь лет Монтан
впервые стал отцом. Матерью стала его бывшая секретарша Кароль Амьель, с
которой он начал встречаться еще при жизни Симоне. Увы, Монтану недолго
довелось общаться со своим сыном Валентином: он умер 9 ноября 1991 года.
Собираетесь в загранпоездку? Тогда вам обязательно надо сделать срочное фото на документы,на загранпаспорт или на визу. Такое ответственное дело следует доверить только настоящим профессиональным фотографам.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Ив Монтан. Человек-динамит"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.