Принцип записи звуковой волны первым описал французский поэт,
музыкант и изобретатель-любитель Шарль Кро в 1877 году, однако до
постройки аппарата, который был назван им "аутографический телеграф",
дело не дошло. Томас Эдисон в 1878 году сделал такое же открытие
независимо от изобретения Шарля Кро. Он первым построил аппарат и
назвал его "фонограф".
Фонографы получили необычайное распространение. Запись производилась на
вращающийся металлический валик, который покрывали сначала специальным
сплавом, потом использовали слой воска, оловянную фольгу. С помощью
фонографа стали обучать иностранным языкам, лечить заикание,
создавались записи сигналов военной и пожарной тревоги. Записывались
голоса знаменитых певцов, артистов, писателей, популярные песенки и
арии из опер, монологи из известных пьес, модные скетчи популярных
комиков. Вот одна из таких записей 1898 года — запись шутливой песенки в исполнении американского артиста.
Так выглядел первый в мире фонограф с восковым валиком, созданный Эдисоном в 1878 г.
В Россию фонограф пришел почти сразу после изобретения его Эдисоном.
Благодаря фонографу сохранились записи игры С. И. Танеева, Антона
Рубинштейна, мальчика-виртуоза Яши Хейфеца, юного Иосифа Гофмана,
голосов Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, А. И. Южина-Сумбатова и
многих других исторических личностей. Фонограф не исчез и с
изобретением граммофона в 1880-х годах. Он охотно использовался
обывателями еще долгие годы, вплоть до конца 1910-х годов. Однако фонограф имел тот недостаток, что его записи существовали только в одном экземпляре.
Спустя только десять лет после появления фонографа, в 1887 году,
немецкий инженер Эмиль Берлинер придумал аппарат, который записывал
звук не на валик, а на пластинку. Это открывало дорогу массовому
производству грампластинок. Берлинер назвал свой аппарат "граммофон"
("пишу звук"). Долго шли поиски материала для грампластинок,
определение не искажающей звук скорости ее вращения. Только 1897 году
остановились на диске из шеллака (вещества, вырабатываемого тропическим
насекомым - лаковым червецом), шпата и сажи. Этот материал был довольно
дорог, но замена появилась с изобретением твердых пластмасс в 1940-х
годах. А скорость вращения в 78 об/мин была определена к 1925 году. Изобретение Берлинера породило настоящий граммофонный "бум". В Россию
грамзапись пришла из-за границы, и до самого 1917 года граммофонное
производство находилось в руках иностранцев.
Первой фирмой, пришедшей на российский рынок, была фирма
самого Эмиля Берлинера — "Граммофон Берлинер", в России просто
"Граммофон". Фабричная марка фирмы — "Пишущий амур" — стала в России
очень популярна. Почти одновременно начала деятельность в северной
столице немецкая фирма "Интернациональ Зонофон" или просто - "Зонофон".
В 1901 году парижская фирма "Братья Патэ" открыла магазин на Невском
проспекте. В конце 1890-х на петербургском рынке появляются записи М.
Г. Савиной, Ф. И. Шаляпина,В. Ф. Комиссаржевской…
Граммофон с рупором. Нач. ХХ в.
В начале ХХ века появилась первая в России граммофонная фабрика. Она
открылась в Риге в 1901 году. А в 1902-м англо-немецко-американское
"Общество Граммофон", при участии петербургского инженера Василия
Ивановича Ребикова, основало первую в Петербурге фабрику граммофонов и
грампластинок. Фабрика Ребикова выпускала до 10 тысяч пластинок в год и
делала в год до 1000 записей, в основном русского репертуара: это хор
А. А. Архангельского, оркестр В. В. Андреева, оркестр лейб-гвардии
Преображенского полка, народные исполнители, петербургские певцы и
артисты: бас М. З. Горяйнов, тенор Н. А. Ростовский, актер Н. Ф.
Монахов, певица Варя Панина.
В начале ХХ века в петербургских фирмах были записаны голоса певцов
И. В. Ершова, Н. Н. Фигнер, Н. И. Тамара, И. А. Алчевского, хоры и
оркестры, многие иностранные гастролеры. В 1907 году фирма "Братья
Патэ" начала в Петербурге продажу "патэфонов" — переносных
("портативных") граммофонов. Помимо грамзаписи существовала механическая запись звука. Это
— механические фортепиано. Запись в них производилась с помощью
специального механизма на бумажную ленту — перфоленту. Патент на это
изобретение первым взял в 1903 году Эдвин Вельте во Фрайбурге
(Германия). Он назвал аппарат "Вельте Миньон". Вскоре появился подобный
аппарат фирмы "Фонола".
Перфолентак механическому пианино
С 1904 г. и до начала первой мировой войны было
записано несколько тысяч рулонов, запечатлевших искусство музыкантов
разных европейских стран. Были сделаны записи Анны Есиповой, Александра
Скрябина, Александра Глазунова, Клода Дебюсси, Густава Малера, Рихард
Штрауса,Феруччо Бузони и многих других. Тогда же в США были созданы два значительных
производства механической записи — "Duo Art" и "Ampico". На них
записывались Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Иосиф Левин, Александр Зилоти. Механическая запись оставалась популярной у пианистов до начала 1930-х гг.
В конце 1920-х гг. была изобретена электрическая звукозапись, которая
необычайно расширила возможности звукозаписывающей индустрии. Резко
повысилось качество записей. Электрическая запись еще не столь
совершенна, как электронная или поздняя цифровая, но она уже сильно
превосходит электромеханическую грамзапись Берлинера. Эти пластинки созданы с помощью техники
электрозаписи. В те годы были сделаны уникальные записи голосов многих
русских артистов, записаны концерты музыкантов, оркестров, хоров,
оперных спектаклей. Электронная запись была изобретена в конце 1940-х годов. Это, а
также создание твердых видов пластмассы, сделало возможным наладить
выпуск в эти годы долгоиграющих пластинок.
Виниловая пластинка фирмы "Мелодия"
Цифровая запись появилась в конце 1950-х годов. В конце 1980-х, с появлением компьютерных звуконосителей, грампластинки
стали выходить из употребления. Цифровая технология, появление CD и
DVD-дисков, казалось, вытеснили грампластинку с мирового рынка. Однако
специалисты вскоре пришли к выводу, что цифровая звукозапись имеет ряд
недостатков, не позволяет воспроизводить в полном объеме все краски и
все особенности музыкального звука. В конце 1990-х многие зарубежные
фирмы вернулись к производству грампластинок и электронных
проигрывателей. Эта индустрия развивается и сегодня. Техника записи,
конечно, усоврешенствовалась по сравнению с 1950-ми годами. Новые
грампластинки иностранного производства появились в 1990-х и на
российском рынке.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В РОССИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.