Проблеме трагической судьбы рода посвящено и самое позднее произведение
Эсхила, «Орестея» (458 г.), единственная целиком дошедшая до нас
трилогия. Уже по своей драматической структуре «Орестея» гораздо
сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актер, введенный
молодым соперником Эсхила Софоклом, и новое устройство сцены —
с задней декорацией, изображающей дворец, и с проскением.
Сюжет
«Орестеи» — судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие
за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим
братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. В роду
Атрея не прекращаются поэтому тяжелые преступления, порожденные
демоном мщения Аластором: сын Атрея Агамемнон приносит в жертву
богам свою дочь Ифигению, жена Агамемнона Клитеместра (или Клитемнестра)
убивает своего мужа с помощью Эгисфа, оставшегося в живых сына
Фиеста; сын Агамемнона Орест мстит за отца, убивая мать и Эгисфа.
До Эсхила сказания эти уже неоднократно разрабатывались в греческой
поэзии: о них упоминается в «Одиссее», они входили в состав киклической
поэмы «Возвращения» (стр. 69); среди заглавий хоровых стихотворений
Стесихора имеется «Орестея». Дельфийская религия, боровшаяся с
институтом родовой мести, восприняла миф об Оресте, придав ему
соответствующую концовку во славу дельфийского бога: после того
как Орест убил свою мать, он был «очищен» Аполлоном; благодаря
этому божественному вмешательству, родовое проклятие потеряло
силу, и цепь преступлений оборвалась. Эсхил сохранил в «Орестее»
проблему прекращения родовой мести, поставленную дельфийской» версией мифа, но разрешил ее по-новому, не удовлетворяясь дельфийским
ритуальным «очищением».
Первая часть трилогии — «Агамемнон». Здесь изображается преступление
Клитеместры. Действие трагедии происходит в Аргосе, перед дворцом
Агамемнона, и начинается в тот момент, когда огни, зажженные на
горных вершинах Греции, возвещают о падении Трои. Все искусство
поэта направлено к тому, чтобы с самого начала трагедии создать
настроение надвигающейся неотвратимой беды, и каждая новая радостная
весть о возвращении Агамемнона вызывает нарастание тревоги. Двусмысленные
речи и темные намеки Клитеместры предвещают недоброе, хор артосских
старцев поет мрачные песни о мстительном божестве, о жертвоприношении
Ифигении, победное ликование 'переходит в скорбное и гневное изображение
ужасов троянского похода, в котором эллинская рать погибала «ради
чужой жены», из-за личной обиды Менелая и Агамемнона. Даже глашатай,
сообщающий о приближении царя, явившийся в город как «добрый вестник»,
вынужден принести печальное известие о катастрофе, которая постигла
на море значительную часть возвращающегося греческого флота. Хор
предается размышлениям о том, что преступление неизбежно порождает
новые преступления, а Правда предпочитает светить в закопченных
хижинах, отвращая взоры от осыпанных золотом чертогов, богачей.
И как бы в ответ на эти мысли хора,являющегося здесь выразителем
убеждений самого Эсхила, Агамемнон въезжает на победной колеснице
и, словно восточный царь, торжественно вступает в дом по пурпурному
ковру — навстречу своей судьбе. Зловещая атмосфера достигает наибольшей
напряженности в сцене видения пленной троянской пророчицы Кассандры:
перед ее очами проходит и старинное злодеяние Атрея и подготовляющееся
в стенах дома убийство Агамемнона, которого жена убьет в бане
ударом топора, и ее собственная гибель от руки той же Клитеместры.
Наконец, изнутри дома раздается предсмертный крик, Агамемнона.
Отныне Клитеместра и ее возлюбленный Эгисф будут царить в Аргосе,
но хор отказывает им в признании, угрожая грядущим мстителем Орестом.
Этим кончается первая часть трилогии. Идея наследственного проклятия
сохранена здесь в полной силе, но проклятие, как всегда у Эсхила,
действует через сознательную волю людей. Властный образ Клитеместры,
мстящей мужу за убитую дочь и желающей доставить царство своему
возлюбленному, подан чрезвычайно ярко; четко очерчены и другие
действующие, лица, даже второстепенные.
Вторая драма трилогии — «Xоэфоры» («Приносительницы возлияний»).
Выросший на чужбине Орест возвращается в Аргос, чтобы отомстить,
по повелению оракула Аполлона, за смерть Агамемнона. Возникает
моральный конфликт: долг мести за отца требует нового ужасного
преступления, убийства матери. Начало трагедии развертывается
у могилы Агамемнона: там Орест встречает свою горюющую сестру
Электру и хор рабынь; их послала Клитеместра совершить возлияние
у могилы, так как была испугана мрачным сновидением. Происходит
сцена «узнания»; Электра признает в чужеземце своего брата. Встреча
с сестрой, плач и заклинания над могилой отца, сообщение о сне
Клитеместры — все это укрепляет решимость Ореста. Проникнув во
дворец под видом странника, сообщающего о смерти Ореста, он убивает
сперва Эгисфа, а затем Клитеместру.
Воля Аполлона выполнена, но после убийства матери Ореста охватывает
безумие, и он убегает, преследуемый Эриниями (богинями мщения).
Заключительная трагедия — «Эвмениды» изображает борьбу богов
вокруг Ореста. Эринии, «старые богини», сталкиваются здесь с «младшими
богами», Афиной и Аполлоном. Как уже было сказано, Эсхил отвергает
дельфийский вариант мифа, согласно которому Аполлон «очистил»
Ореста и тем спас его. Заступничество Аполлона оказывается у Эсхила
недостаточным; первая часть трагедии изображает Эриний, грозящих
Оресту в самом дельфийском святилище. Затем действие переносится
в Афины. Обе стороны обращаются к богине Афине. Но в то время
как Эринии, воплощающие родовой принцип кровной мести, требуют
безусловного отмщения за убийство, без всякого разбора дела, Афина,
покровительница демократической государственности, ставит вопрос
о мотивах убийства и считает необходимым судебное разбирательство.
Она учреждает суд присяжных, в состав которого входят лучшие афинские
граждане, и сама на этом суде председательствует. Эринии обвиняют
Ореста, Аполлон выступает в качестве его защитника. Судебный спор
представлен Эсхилом как борьба между принципами отцовского и материнского
права. На этот характер спора впервые было обращено внимание Бахофеном
в его известной книге «Материнское право» (1861), и Энгельс считает,
что «это новое, но совершенно правильное толкование «Орестеи»
представляет собою одно из прекраснейших и лучших мест во всей
книге Бахофена».* Действительно, как указывает Энгельс, «весь
предмет спора сжато формулируется в прениях, лроисходящих между
Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитеместра совершила
двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца.
Почему же Эринии преследуют его, а не ее, гораздо более виновную?
Ответ поразителен: «с мужем, ею убитым, она в кровном родстве
не была». Убийство человека, не состоящего в кровном родстве,
даже когда он — муж убившей его женщины, может быть искуплено,
оно Эриний нисколько не касается; их дело — преследовать убийства
лишь среди родственников по крови, и тут, по материнскому праву,
тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери». Аполлон,
возражая Эриниям, подчеркивает значение родства по отцовской линии
и святость брачных уз. Голоса судей разделились поровну, причем
Афина подала свой голос за оправдание Ореста. Орест, таким образом,
оправдан; Афина превращает установленную ею судебную коллегию
(«ареопаг») в постоянное судилище по делам о пролитой крови, а
в честь Эриний учреждается в Афинах культ, и древние богини материнского
права будут отныне почитаться под именем, «Эвменид», «благосклонных
богинь», подательниц плодородия. «Отцовское право одержало победу
над материнским, «боги младшего поколения», как называют их сами
Эринии, побеждают Эриний, и в конце концов последние тоже соглашаются
занять новый пост на службе новому порядку вещей». Кроме того,
с учреждением ареопага отменяется кровная месть, и конец ей кладет не религиозное очищение, которого требовала
дельфийская религия, а организация суда. Как и в других произведениях
Эсхила, исторически прогрессивные начала торжествуют, и трагедия,
а с ней и вся трилогия, заканчивается прославлением Афин и возгласами
ликования. Драма сатиров «Протей» — на тему о приключениях Менелая
в его странствиях — не сохранилась.
Насыщенная драматическим движением и яркими образами, «Орестея»
чрезвычайно богата также и идейным содержанием. Трилогия эта чрезвычайно
важна для уяснения мировоззрения Эсхила. Поэт эпохи роста афинской
демократии, Эсхил убежден в осмысленности и благости миропорядка.
Устами хора в «Агамемноне» он полемизирует против представления,
будто счастье и несчастье механически чередуются в жизни людей
(ср., например, у Архилоха, стр. 78) и провозглашает незыблемость
закона справедливого возмездия. Страдание представляется ему одним
из орудий справедливого управления миром: «страданием приобретается
познание». Ясно выражены в «Орестее» и политические взгляды Эсхила.
Он возвеличивает ареопаг, старинное аристократическое учреждение,
вокруг функций которого в эти годы развертывалась политическая
борьба, и считает «безвластие» не менее опасным, чем деспотизм.
Эсхил занимает, таким образом, консервативную позицию по отношению
к демократическим реформам, проводившимся группой Перикла, но
консерватизм его обращен также и против тех сторон афинской демократии,
которые являются ее изнанкой. Власть денег, бесчеловечное отношение
к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное
осуждение со стороны художника, суровое миросозерцание которого
основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию.
Эти черты художника-гуманиста с еще большей яркостью проявляются
в другом замечательном произведении Эсхила, в трагедии «Прикованный
Прометей» (время постановки неизвестно). Старые, известные нам
уже из Гесиода мифы о смене поколений богов и людей, о Прометее,
похитившем с неба для людей огонь, получают у Эсхила новую разработку.
Прометей, один из титанов, т. е. представителей «старшего поколения»
богов, — друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей
принимал участие на стороне Зевса; но когда Зевс, после победы
над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его
новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям
небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни.
Раньше люди
Смотрели и не видели, и, слыша,
Не слышали; в каких-то грезах сна
Влачили жизнь: не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича,
Ютились в глубине пещер подземных,
Бессолнечных, подобно муравьям.
Они тогда еще не различали
Примет зимы, весны — поры цветов
И лета плодоносного; без мысли
Свершали все.
Письмо и счисление, ремесла и науки — все это дары Прометея людям.
Эсхил, таким образом, отказывается от представления о былом «золотом
веке» и последовавшем затем ухудшении условий человеческой жизни.
Он принимает противоположную точку зрения, разделявшуюся прогрессивной ионийской наукой: человеческая жизнь
не ухудшалась, а совершенствовалась, восходя от звероподобного
состояния к разумному. Мифологическим подателем благ разума, выводящим
человечество к культурной жизни, и является у Эсхила Прометей.
За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения Пролог трагедии
изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает
Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические
фигуры — Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только
грубую силу. Вся природа сочувствует страданиям Прометея; когда
в финале трагедии Зевс, раздраженный непреклонностью Прометея,
посылает бурю и Прометей, вместе со скалой, проваливается в преисподнюю,
хор нимф Океанид (дочерей Океана) готов разделить с ним его судьбу.
Новому властителю богов в «Прикованном Прометее» приданы черты
греческого «тирана»: он неблагодарен, жесток и мстителен. Жестокость
Зевса еще более подчеркнута эпизодом, в котором выводится другая
его жертва, безумная Ио, возлюбленная Зевса, преследуемая ревнивым
гневом Геры. В ряде ярких картин Эсхил рисует низость и угодничество
смирившихся перед Зевсом богов и свободолюбие Прометея, предпочитающего
свои муки рабскому служению у Зевса„ несмотря на все уговоры и
угрозы:
Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье.
Маркс, цитируя эти слова в предисловии к своей докторской диссертации,
замечает: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском
календаре».* Образ Прометея, человеколюбца и борца против тирании
богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми,
стал символом борьбы за освобождение человечества. По словам Маркса,
«признание Прометея:
По правде, всех богов я ненавижу
есть ее [т. е. философии] собственное признание, ее собственное
изречение, направленное против всех небесных и земных богов».**
Миф о Прометее неоднократно разрабатывался величайшими поэтами
нового времени. Бунтарский «Прометей» молодого Гете и проникнутые
революционным оптимизмом произведения Байрона («Прометей») и Шелли
(драма «Освобожденный Прометей») — самые выдающиеся. памятники
интереса к образу Прометея в Новой литературе.
Разумеется, глубоко религиозный Эсхил, в условиях раннего рабовладельческого
общества, не мог полностью раскрыть ту революционную и богоборческую
проблематику, которая им самим же была намечена в «Прикованном
Прометее». Согласию мифу, Геракл освобождал Прометея, и это изображалось
в трагедии «Освобождаемый Прометей», служившей продолжением «Прикованного
Прометея» От «Освобождаемого Прометея» сохранились только небольшие
фрагменты, которые не позволяют установить, в чем автор видел
разрешение конфликта между Прометеем и Зевсом. Не приходится,
однако, сомневаться в том, что у Эсхила цивилизация так или иначе
торжествовала над варварством В античном списке произведений Эсхила имеется также драма «Прометей огненосец». Очень возможно.
«что она составляла начальную или заключительную часть связной
трилогии, в которую входили «Прикованный» и «Освобождаемый Прометей»,
но точных сведений об этом нет.
Сохранившиеся трагедии позволяют наметить три этапа в творчестве
Эсхила, которые вместе с тем являются этапами становления трагедии
как драматического жанра. Для ранних пьес («Просительницы», «Персы»)
характерны преобладание хоровых партий, малое использоваиие второго
актера и слабое развитие диалога, отвлеченность образов. К среднему
периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив»
и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя,
охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее
развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и
образы эпизодических фигур («Прометей»). Третий этап представлен
«Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма,
многочисленными второстепенными образами и использованием трех
актеров.
Неизменно рисуя победу прогрессивных принципов в морали, праве
и государственном устройстве, Эсхил отражал основные исторические
тенденции своего времени. В его трагедиях изображались «борьба
и смена политических и моральных систем; его персонажи являются
представителями нравственных и даже космических сил. «Судьба и
страдания индивида интересуют Эсхила лишь как звено большой исторической
цепи, судьбы целого рода или государства, которую он чаще всего
развертывает в связной трилогии и приводит к жизнеутверждающему,
оптимистическому концу. В поведении отдельной личности Эсхил ищет
действия сверхиндивидуальных сил; в плане своего религиозно-мифологического
миросозерцания он представляет себе эти силы божественными. Поэт
никогда не стремится к углубленной индивидуальной характеристике;
центральные образы героев, появляющиеся в его поздних произведениях,
несложны, но зато отличаются огромной мощностью. Несложна и драматическая
структура пьес. Трагедия концентрируется вокруг одной ситуации,
одного события, которое должно потрясти зрителя. Многие приемы
Эсхила уже вскоре после его смерти казались архаическими и мало
драматичными; к числу их относятся, например, немая скорбь, длительное
молчание действующих лиц. Так, Прометей молчит, когда его приковывают;
долго молчит и Кассандра в «Агамемноне», несмотря на обращенные
к ней речи: в качестве наиболее яркого примера античные источники
приводят трагедию «Ниоба», героиня которой в продолжение значительной
части действия оставалась недвижно безмолвной на могиле своих
детей. Искусство ведения драматического диалога находится у Эсхила
еще в процессе становления, развиваясь от драмы к драме, и лиризм
остается одним .из важнейших средств художественного воздействия.
Хор, преобладавший в «Просительницах» и «Персах», играет большую
роль и в позднейших трагедиях, как носитель настроения («Агамемнон»,
«Хоэфоры»), а иногда и как действующее лицо («Эвмениды»).
Эмоциональная сила трагедии Эсхила поддерживается и мощным пафосом
его языка, богатого оригинальными и смелыми образами; л соответствии
с грандиозностью изображаемых конфликтов стилю Эсхила свойственны
известная торжественность и величавость, особенно в лирических
частях.
Торжественный, «дифирамбический» стиль Эсхила и малая динамичность
его пьес по сравнению с произведениями последующих поэтов казались
уже в конце V в. несколько архаическими. Позднейшая античность
обращалась к Эсхилу реже, чем к Софоклу и Эврипиду; Эсхила меньше
читали и меньше цитировали. То же имело место в XVI — XVIII вв.
Воздействие Эсхила на мировую литературу было в гораздо большей
степени косвенным, через посредство античных преемников Эсхила,
чем непосредственным. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее
значение имел Прометей, но далеко не все авторы,
разрабатывавшие миф о Прометее, обращались при этом к Эсхилу.
Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с
конца XVIII в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают
образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную,
религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его
глубоко прогрессивную сущность.
Источник:Тронский, И. М. История античной литературы: учебник для филол. спец. ун-тов / И. М. Тронский. - Л. : Учпедгиз, 1946.
Отдыхать мы любим всегда с комфортом. А что русскому человеку надо для полного счастья? Маленький домик, свежий воздух, белые берёзки, речка. И аренда коттеджей на выходные в Подмосковье - это то, что вам нужно. Это недорого и удобно.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Эсхил - отец античной трагедии. Часть 2"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.