Солист «Модерн
токинг» Томас Андерс признавался, что наибольшее влияние на его
творчество оказала именно группа «АББА». По мнению музыкальных критиков, причина колоссального
успеха поп-феномена XX века заключается в удачной комбинации
музыкальных способностей её участников, хорошей организации
гастрольно-рекламных кампаний, таланте композиторов, сочинявших
мелодичные песни, которые моментально становились хитами.
Все четверо участников группы — Бьёрн Ульвеус, Бенни
Андерссон, Анни-Фрид Лингстад и Агнета Фельтског — были известными
музыкантами ещё до того, как объединились в квартет.
Ульвеус и Андерссон выступали в составе двух
популярнейших шведских ансамблей. Бьёрн, родившийся 25 апреля 1945 года в
Гётеборге, являлся солистом фолк-группы «Хутенанни сингерс». Ещё в
детстве он научился играть на гитаре и банджо, освоив популярный стиль
«скиффл». Бенни появился на свет 16 декабря 1946 года в пригороде
Стокгольма. Его любимыми музыкальными инструментами были аккордеон и
фортепиано. Бенни пел в поп-группе «Хеп старз».
Можно сказать, что именно со знакомства Ульвеуса и
Андерссона в июне 1966 года началась история группы «АББА». Они сразу
нашли общий язык и вскоре уже писали вместе песни, в том числе и для
певицы Анни-Фрид (Фриды) Лингстад. Она родилась в заполярном норвежском
городке Нарвике 15 ноября 1945 года. Фрида пела с джаз-бэндами, а потом
создала собственную группу. В 1967 году судьба свела её с Бенни
Андерссоном. Они стали жить вместе. К этому времени у них уже было по
двое детей.
Нашёл себе спутницу жизни и Бьёрн. Его избранница,
певица Агнета Фельтског, родилась 5 апреля 1950 года. Она много
гастролировала, её песни попадали в шведские хит-парады. В начале июля
1971 года Агнета и Бьёрн поженились. На свадебной церемонии
присутствовало более трёх тысяч человек — друзей, поклонников и
репортёров. Бенни играл на церковном органе свадебный марш Мендельсона и
свою композицию «Свадьба».
Время встречи со Стигом Андерсоном, директором
шведской музыкальной фирмы «Полар», а также музыкантом, композитором,
примерно совпадает с моментом распада групп, в которых выступали Бьёрн и
Бенни. Молодые музыканты начинают активно сотрудничать с этой фирмой.
Они выпускают первую пластинку, где в роли бэк-вокалисток выступили
Анни-Фрид и Агнета.
Дебют четвёрки состоялся в одном из ресторанов
Гётеборга. По признанию самих музыкантов, шоу не вызвало энтузиазма у
публики. Лишь весной 1972 года после записи песни «Людям нужна любовь» о
них заговорили в Швеции и в ряде европейских стран.
Вместе со Стигом Андерсоном Бьёрн и Бенни пишут
несколько хитов, получивших признание за границей. Женские партии
начинают звучать в ансамбле «на равных» с мужскими, и образовавшаяся
группа именует себя «Бьёрн, Бенни, Агнета и Анни-Фрид». Это название
сохраняется до того момента, пока о группе не начинают так много
говорить и писать. И постепенно название укорачивается до «АББА», то
есть до первых букв имён каждого из участников.
Началом международного взлёта квартета принято
считать победу на конкурсе Евровидения в Англии в апреле 1974 года с
композицией «Ватерлоо». Стиг Андерсон перед конкурсом объехал несколько
европейских столиц для продвижения записей группы. Вскоре после триумфа
сингл «Ватерлоо» возглавил европейские чарты и даже вошёл в американский
хит-парад.
Менеджер группы ограничил количество концертов,
сосредоточив внимание музыкантов на работе в студии. Практически для
каждой песни ансамбль делал её вариант для показа по телевидению с целью
рекламы будущего хита, затем следовали выступления в концертах и лишь
после этого подготовленная таким образом публика получала новую песню на
пластинке.
Каждый концерт группы «АББА» становился событием, а
каждая новая запись — мегахитом: «Мамма миа», «Танцующая королева»,
«Деньги, деньги, деньги». Две последние песни вошли в альбом «Прибытие»,
побивший рекорды продаж квартета не только в Швеции, но по всему миру.
«Моей любимой песней всегда была „Танцующая королева", — говорит
Фрида. — Я думаю, что это настоящий шедевр. Я помню, как Бенни вернулся
домой с записью саундтрека. Мелодия показалось мне такой красивой, что я
заплакала».
Весь мир охватила «аббомания». Группа совершает
грандиозный тур, стартовавший в Европе и закончившийся в Австралии. «Мы
хотим „АББА"!» — повсюду скандировали поклонники. На основе
австралийских гастролей был снят фильм о группе. «Привет, Сидней! Мы
заставим вас забыть про дождь!» — кричали музыканты, и толпа заходится в
восторге.
Музыканты не могли выйти из отеля и осмотреть местные
достопримечательности, так как фанаты не давали им прохода. Отныне к
именам музыкантов прикреплялось название группы. Фельтског, она же
АББА-Агнета, сетовала: «Сначала нас было четверо, потом появился
АББА-Стиг, жена-АББА-Стига, даже одного из моих экс-бойфрендов окрестили
АББА-Диком на какое-то время».
Мужчины восхищались солистками ансамбля. Устраивались
диспуты, кто красивее: шатенка (Фрида) или блондинка (Агнета).
Последняя, кстати, обладала самой сексуальной попкой в мире, по крайней
мере, такой вывод сделали из опроса общественного мнения.
Между певицами не было особой дружбы. «Агнета и Фрида
стали соперницами, к тому же обе обладали трудным характером, —
утверждает журналистка Брита Ахман. — Агнета — домоседка, а Фрида
страшно любила шумные вечеринки. Кроме эстрады их ничего не связывало.
Фрида обожала блистать в обществе, а Агнета больше всего на свете
мечтала вернуться в гостиницу, чтобы всласть поговорить по телефону с
детьми (она с Бьёрном воспитывала дочь Линду и сына Кристиана)». Помимо
этого у Фельтског нелегко складывались отношения с прессой, ей хотелось,
чтобы журналисты писали лишь про её музыкальное творчество. Она считала
оскорблением для себя, что самые интимные её переживания становятся
предметом всеобщего обсуждения.
Ансамбль не только вызывал восторги миллионной армии
фанатов, но и пользовался благосклонностью музыкальных критиков,
отмечавших беспрецедентный успех шведских поп-музыкантов, нарушивших
монополию англичан и американцев в мировом шоу-бизнесе.
В интервью газете «Нью-Йорк таймс» Стиг Андерсон
(которого частенько называли «пятым участником» ансамбля) заявил: «Можно
сказать, что мы самая успешная группа на свете, потому что продали
пластинок больше, чем кто бы то ни было, больше, чем „Битлз" или Элвис
Пресли: от 75 до 100 миллионов синглов, альбомов и кассет…»
Несмотря на то что в январе 1979 года Бьёрн и Агнета
объявили о разводе, творческие планы группы не изменились. «АББА»
совершила большое гастрольное турне по Канаде, США, Европе, Японии.
И всё-таки знаменитый и неповторимый ансамбль
распался. Как позже говорили музыканты, они просто устали друг от друга.
Всем хотелось новых впечатлений.
После развода с Бенни Фрида выступала сольно,
снималась в кино и счастливо жила с третьим мужем — принцем Хенриком
Руссо Реуссом. Супруги вели светскую жизнь, дружили с королевской
семьёй. Хорошие времена для Фриды закончились в 1998 году, когда в
автомобильной катастрофе погибла её 30-летняя дочь. Не успела певица
прийти в себя после этой трагедии, как выяснилось, что у мужа рак. Он
скончался, не дожив немного до пятидесяти лет. Во время похорон рядом с
Фридой были королева Швеции Сильвия и бывший муж Бенни Андерссон…
Пережив трагедию, Фрида занялась
благотворительностью. Даже в России она патронирует многодетную семью
православного священника (у него 40 детей — своих и приёмных!),
проживающую в Оренбургской области.
Не менее драматично складывалась жизнь Агнеты
Фельтског. Она обручилась с полицейским, затем вышла замуж за врача
Томми Сонненфельда, с которым развелась три года спустя. Агнета
уединилась сначала на островке Экеро, а затем в маленьком доме в лесу.
Правда, последний переезд она совершила из-за Герта ван дер Графа,
шофёра из Голландии, много лет донимавшего певицу неуёмной страстью.
Герт влюбился в солистку группы «АББА» в 1974 году,
когда ему было восемь лет. Агнета стала его богиней. Сначала он просто
приезжал в Швецию, надеясь хотя бы краешком глаза увидеть своего кумира,
потом продал дом в Голландии и купил коттедж неподалёку от особняка
Фельтског. В 1997 году «случайно» столкнулся с ней на прогулке. Несмотря
на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, у них начался роман. Через два
года Агнета попыталась прекратить эти отношения, но Граф из обожателя
превратился в преследователя. Даже полиция не могла его остановить. У
этой истории печальный конец: труп Графа выловили из амстердамского
канала. Говорят, это было самоубийство. Зато Агнета теперь могла
вернуться из лесного домика в особняк на острове.
«Мужская» часть группы «АББА» вместе с известной
шведской постановщицей Биргит Кульберг создала спектакль «Аббалет» —
музыкально-хореографическое произведение по мотивам наиболее удачных
шлягеров квартета. Шведская критика высоко оценила работу и назвала её
«реквиемом по „АББА"», выразив надежду на рождение новой карьеры двух
талантливых музыкантов. Так оно и случилось: вместе с поэтом Тимом
Райсом Бьёрн и Бенни сочинили мюзикл «Шахматы».
Бьёрн и Бенни продолжили творческое содружество и
создали в 1995 году мюзикл «Кристина из Дувемолы», который, по мнению
критиков и меломанов, стал лучшим из всего, что сделано блестящим
дуэтом. Благодаря этой эпохальной работе Ульвеус и Андерссон были
признаны в Швеции классиками.
Окрылённые успехом, они сотворили мюзикл «Мамма
миа» — своего рода попурри на темы 22 самых известных песен группы
«АББА». Премьера состоялась в Лондоне в апреле 1999 года, ровно четверть
века спустя после триумфального дебюта шведского ансамбля на конкурсе
«Евровидения» в Брайтоне. Успех был потрясающим.
Вскоре состоялась премьера мюзикла в Торонто, а затем
настала очередь Сан-Франциско. В этом городе официантка пиццерии Кэти
Шаррмашшер вручила своим кумирам — Бенни Андерссону и Бьёрну Ульвеусу —
огромную пиццу «Мамма миа».
Наконец в феврале 2005 года все участники группы
«АББА» собрались вместе в Стокгольме на премьере мюзикла «Мамма миа» на
шведском языке. Впервые за последние двадцать лет! Встреча друзей могла
состояться чуть раньше, но Агнета отказалась приехать на пятую годовщину
мюзикла в Лондон, сославшись на то, что она боится летать на самолётах.
«Иногда приятно встретиться со своими поклонниками, и
если я могу сделать их счастливыми, раздав несколько автографов, это
замечательно, — сказала Фрида. — Когда мы исполняли эти песни, мы не
думали, что они будут так популярны спустя столько лет. Я получаю письма
от поклонников-подростков, хотя по возрасту гожусь им в бабушки. Это
чудесно, не правда ли?»
«АББА» снова в моде. Успешно гастролируют «клоны»
популярной группы (например, «АББАмания»). Проводятся фестивали
«АББА-фест», в рамках которого молодые артисты исполняют «вживую»
несколько песен своих кумиров.
К творчеству группы всё чаще обращаются
поп-музыканты. Так, Мадонна попросила у Бьёрна и Бенни разрешения
использовать фрагмент хита «Gimme! Gimme! Gimme!» в своей композиции
«Hung Up». В письме, которое доставил помощник поп-дивы, она утверждала,
что является давней поклонницей ансамбля «АББА».
В канун празднования 50-летия международного конкурса
«Евровидения» его организаторы решили определить «хит всех времён и
народов». По итогам опроса среди телезрителей более чем в 20 европейских
странах лучшей песней была признана «Ватерлоо» группы «АББА».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Группа "АББА""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.