В настоящее время нет уже возможности установить истинное
происхождение этого инструмента. Одни думают, что кастаньетами
пользовались мавры, которые при завоевании Испании так пленили сердца
испанцев, что последние приняли «дар варваров»
и впредь не сочли
возможным отказаться от них даже в своих исконных народных плясках.
Другие полагают, что кастаньеты последовали за великим мореходом
Христофором Колумбом (1446?- 1506) в дни его возвращения на родину после
открытия «Нового Света» в 1492 году. Наконец, третьи утверждают, что во
времена Римской Империи кастаньетами пользовались андалузские
танцовщицы. Словом, нет ещё единого мнения по этому поводу и вопрос о
происхождении кастаньет остался, в сущности, открытым. Известно только
одно, что кастаньеты в виде хорошо отточенных камушков известны чуть ли
не всем народам вселенной. Даже сейчас, под именем кайрак, такими
кастаньетами пользуются многие народы Средней Азии, уровень музыкального
развития которых уже достаточно высок. И тем не менее, среди
музыкантов, твердо установилось мнение, что кастаньеты - инструмент
испанского происхождения. Правда, они забывают, что в Срединной Италии
кастаньеты были известны с незапамятных времён и итальянцы справедливо
оспаривают своё преимущество владеть правом первенства. Однако,
справедливость требует согласиться с действительностью, - итальянцы не
располагают столь обширным выбором разнообразных рисунков, какие в
изобилии могли-бы предложить испанцы. Это существенное обстоятельство
даёт основание думать, что в Испании кастаньетами пользовались шире, чем
в Италии, и пусть поэтому они останутся «испано-мавританским»
инструментом. Суть дела от этого не пострадает, если принять во
внимание, что в оркестре «подлинными» кастаньетами теперь уже никогда не
пользуются.
Современные кастаньеты, если они действительно «настоящие»,
выдолблены наподобие створок морских ракушек из твёрдого, чаще всего
гренадильного или палисандрового дерева, а точнее, - из чёрного
эбенового дерева, букса, пальмы и даже самшита. Однако, Форсайт немного
уточняет «производственную» сторону вопроса и говорит, что в Испании
«они делаются не из латуни, а из каштана- castana, и под именем
castanuelos превратились в характерный инструмент испанского
крестьянства». Но если придраться к английскому слову chestnut, имеющему
двоякое значение «каштана» и «бабки», то можно предположить, что
кастаньеты делаются также и из кости,- конечно, не лошадиной, а
слоновой, что, кстати сказать, вполне подтверждается свидетельством
Жозэфа Баггэрса. Однако, современные мастера заменили дерево таким
сплавом, который вполне отвечает своему назначению и ничуть не уступает
самым жёстким породам дерева.
Итак, обе створки имеют на ушках крохотные отверстия, сквозь которые
пропущена шёлковая шнуровка, позволяющая исполнителю прочно укрепить
кастаньеты в своей ладони. Это делается очень просто. Большой палец
каждой руки пропускается в петлю снизу и снаружи между шнуром и
ракушками. Шнур натягивается, и верхние концы - плавнички-выступы
кастаньет - тесно смыкаются, тогда как самые створки их чуть-чуть
расступаются. Свободные четыре пальца руки поочередно и вполне
произвольно постукивают ракушками, отвечая в полной мере намереньям
исполнителей, - вернее исполнительниц, - испанских девушек, владеющих
искусством игры на кастаньетах с незапамятных времён и передающих его по
наследству из поколенья в поколенье чуть ли не с младенческого
возраста.
Старинные кастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и
танцовщицы, делались всегда двух размеров. Кастаньеты больших размеров
назывались macho, держались левой рукой и отбивали основное движенье
танца - el golpe, тогда как кастаньеты меньших размеров - hembra,
находились в правой руке и выбивали весьма разнообразный и замысловатый
рисунок - el redoble, которым, собственно, и отличалось сопровождение
различных танцев и песен. В этих последних кастаньеты выступали только в
качестве отыгрыша, - во время перерыва в партии голоса.
Франсуа-Огюст Геварт приводит ряд особенно распространённых в Испании
сопровождений к танцам. Все эти ритмические построения, как справедливо
замечает Шарль-Мари Видор, в общем «мало разнообразны», но тем не менее
они значительно сложнее того, что пишется современными композиторами
под видом «испанской» музыки. Сэсиль Форсайт ещё резче упрощает эти
рисунки и сводит их вообще к трём «основным» трёхдольным построениям,
могущим повторяться, по его мнению, ad finem et nauseam - «до
бесконечности и отвращения»...
Да это и понятно. Овладеть сложным искусством свободной игры на этой
разновидности кастаньет далеко не так просто и отнюдь не каждому
современному исполнителю не-испанцу удаётся достичь подлинного
совершенства в этом направлении. Именно по этой причине, для северян и
были созданы «упрощенные» или оркестровые кастаньеты, крайне далёкие от
того, что так пленяло в жгучих испанских и цыганских плясках.
Современные оркестровые кастаньеты бывают как из дерева, так и из
металла. Деревянные кастаньеты состоят из маленькой, удобно помещающейся
в ладони исполнителя рукоятки, с одной или двух сторон которой, в
зависимости от разновидности, неподвижно укреплены две дольки, так же
напоминающие своим видом створки морских ракушек. Одна или две другие
дольки, - по одной на каждую сторону,- прилажены с таким расчётом, чтобы
мгновенно отвечать на малейшее, несколько судорожное движение руки
исполнителя и свободно выстукивать столь памятные своим острым
пощёлкиваньем, ритмические построения отнюдь не затейливого склада.
Здесь-же уместно заметить, что «односторонние» кастаньеты, состоящие из
рукоятки и двух долек только с одной стороны её, не располагают большой
силой звука ни в отдельных ударах, ни в tremolo, тогда как
«двухсторонние», снабжённые двумя парами долек, расположенными либо
рядом, либо на противоположных концах, напротив, способны дать звучание
значительной силы. Металлические кастаньеты, по своему устройству
ничего, конечно, не имеющие общего с собственно кастаньетами, сделаны
ещё проще. Они очень близко напоминают самые обыкновенные щипчики для
сахара с той только разницей, что их плоские лапки заменены здесь
крохотными мисочками. Но ни те, ни другие не идут дальше убогой
побрякушки и ни в какой мере не могут соперничать с подлинными
кастаньетами. Тем не менее, эти «оркестровые кастаньеты», которые во
время игры исполнитель держит правой рукой за ручку и, встряхивая ими,
заставляет ударяться чашечками друг о друга,- вполне удовлетворяют всем
несложным требованиям так называемой «испанской музыки», столь щедро
разбросанной в произведениях целого ряда композиторов.
Источник: Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. - Т.2. - М., 1953.
Музыканты часто используют Газели для перевозки музыкальных инструментов и аппаратуры. Это удобно и практично. А чтобы ваш незаменимый помощник работал всегда исправно позаботьтесь о ремонте газового оборудования на Газель и установке новейшего оборудования. Быстрая доставка аппаратуры к мечту назначения - это залог вашего успеха!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "КАСТАНЬЕТЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.