Добавить компанию




МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ
СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ
МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ
КЛАВИШНЫЕ
УДАРНЫЕ
ЭЛЕКТРОННЫЕ
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ИНСТРУМЕНТЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
НАСТРОЙКИ
МАСТЕРА

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ » УДАРНЫЕ




КАСТАНЬЕТЫ

Просмотров: 9571 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:


В настоящее время нет уже возможности установить истинное происхождение этого инструмента. Одни думают, что кастаньетами пользовались мавры, которые при завоевании Испании так пленили сердца испанцев, что последние приняли «дар варваров» и впредь не сочли возможным отказаться от них даже в своих исконных народных плясках.

Другие полагают, что кастаньеты последовали за великим мореходом Христофором Колумбом (1446?- 1506) в дни его возвращения на родину после открытия «Нового Света» в 1492 году. Наконец, третьи утверждают, что во времена Римской Империи кастаньетами пользовались андалузские танцовщицы. Словом, нет ещё единого мнения по этому поводу и вопрос о происхождении кастаньет остался, в сущности, открытым. Известно только одно, что кастаньеты в виде хорошо отточенных камушков известны чуть ли не всем народам вселенной. Даже сейчас, под именем кайрак, такими кастаньетами пользуются многие народы Средней Азии, уровень музыкального развития которых уже достаточно высок. И тем не менее, среди музыкантов, твердо установилось мнение, что кастаньеты - инструмент испанского происхождения. Правда, они забывают, что в Срединной Италии кастаньеты были известны с незапамятных времён и итальянцы справедливо оспаривают своё преимущество владеть правом первенства. Однако, справедливость требует согласиться с действительностью, - итальянцы не располагают столь обширным выбором разнообразных рисунков, какие в изобилии могли-бы предложить испанцы. Это существенное обстоятельство даёт основание думать, что в Испании кастаньетами пользовались шире, чем в Италии, и пусть поэтому они останутся «испано-мавританским» инструментом. Суть дела от этого не пострадает, если принять во внимание, что в оркестре «подлинными» кастаньетами теперь уже никогда не пользуются.

Современные кастаньеты, если они действительно «настоящие», выдолблены наподобие створок морских ракушек из твёрдого, чаще всего гренадильного или палисандрового дерева, а точнее, - из чёрного эбенового дерева, букса, пальмы и даже самшита. Однако, Форсайт немного уточняет «производственную» сторону вопроса и говорит, что в Испании «они делаются не из латуни, а из каштана- castana, и под именем castanuelos превратились в характерный инструмент испанского крестьянства». Но если придраться к английскому слову chestnut, имеющему двоякое значение «каштана» и «бабки», то можно предположить, что кастаньеты делаются также и из кости,- конечно, не лошадиной, а слоновой, что, кстати сказать, вполне подтверждается свидетельством Жозэфа Баггэрса. Однако, современные мастера заменили дерево таким сплавом, который вполне отвечает своему назначению и ничуть не уступает самым жёстким породам дерева.

Итак, обе створки имеют на ушках крохотные отверстия, сквозь которые пропущена шёлковая шнуровка, позволяющая исполнителю прочно укрепить кастаньеты в своей ладони. Это делается очень просто. Большой палец каждой руки пропускается в петлю снизу и снаружи между шнуром и ракушками. Шнур натягивается, и верхние концы - плавнички-выступы кастаньет - тесно смыкаются, тогда как самые створки их чуть-чуть расступаются. Свободные четыре пальца руки поочередно и вполне произвольно постукивают ракушками, отвечая в полной мере намереньям исполнителей, - вернее исполнительниц, - испанских девушек, владеющих искусством игры на кастаньетах с незапамятных времён и передающих его по наследству из поколенья в поколенье чуть ли не с младенческого возраста.

Старинные кастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, делались всегда двух размеров. Кастаньеты больших размеров назывались macho, держались левой рукой и отбивали основное движенье танца - el golpe, тогда как кастаньеты меньших размеров - hembra, находились в правой руке и выбивали весьма разнообразный и замысловатый рисунок - el redoble, которым, собственно, и отличалось сопровождение различных танцев и песен. В этих последних кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша, - во время перерыва в партии голоса.

Франсуа-Огюст Геварт приводит ряд особенно распространённых в Испании сопровождений к танцам. Все эти ритмические построения, как справедливо замечает Шарль-Мари Видор, в общем «мало разнообразны», но тем не менее они значительно сложнее того, что пишется современными композиторами под видом «испанской» музыки. Сэсиль Форсайт ещё резче упрощает эти рисунки и сводит их вообще к трём «основным» трёхдольным построениям, могущим повторяться, по его мнению, ad finem et nauseam - «до бесконечности и отвращения»...

Да это и понятно. Овладеть сложным искусством свободной игры на этой разновидности кастаньет далеко не так просто и отнюдь не каждому современному исполнителю не-испанцу удаётся достичь подлинного совершенства в этом направлении. Именно по этой причине, для северян и были созданы «упрощенные» или оркестровые кастаньеты, крайне далёкие от того, что так пленяло в жгучих испанских и цыганских плясках. Современные оркестровые кастаньеты бывают как из дерева, так и из металла. Деревянные кастаньеты состоят из маленькой, удобно помещающейся в ладони исполнителя рукоятки, с одной или двух сторон которой, в зависимости от разновидности, неподвижно укреплены две дольки, так же напоминающие своим видом створки морских ракушек. Одна или две другие дольки, - по одной на каждую сторону,- прилажены с таким расчётом, чтобы мгновенно отвечать на малейшее, несколько судорожное движение руки исполнителя и свободно выстукивать столь памятные своим острым пощёлкиваньем, ритмические построения отнюдь не затейливого склада. Здесь-же уместно заметить, что «односторонние» кастаньеты, состоящие из рукоятки и двух долек только с одной стороны её, не располагают большой силой звука ни в отдельных ударах, ни в tremolo, тогда как «двухсторонние», снабжённые двумя парами долек, расположенными либо рядом, либо на противоположных концах, напротив, способны дать звучание значительной силы. Металлические кастаньеты, по своему устройству ничего, конечно, не имеющие общего с собственно кастаньетами, сделаны ещё проще. Они очень близко напоминают самые обыкновенные щипчики для сахара с той только разницей, что их плоские лапки заменены здесь крохотными мисочками. Но ни те, ни другие не идут дальше убогой побрякушки и ни в какой мере не могут соперничать с подлинными кастаньетами. Тем не менее, эти «оркестровые кастаньеты», которые во время игры исполнитель держит правой рукой за ручку и, встряхивая ими, заставляет ударяться чашечками друг о друга,- вполне удовлетворяют всем несложным требованиям так называемой «испанской музыки», столь щедро разбросанной в произведениях целого ряда композиторов.


Источник: Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. - Т.2. - М., 1953.



Музыканты часто используют Газели для перевозки музыкальных инструментов и аппаратуры. Это удобно и практично. А чтобы ваш незаменимый помощник работал всегда исправно позаботьтесь о ремонте газового оборудования на Газель и установке новейшего оборудования. Быстрая доставка аппаратуры к мечту назначения - это залог вашего успеха!



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "КАСТАНЬЕТЫ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-10-31


Теги: кастаньеты, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0