Диана Вишнёва родилась в Ленинграде (Санкт-Перербурге) 13 июля 1976 года в семье инженеров-химиков. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 поступила в Академию русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее первым педагогом была Людмила Васильевна Бельская, в выпускном классе – Людмила Валентиновна Ковалева.
В 1994 году подающая надежды ученица отправилась в Швейцарию, в Лозанну, на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится ежегодно и считается по сей день самым престижным в мире конкурсом молодых артистов балета. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). В номинации «произвольный танец» Диана исполнила в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получила высший приз – Золотую медаль. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотой медали удостаивались только мальчики, а после, вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.
С победы на конкурсе началась бурная карьера Дианы Вишнёвой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 году она танцевала партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть: по-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 году Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».
В марте 1995 года студентка Вагановской академии Вишнёва выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.
Жизель
В 1995 году Диана окончила Академию им. А.Я. Вагановой и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала Ольга Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Фонд Джорджа Баланчина. Вишнёва получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере.
Февраль 1996 года, первый показ «Симфонии до мажор» Баланчина, Диана Вишнёва танцует
первый танец - сольную партию в 3-й части в паре с Сергеем Вихаревым. За эту роль Диана была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит».
Две премии в самом начале карьеры в Мариинском театре – «Бенуа де ля данс», «Золотой софит» – а ведь юная танцовщица даже еще не стала его примой! Впрочем, это произошло вскоре – в 1996 году Диана получает статус солистки Мариинского театра, и в этом же году она удостаивается премии «Божественная».
В 1996 году Диана Вишнёва принимает участие в следующих спектаклях и гастролях: Февраль – главная партия в спектакле Большого театра «Дон Кихот» в Москве (с Фарухом Рузиматовым), где состоялось награждение Дианы премией «Божественная». В том же месяце – сольная партия в 1-й части балета Джерома Роббинса «В ночи» (с Виктором Барановым).
Апрель – дебют Дианы Вишнёвой в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», посвященном Галине Улановой (партнер Виктор Баранов). Июнь – на сцене Эрмитажного театра Вишнёва впервые исполнила Фанни Черрито в «Па де катр» Антона Долина.
Сентябрь – Диана Вишнёва дебютировала в партии Авроры в балете «Спящая красавица».
Первое появление Дианы Вишнёвой в Лондоне состоялось во время сезона «Щелкунчиков» Мариинского балета в театре Колизеум (декабрь 1996 – январь 1997). На открытии гастролей Диана танцевала партию Маши с Фарухом Рузиматовым.
В 1997 году Диана Вишнёва возвращается на место своего первого триумфа – в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды для участия в гала-концерте. Она танцует па-де-де из балета «Корсар» в паре с Карлосом Акостой.
1997 год принес молодой балерине новую роль – она впервые исполнила Жар-птицу в одноименном балете Михаила Фокина. Диана вновь принимала участие в летних гастролях Мариинского театра в Лондонском «Колизеуме». В ее репертуаре на этих гастролях – главные партии в балетах «Дон Кихот», «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Жар-птица» и «Видение розы».
"Дон Кихот"
Диана Вишнёва – Китри, Фарух Рузиматов – Базиль
К 215-му балетному сезону Мариинского театра у Дианы Вишнёвой складывается имидж признанной звезды, она – одна из тех немногих прим прославленной труппы, которые определяют «лицо» театра. Темпераментная, яркая, Диана Вишнёва принадлежит новому поколению харизматических балерин-актрис, умеющих привнести в любую классическую роль свой неповторимый стиль. 12 октября 1997 года спектаклем «Ромео и Джульетта» Мариинский театр открывает новый сезон. На открытии сезона блистают Диана Вишнёва и Игорь Зеленский.
Ноябрь 1997 года – концерт звезд в Нью-Джерси, в котором Вишнёва танцует па-де-де из «Ромео и Джульетты» с Виктором Барановым, соло «Кармен» в хореографии Игоря Бельского и па-де-де из «Корсара» с Фарухом Рузиматовым. В ноябре же – гала-концерт в Нью-Йорке, на сцене Линкольн-Центра, посвященный Сергею Дягилеву. Здесь Диана танцует «Видение розы» с Владимиром Малаховым и па-де-де Чайковского-Баланчина с Вячеславом Самодуровым.
В январе-феврале 1998 года возобновляются связи двух великих российских театров – Мариинского и Большого. Диана принимает участие в обменных гастролях: Китри в «Дон Кихоте» с Фарухом Рузиматовым, первый дуэт в балете «В ночи» в программе «Вечер американской хореографии» и вариация в гран-па в «Пахите» в гала-концерте.
В июне 1998 года Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты «Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов исполняют главные партии во втором премьерном спектакле 26 июня. Манящая, дразнящая Кармен в интерпретации Вишнёвой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки, – она танцует вся: глазами, локонами, неповторимыми линиями каждого своего движения.
В том же месяце Вишнёва и Рузиматов получают приз «Балтика» как «лучший дуэт». Можно ли в жестких канонах классических балетов выразить собственное «я»? Именно это удается двум выдающимся танцовщикам. Узкие рамки классики не давят на их индивидуальность, а позволяют полнее раскрыться таланту. Привычные роли наполняются новым содержанием и поистине заставляют заблистать своих исполнителей.
Не смотря на это, молодая балерина мечтает попробовать себя в современной хореографии. Это происходит в 1999 году, когда Диана Вишнёва танцует сольную партию в «Поэме экстаза» Алексея Ратманского.
А в 2000 году Ратманский поставит на сцене Мариинского театра новый спектакль – балет Прокофьева «Золушка», – уже ориентируясь именно на Диану. Но об этом ниже.
"Золушка"
Игорь Колб – Принц, Диана Вишнёва – Золушка. Хореография Алексея Ратманского
Сохраняя хронологию событий, отметим участие Вишнёвой в гастролях Мариинки летом 1998 года в Граце (Австрия), где она исполнила «Спящую красавицу» на открытии гастролей.
В феврале 1999 года Диана дебютирует в заглавной партии балета «Жизель». В сезоне 1998–1999 Мариинский театр начинает попытки реконструкции прежних постановок.
30 апреля 1999 года осуществляется премьера реконструкции Сергея Вихарева «Спящей красавицы» Мариуса Петипа. На премьере Вишнёва танцует принцессу Аврору в паре с Андрианом Фадеевым.
Летом 1999 года Мариинский балет гастролирует в Нью-Йорке. Вишнёва танцует «Спящую красавицу», «Жизель», «Симфонию до мажор» и
Tchaikovsky Pas de deux.
В следующем сезоне Мариинский театр продолжает постановку балетов Баланчина. Премьера триптиха «Драгоценности» 30 октября 1999 года вызывает широкий резонанс прессы. Диана Вишнёва на премьере танцует сольную партию во второй части «Драгоценностей», в «Рубинах». В этой роли она – истинный «рубин»: ее искрящаяся манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника идеально соответствуют духу и хореографическому рисунку партии.
Следующая премьера сезона – «Манон» Кеннета Макмиллана – принесла Диане одну из самых любимых ею ролей. Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно прочувствована балериной. В этой партии на Втором фестивале балета «Мариинский» в 2002 году она будет блистать в паре со знаменитым премьером Парижской Гранд Опера Мануэлем Легри. И эту же партию она будет танцевать в ноябре 2001 и в январе 2002 с труппой Баварского Балета (Bavarian State Ballet) в Мюнхене (партнер Ален Ботайни (Alen Bottaini)). За роль Манон, а также за сольную партию в «Рубинах», Вишнёва вновь была выдвинута на соискание театральной премии «Золотая маска».
"Драгоценности (Рубины)"
Диана Вишнёва и Андриан Фадеев
Летом 2000 года в Лондоне, на сцене театра Ковент-Гарден, проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Мариинский стал первым международным коллективом, который выступил на сцене Ковент-Гарден после капитальной реконструкции здания. Первую часть гастролей открывала «Спящая красавица» с Дианой Вишнёва и Игорем Зеленским, а затем Диана танцевала главную партию в «Рубинах». Во второй части гастролей Диана исполнила главные партии в «Дон Кихоте», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте» и «Шехерезаде». Эти гастроли были поистине триумфальными.
В феврале 2001, на Первом Международном фестивале балета «Мариинский», Диана Вишнёва танцует «Жизель» с премьером Берлинского государственного балета Владимиром Малаховым, на заключительном гала-концерте фестиваля исполняет адажио из «Манон» (также с Малаховым) и вариацию в «Пахите».
В марте 2001 года Диана Вишнёва удостаивается «Золотой маски» – за сольную партию в «Рубинах» Джорджа Баланчина. Март 2001 года также приносит Вишнёвой дебют в партии Никии в балете «Баядерка».
28 апреля 2001 года Мариинский театр показывает премьеру трех балетов Ноймайера – «Весна и осень», «Теперь и тогда» («Now and Then» ) и поставленные специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнёва танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и партию Музы в «Звуках пустых страниц».
В мае 2001 года указом Президента России Диане Вишнёвой была присуждена Государственная премия в области литературы и искусства за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».
Летом 2001 года Мариинский балет вновь гастролирует в Лондоне, в театре «Ковент-Гарден». Диана Вишнёва танцует главные партии в «Спящей красавице», «Рубинах», «Манон», «Симфонии до мажор» и «Шехеразаде». На нескольких представлениях «Рубинов» и «Симфонии до мажор» ее партнером был премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Об этих гастролях снимают документальный фильм «Киров-балет. Люди и танцы».
"Красота в движении"
Диана Вишнёва («Повороты любви», хореография Мозеса Пендлтона)
В декабре 2001 года Диана дебютирует в театре Ла Скала в Милане: партия Авроры в «Спящей красавице» (версия Рудольфа Нуреева). Партнер – Роберто Болле (Roberto Bolle).
В феврале 2002 года Мариинский балет гастролирует в Вашингтоне, на сцене Кеннеди-Центра. Гастроли открываются «Спящей красавицей» с Дианой Вишнёвой в главной партии.
5 марта 2002 года в Мариинском театре состоялась мировая премьера балета «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишнёвой – не замарашка, превращающаяся в принцессу, а всегда – принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнёва в нем – то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. За эту роль Диана была номинирована на премию «Золотая маска».
На Втором Международном фестивале балета «Мариинский» в марте 2002 года Диана впервые танцует с премьером Парижской оперы Мануэлем Легри («Манон», «Рубины»), плодотворное сотрудничество с которым продолжается и в последующие годы (отрывок из «Кармен» на Третьем фестивале балета «Мариинский», март 2003; «Манон» Кеннета Макмиллана на сцене Гранд Опера, июнь 2003).
В апреле 2002 года Диана впервые исполнила заглавную партию в «Раймонде». В мае 2002 состоялся дебют Дианы Вишнёвой в Парижской опере («Дон Кихот» версии Рудольфа Нуреева с Хосе Мартинесем (José Martinez), одним из премьеров труппы).
Июль 2002 года – гастроли Мариинского балета на сцене Метрополитен-опера (Нью-Йорк) (главные партии в «Баядерке» Мариуса Петипа в реконструкции Сергея Вихарева, «Дон Кихоте» и «Рубинах»).
2002 год стал особо удачным для Дианы Вишнёвой по части гастрольных спектаклей и приглашений в престижные балетные театры мира. В сезоне 2002 – 2003 артистическим директором балетной труппы Берлинской оперы становится Владимир Малахов. По его инициативе Диана Вишнёва становится «приглашённой звездой» прославленной немецкой труппы. Новый балетный сезон Берлинская опера открыла балетом «Жизель» с Вишнёвой и Малаховым в главных партиях.
В октябре 2002 Вишнёва и Малахов танцуют на ежегодном балетном фестивале в Миккели (Финляндия), где они впервые вместе исполнили главные партии в «Спящей красавице», а также Tchaikovsky Pas de deux в хореографии Баланчина.
В декабре Малахов ставит в Берлинской Опере свою версию балета «Баядерка» и приглашает Диану на партию Никии (Солор – Владимир Малахов).
В декабре в Афинском театре «Мегарон» восемь раз был показан балет «Жизель» при участии солистов из разных трупп. Партии Жизели и Альберта исполняли Диана Вишнёва с Владимиром Малаховым и Светлана Захарова с Игорем Зеленским.
В октябре 2002 Диана в рамках гастролей Мариинского балета в театре Шатле (Париж) исполнила главные партии в «Жар-птице» Михаила Фокина, «Щелкунчике» в постановке Михаила Шемякина и в «Баядерке» Мариуса Петипа в реконструкции Сергея Вихарева.
Имя Дианы Вишнёвой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. В 2002 по опросу журнала Dance Europe Диану Вишнёву называют лучшей танцовщицей Европы.
2003 год расписан у балерины буквально по дням. Май – Берлинская опера, премьера Ballet Imperial Баланчина. Июнь – Гранд Опера, «Манон» с Мануэлем Легри.
В 2003 году состоялся дебют Дианы на сцене Метрополитен-опера (Нью-Йорк) в балете «Ромео и Джульетта» Кеннета МакМиллана и долгожданная премьера «Лебединого озера» с её участием в Берлинской государственной опере.
По итогам 2003 года Диана стала лауреатом премии «Душа танца» в номинации «Королева танца», вручаемой ежегодно журналом «Балет».
В 2004 году Диана много танцует в Берлине (Staatsoper) – «Лебединое озеро», «Жизель», «Кольцо» в Кольце (Бежар). Гастролирует с Владимиром Малаховым в Японии, Греции и Москве («Спящая красавица» в Большом).
16 февраля 2005 года исполнилось 10 лет выхода Дианы Вишнёвой на сцену Мариинского театра с её первым спектаклем («Дон Кихот»). Юбилей был отмечен её выступлением в «Жизели» 31 января на сцене театра, бенефисом в Консерватории 4 февраля с «Вечером современной хореографии» и бенефисом в Мариинском театре 26 марта в рамках Международного фестиваля балета «Мариинский».
"Баядерка"
Диана Вишнёва – Никия
24 мая 2005 года Диана стала прима-балериной Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен-опера (Нью-Йорк).
21 сентября 2005 года Мариинский театр открыл 223 балетный сезон традиционным «Лебединым озером». Нетрадиционно было то, что Одетту–Одиллию в спектакле впервые на родной сцене исполняла Диана Вишнёва.
9 и 11 января 2006 года с триумфом прошли выступления Дианы с труппой Парижской оперы, где она танцевала «Лебединое озеро» в редакции Рудольфа Нуреева.
29 апреля 2006 года на новой сцене Большого театра в Москве Диана исполнила в качестве приглашенной солистки «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича. Её выступление вызвало широкое и длительное обсуждение в прессе и на балетных форумах.
31 января 2007 Указом Президента России солистке Мариинского балета Диане Вишнёвой было присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.
17 сентября 2007 свой юбилейный 225 сезон Мариинский театр открыл балетом «Ромео и Джульетта» с участием Дианы Вишнёвой. А 7 октября 2007 на сцене Мариинского театра прошла премьера балета «Silenzio. Диана Вишнёва», который был поставлен Андреем Могучим и Алексеем Кононовым.
23 ноября 2007 у Дианы состоялся долгожданный дебют в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви».
13 февраля 2008 в Калифорнии (США) прошла мировая премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнёва: Красота в движении». Инициатором и продюсером проекта стал президент компании «Ardani Artists» Сергей Данилян, хореографами-постановщиками стали Алексей Ратманский («Лунный Пьеро»), Мозес Пенделтон (F.L.O.W. – «Из любви к женщине») и Дуайт Роден («Повороты любви»). Премьера программы прошла также в Нью-Йорке (21-24 февраля) и Москве (28, 29 февраля). Балетная критика оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу – как универсальную балерину и творческую личность.
Спектакль «Диана Вишнёва: Красота в движении» был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» (2009) в трех номинациях: «Лучший балетный спектакль», «Лучшая женская роль в балете» и «Приз критики».
В 2009 году в Американском балетном театре Диана станцевала ведущие партии в балете «Сильвия» Фредерика Аштона и «На Днепре» Алексея Ратманского.
В 2010 году у Дианы состоялось четыре балетных премьеры: «Дама с камелиями» в Нью-Йорке, «Пери» в Берлине, «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» в Санкт-Петербурге. А в сентябре 2010 года на Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма Рустама Хамдамова «Бриллианты», в котором одну из главных ролей сыграла Диана Вишнёва.
В сезоне 2010–2011 Диана Вишнёва представила работы с балетными компаниями Эдварда Лока («Новая работа Эдварда Лока») и Марты Грэм («Лабиринт»). Российская премьера балета «Лабиринт» состоялась на сцене Мариинского театра в рамках бенефиса Дианы Вишнёвой, посвященного 15-летию её творческой деятельности. 14 апреля 2011 года состоялась премьера балета "Парк" (хореография Анжелена Прельжокажа), за исполнение главной партии в котором Диана получила высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит".
В 2010 году по инициативе Дианы был учрежден Фонд Дианы Вишнёвой – культурная и благотворительная организация, действующая на территории России, США и Японии. Основные цели фонда – повышение доступности балетного искусства для различных слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь детям и ветеранам сцены.
В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера нового балетного проекта «Диана Вишнева: Диалоги», объединившая работы хореографов мирового уровня – Марту Грэм (США), Пола Лайтфута и Соль Леон (Голландия), Джона Ноймайера (Германия). «Диалоги» – это совместный проект Фонда Дианы Вишневой и Мариинского театра при участии американской компании «Ардани Артистс». Программа, состоящая из трех самостоятельных балетов, с успехом была показана затем в Москве и Нью-Йорке.
Диана Вишнёва и Тьяго Бордин
(«Диалог», хореография Джона Ноймайера)
С 13 по 15 апреля 2012 года в Казани, где обнаружились татарские корни Дианы, состоялся I Международный балетный фестиваль Дианы Вишневой. В рамках фестиваля публике была представлена классическая версия балета «Жизель». Главные партии исполнили Диана Вишнёва и её партнёр по сцене Американского балетного театра (АВТ) Марсело Гомес. Состоялся также Гала-концерт современной хореографии.
В 2012 году в Большом театре Диана исполнила балет Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии», а в АВТ 4 июня состоялась премьера возобновления балета Джона Кранко «Онегин», который Вишнёва давно мечтала станцевать. Как писала нью-йоркская пресса, дуэт Дианы Вишнёвой с Марсело Гомесом в «Онегине» не только продемонстрировал красоту танца, но и передал настоящий драматизм пушкинского романа. 6 ноября в рамках Санкт-Петербургского международного фестиваля "Дягилев P.S." балерина станцевала с Гамбург-балет в Михайловском театре "Даму с камелиями" в хореографии Джона Ноймайера.
17 февраля 2013 года в Лозанне Диана станцевала легендарное
«Болеро» Бежара. После Майи Плисецкой она стала первой за четверть века российской балериной, приглашенной выступить с труппой Мориса Бежара.